Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 07:56, курсовая работа
Цель исследования: теоретически провести анализ необходимости и цели проведения денежных реформ, изучить виды и методы проведения реформ. Провести исторический курс денежной реформы 1993 года в Казахстане ее предпосылки, а также провести опыт ее проведения.
Введение…………………………………………………………………...……3 1. Необходимость и цель проведения денежных реформ ………………..5
1.1 Виды денежных реформ………………………………………………….5
1.2 Методы проведения денежных реформ……………………………….9
2.История и предпосылки денежной реформы в Казахстане 1993 года…………………………………………………………………………….14
2.1 Предпосылки проведения денежной реформы в Казахстане 1993 года…………………………………………………………………………….14
2.2 Денежная реформа в Казахстане 1993 года.........................................16
3.Опыт проведения денежной реформы в Казахстане ……..…………..18
Заключение…………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………...24
Одномоментные реформы
могут осуществляться как с
предварительным
1.2 Методы проведения денежных реформ.
Мировой опыт знает два основных метода проведения денежных реформ: метод блокировки банковских счетов на предварительно определенный срок или даже на неопределенный срок и метод списания наличности и средств населения на банковских счетах с одновременной заменой их на новую денежную единицу по единственному или дифференцированному соотношением. Важно, что первый из указанных методов предоставляет необходимое оперативно-экономическое пространство правительству страны для сбалансирования денежной и товарной массы, а замороженные средства возвращаются владельцам после нормализации экономики и роста общественного производства. Цивилизованность метода блокировки банковских счетов заключается в том, что заблокированные средства можно конвертировать в ценные бумаги, которые не будут обесцениваться и будут одновременно приносить их владельцам доход. А с другой стороны, внедрение этого метода гарантирует защиту денежных масс населения и предпринимателей, одновременно предоставляя свободу действия инициаторам реформы для стабилизации товарного рынка и перестройки стабильной денежной системы. Метод списания наличности и средств населения на банковских счетах при одновременной их замене на новую денежную единицу по единому или дифференцированному соотношению. Этот метод преимущественно используется в процессе проведения одномоментных денежных реформ. В нем целесообразность применения дифференцированного соотношения может обосновываться разными причинами: достижение социальной справедливости относительно обнищалого большинства граждан, потребностями покрытия расходов на проведение денежной реформы и тому подобное. Но вследствие этого внедряется уравниловка, которая иногда способна принести больше вреда, чем ожидаемые доходы или социальную справедливость. Реформаторы могут при необходимости использовать разные варианты комбинирования этих методов, прибегать к применению других рычагов и приемов. Кроме подготовки экономических и организационных предпосылок денежной реформы, важное значение для ее успеха имеет правильный выбор метода стабилизации валюты в процессе реформы. Особенно актуальной эта проблема была в эпоху функционирования настоящих денег, когда государства путем реформы пытались восстановить систему металлического обращения или обращения разменных на металл денежных знаков. Денежные реформы осуществляются разными методами в зависимости от формы обращающихся денег, общественно-экономического устройства страны, полного или частичного преобразования денежной системы, политики государства. Денежные реформы могут сопровождаться изъятием из обращения всех или части обесцененных бумажных денежных знаков и замены их новыми деньгами бумажными либо металлическими, изменением золотого содержания денег или их валютного курса, порядка эмиссии, обеспечения, а также валютного регулирования. Наиболее типичными методами стабилизации денежной системы являются следующие:
1.Нуллификация–объявление государством обесценившихся старых денежных знаков недействительными и выпуск новых бумажных денежных знаков в меньшем количестве. До начала 20 века она сопровождалась возвратом к полноценным металлическим деньгам и разменным банкнотам. От нуллификации страдают те, кто имел денежные сбережения и вклады в банки страны, внешние инвесторы, зато государство выигрывает от заниженного и ограниченного обмена аннулированных денег. Нуллификация обычно проводится в период стабилизации экономики после гиперинфляции для восстановления доверия к национальной валюте. Это осуществляется после войны при создании самостоятельных государств и в развивающихся странах. В развитых странах в современных условиях вследствие жесткого регулирования денежного обращения и контроля за уровнем инфляции нуллификация не используется.
