Деловая активность предприятия – оценка показателей и пути повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Результаты анализа деловой активности организаций необходимы, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и работникам налоговых служб. Собственники компании заинтересованы в том, чтобы иметь инструмент, позволяющий оценивать результаты профессиональной деятельности управленцев. Инвестору также необходимо оценить, насколько эффективна эта деятельность, насколько менеджмент организации способен удовлетворить ожидания инвесторов от финансовых вложений. И все эти пользователи информации, прежде всего, ставят перед собой задачу проанализировать на базе его бухгалтерской отчетности показатели финансового состояния организации с тем, чтобы на его основе сделать вывод о направлениях деятельности организации, обеспечить тем самым минимизацию возможных финансовых рисков

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические и методологические основы деловой активности……….…….5
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия………….......11
2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………...11
2.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия…….12
3. Деловая активность предприятия – оценка показателей и пути повышения..15
3.1 Оценка качественных показателей деловой активности……………...15
3.2 Анализ эффективности использования ресурсов……………………...20
3.3 Анализ соотношения темпов роста капитала, выручки и прибыли….21
3.4 Анализ оборачиваемости средств предприятия……………………….22
3.5 Анализ устойчивости экономического роста предприятия…………..26
3.6 Резервы и пути повышения деловой активности предприятия………30
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы………

Вложенные файлы: 1 файл

деловая активность.docx

— 96.66 Кб (Скачать файл)

1 этап. Выявление  стратегической группы конкурентов. Основное содержание составления карты стратегической группы.

Составление карты происходит следующим образом.

Прежде всего, выбираем ряд основных характеристик предприятий, наиболее часто этими характеристиками выступают:

- цена;

- ассортимент;

- уровень  обслуживания;

- сроки  поставки;

- дополнительный  сервис.

Составляем карту с двумя основными характеристиками, обязательно не корреллируемыми, таких как с парными не корреллируемыми может быть уровень сервиса. Для каждого предприятия на этих картах находится точка, в результате появляется множество точек, определяется некое пространство, в котором объединяются характеристики, наиболее близко расположенные с характером ООО «Лекс». Таким образом, в нарисованную окружность попадает ряд предприятий, занимающих схожую позицию по каждой паре характеристик.

На карте размер окружности приблизительно пропорционален величине доли предприятий в общем объеме. Т.е. выделяется очень узкая группа предприятий с максимально схожими позициями, именно между этими предприятиями и будет происходить наибольшая конкуренция (рисунок 2).

 

Уровень сервиса



1  «Лекс» 


2  «Бумага» 


3  «Перо» 


4  «Все для офиса» 



 

 

   

                                                               

                                  


                                                                                                                                             Цена

 

Рисунок 2 - Выявление предприятий конкурентов

Основными конкурентами предприятия ООО «Лекс» в г.Киров являются фирмы – «Бумага» и «Все для офиса».

2 этап. –  Состоит в определении относительных  преимуществ конкуренции. Прием этой части анализа: она проводится с позиции конкретного предприятия в сравнении с ООО «Лекс». Для проведения анализа строится таблица 5, в которой должны быть ранжированы основные характеристики, по которым происходит сравнение. Путем собственного анализа устанавливаем оценку каждой фирме по системе «0-1».

 

Таблица 5 - Определение  относительных принципов предприятий-конкурентов

Характеристика

Предприятия

«Лекс»

«Бумага»

«Все для офиса»

Цена, система расчетов

1

1

1

Способы оформления заказа

1

1

0

Качество товара

1

1

1

Сроки поставки

1

1

1

Широкий ассортимент

1

1

0

Уровень обслуживания

1

1

1

Уровень сервиса

1

1

1

Местоположение

0

1

1

Спектр дополнительных услуг

1

1

1

Всего баллов

8

9

7


 

Итог анализа конкурентов – ранжирование основных проблем по степени важности для жизнедеятельности ООО «Лекс» можно сделать следующие выводы.

ООО «Лекс» занимает устойчивое положение на рынке сбыта своей продукции, но руководству следует обратить внимание на удобство местоположения, по возможности расширить сеть представительств: посредники – напрямую влияют на выбор фирмой канала сбыта, т.к. обладают опытом работы на определенном рынке.

 

3.2 Анализ  эффективности использования ресурсов

 

Показатели эффективности использования ресурсов – показатели, характеризующие эффективность использования средств производства, материальных и трудовых ресурсов.

Динамика показателей интенсивности использования ресурсов позволяет определить тенденцию развития предприятия.

Для расчета и анализа динамики показателей составляется аналитическая таблица (таблица 6).

 

Таблица 6 – Показатели эффективности использования ресурсов

Показатель

2008г.

2009г.

2010г.

Отн. изм. 2010г. к 2008г., %

Производительность труда 1 работника, тыс.руб.

1017,8

1025,0

1107,7

108,1

Фондоотдача

9,02

9,53

10,22

113,3

Фондоемкость

0,11

0,10

0,10

90,9

Фондовооруженность труда, тыс.руб./чел.

112,8

107,5

108,3

96,0

Материалоотдача

3,62

4,31

3,74

103,3

Средняя зар. плата на одного работника ППП, руб.

11988

15490

19018

158,6

Прибыль на одного работника, руб.

240,9

219,3

224,9

102,6

Процент прироста средней зар.платы на один процент прироста производительности труда, %

1,2

1,5

1,7

0,5

Затраты на 1 рубль реализованной продукции, руб.

0,67

0,70

0,71

101,4


 

 

Фондоотдача, демонстрирующая объем продаж на 1 руб. основных фондов, увеличивается на 13,3% за счет увеличения производительности труда и технического совершенствования основных фондов в связи с изменения методов работы.

Фондоемкость, величина, обратная фондоотдаче и показывающая долю стоимости основных фондов, приходящуюся на каждый рубль выпускаемой продукции, уменьшается на 9,1%. Фондовооруженность уменьшается на 4,0%

Производительность труда на предприятии выросла на 89,9 тыс.руб., что составило 8,1%, в то же время средняя заработная плата выросла на 58,6%. Производительность труда на предприятии растет меньшими темпами, чем заработная плата, в связи с этим следует пересмотреть политику формирования оплаты труда.

 

3.3 Анализ  соотношения темпов роста капитала, выручки и прибыли

 

Определим соотношение темпов роста капитала, выручки от продаж, прибыли от продаж:

ТР.Пр. > ТР.Выр. > ТР.А. > 100%,

где ТР.Пр., ТР.Выр., ТР.А. - соответственно темпы изменения балансовой прибыли, выручки, суммы активов (капитала).

Определим темпы роста капитала:

28596 / 24324 * 100% = 117,6%

100%<117,6%. Данное неравенство означает, что валюта баланса больше на конец периода, чем 100%. ООО «Лекс» продолжает развиваться и наращивать темпы роста деятельности.

Определим темп роста выручки от продаж:

57600 / 45800 * 100% = 112,4%

117,6%>112,4%. Данное неравенство означает эффективность использования капитала. Таким образом, на каждый вложенный рубль собственного и заемного капитала оборачиваемость капитала снижается, т.е. получаем меньшее выручки от продаж продукции.

Для подтверждения этого неравенства рассчитаем оборачиваемость капитала:

2008г.: 45800 / 24324 = 1,88

2010г.: 57600 / 28596 = 2,01

Расчеты показывают, что оборачиваемость капитала увеличилась на 0,13. Изменения оборачиваемость капитала незначительно.

Определим темп роста прибыли от продаж:

5390 / 4452 * 100% = 121,1%

112,4%<121,1%. Темп роста прибыли от продаж больше, чем темп роста выручки от продажи, т.е. «Золотое правило экономики» выполняется, следовательно, произошел экономический рост по сравнению с предыдущим периодом.

 

3.4 Анализ  оборачиваемости средств предприятия

 

Финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет либо при том же объеме продаж высвободить из оборота часть оборотных средств, либо при той же величине оборотных средств - увеличить объем продаж. Поэтому показатели оборачиваемости называют показателями деловой активности. Средняя величина активов и пассивов (данные баланса) определяются как среднеарифметическое по данным на начало и конец года (показатель на начало года плюс показатель на конец года и разделить на два). Для анализа показателей оборачиваемости составляется аналитическая таблица (таблица 7).

Сумма высвобожденных средств из оборота в связи с ускорением (-Э) или дополнительно привлеченных средств в оборот (+Э) при замедлении оборачиваемости текущих активов определяется по следующей формуле:

Э = (Выручка/360)*(At1 – At0),

Э = 45800 / 360 * (143 – 151) = -1018 тыс.руб.

 

 

 

 

Таблица 7 – Показатели оборачиваемости активов и пассивов

Показатель

2008г.

2009г.

2010г.

Изменение 2010г. к 2008г.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

2,38

2,86

2,51

0,13

Длительность оборота оборотных активов, дн.

151

126

143

-8

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

6,14

7,92

7,07

0,93

Длительность оборота собственного капитала, дн.

59

45

51

-8


 

Из таблицы видно, что в 2010 году коэффициент оборачиваемости текущих активов равен 2,51, т.е. на каждые 100 рублей, вложенных в активы, величина выручки от продаж составляла 251 руб., по сравнению с 2008 годом эта величина увеличилась на 13 руб. Период оборота или количество дней, за которые совершается один оборот текущих активов, составил в 2010 году 143 дня, по сравнению с 2008 годом он уменьшился на 8 дней.

Оборачиваемость собственного капитала характеризует коэффициент оборачиваемости собственного капитала. За отчетный период размер продаж на каждые 100 рублей собственного капитала составил 707 рублей. По сравнению с 2008 годом он увеличился на 93 рубля.

Оборачиваемость оборотных активов, с одной стороны, зависит от скорости оборачиваемости основных и оборотных активов, а с другой - от его органического строения: чем большую долю занимает основной капитал, который оборачивается медленно, тем ниже коэффициент оборачиваемости и выше продолжительность оборота совокупных активов, т.е.:

Коб(сов.акт) = Удоб.акт * Коб(об.акт),

Тоб(сов.акт) = Тоб(об.акт)/Удоб.акт,

где Коб(сов.акт) - коэффициент оборачиваемости совокупных активов;

Удоб.акт - удельный вес оборотных активов (оборотного капитала) в общей сумме активов;

Коб(об.акт)  - коэффициент оборачиваемости оборотных активов;

Тоб(сов.акт) - продолжительность оборота совокупных активов;

Тоб(об.акт)- продолжительность оборота оборотных активов.

 

Таблица 8 – Исходные данные для проведения факторного анализа оборачиваемости совокупных активов

Наименование

2009г.

2010г.

Изменение

2010г. к 2009г.

Длительность оборота совокупных активов, дн.

164

179

15

Удельный вес оборотных активов в общей сумме активов

0,791

0,803

0,012


 

С помощью метода цепной подстановки рассчитаем, как изменилась оборачиваемость совокупных активов за счет структуры активов и скорости оборота.

Тоб(об.акт) усл1 = 164 / 0,791 = 207

Тоб(об.акт) усл2 = 164 / 0,803 = 204

Тоб(об.акт) усл3 = 179 / 0,803 = 222

Общее изменение продолжительности оборота совокупных активов

222 – 207 = 15 

в том числе за счет изменения:

- структуры:

204 – 207 = -3

- скорости  оборота оборотных активов:

222 – 204 = 18

Проверка:

-3 + 18 = 15

Таким образом, замедление оборачиваемости совокупных активов произошло из-за снижения скорости движения оборотного капитала, несмотря на увеличение его доли к общей сумме совокупных активов.

Большое значение при анализе деловой активности имеет длительность операционного и финансового циклов (таблица 9).

Таблица 9 – Продолжительность операционного и финансового циклов

Показатель

2008г.

2009г.

2010г.

Изменение 2010г. к 2008г.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

7,00

8,57

7,79

0,79

Длительность оборота дебиторской задолженности, дн.

51

42

46

-5

Коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов

2,42

3,01

2,65

0,23

Длительность оборота товарно-материальных запасов, дн.

149

120

136

-13

Продолжительность цикла бизнеса (операционного цикла), дн.

200

162

182

-18

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

5,12

6,72

3,68

-1,44

Длительность оборота кредиторской задолженности, дн.

70

54

98

28

Продолжительность финансового цикла, дн

130

108

84

-46

Информация о работе Деловая активность предприятия – оценка показателей и пути повышения