2.Деноминация – изменение нарицательной стоимости денежных знаков с их обменом по определенному соотношению на новые, более крупные денежные единицы. Проще говоря, зачеркиваются нули на денежных знаках. При этом на протяжении определенного периода времени в таком же соотношении пересчитываются все денежные обязательства в стране счета в банках, цены, тарифы, заработная плата и т.д. Деноминация предусматривает также замену старых денежных знаков на новые, но без ограничения сумм. Формально она носит технический характер, поскольку облегчает и упрощает счет, снижает издержки обращения и не затрагивает экономические основы стабилизации денежного обращения. Вместе с тем она может быть важным этапом в укреплении денежной системы, если проводится на завершающем этапе стабилизации экономики, финансов и подавления гиперинфляции, поскольку является важным моментом повышения доверия к национальной валюте. Деноминации бывают полные - обмениваются все денежные знаки всех существующих номиналов, и частичные - обмениваются банкноты одного или нескольких номиналов. Девальвация - снижение курса национальных денежных знаков по отношению к иностранной валюте при золотом стандарте - уменьшение металлического содержания денежной единицы, с прекращением размена кредитных денег на золото.
3.Девальвация при монометаллизме служила методом стабилизации внутреннего денежного обращения страны, когда государство снижало официальное золотое, серебряное содержание денежных знаков и возобновляло их размен на металл. Девальвация проводилась после того, как окончательно прекращался процесс обесценения денег и определялся их новый курс. Однако не все авторы относят девальвацию к методам проведения денежных реформ, мотивируя это тем, что при девальвации, равно как и при ревальвации, никаких изменений в денежной системе страны не происходит - денежная единица, виды денег, порядок эмиссии, масштаб цен, государственный аппарат, регулирующий денежное обращение, остаются прежними. Девальвация не устраняет проблемы денежного обращения и в современных условиях, не восстанавливает устойчивость национальной валюты. Более того, она ведет к снижению покупательной способности денег в результате повышения цен на импортируемые товары и раскручивает инфляционные процессы в стране. Она стимулирует экспорт продукции и обостряет конкуренцию на внешнем рынке. Центральный банк страны объявляет девальвацию при длительном дефиците платежного баланса страны из-за ее неконкурентоспособности на мировом рынке, вызвавшем снижение резервных активов до критической точки. Девальвация может быть открытой и скрытой. При открытой девальвации из обращения изымаются обесцененные бумажные деньги или происходит обмен таких денег на новые, устойчивые кредитные деньги, но по курсу, соответствующему обесценению старых денег. При скрытой девальвации государство снижает реальную стоимость денежной единицы по отношению к иностранным валютам, не изымая обесценившиеся деньги из обращения. Ревальвация– повышение металлического содержания денежных единиц или курса бумажных денежных знаков по отношению к металлу либо иностранной валюте.Девальвация стимулирует обесценение денег через механизм импортируемой инфляции, а ревальвация используется для ее сдерживания благодаря удешевлению ввозимых товаров. Если платежный баланс страны длительное время сводится с положительным сальдо, то центральный банк может принять решение о ревальвации национальной валюты. Но ревальвация не слишком выгодна государству. Ревальвация национальной валюты также увеличивает безработицу, потому что закрываются предприятия в отраслях экономики, не выдерживающих конкуренции с подешевевшими импортными товарами. По характеру проведения реформы делятся на 3 типа:
1. Денежные реформы формального
типа, которые сводятся
а) Необходимость улучшения
физических свойств (износостойкости,
плотности, защите сквозь подделки и
беспричинно далее) банкнот, который
обращаются, изменения их относительных
и абсолютных размеров, который может
вмещаться результатом
б) Повышение эффективности борьбы с подделкой национальной валюты. Это происходит в случае, если выявляется большое число поддельных банкнот (например, накопленных для годы войны), выявление и исключение которых становится безотлагательным делом.
в) Необходимость изменения внешнего вида банкнот, их оформления, которое может предопределяться политическими причинами например, нововведение государственной символики и тому подобное.
Все приведены аспекты осуществления денежной реформы имеют в основном сугубо формальный, неконфискационный характер. Если исправление ограничивается решением исключительно этих проблем, не задевая более существенные монетарные и экономические аспекты, ее точнее называть обменом денег.
Чем бы не была вызвана необходимость проведения денежной реформы, главной ее целью всегда является стабилизация денежного обращения. Для достижения этой цели недостаточно принять те или иные законодательные акты, а необходимо подготовить соответствующие экономические предпосылки. Без этого деньги и после реформы могут обесцениваться. Поэтому успешное проведение денежной реформы требует соответствующей подготовки: накопление золотовалютных и материальных резервов, прекращение или значительное уменьшение темпов роста денежной массы в обращении, оздоровление государственных финансов, улучшение структуры общественного производства, сбалансирования рынка и т.д.
Официальная концепция денежной реформы базировалась на принципах "полной прозрачности" и "неконфискацийности". По мнению некоторых специалистов, эти принципы обусловили некомплексность и ограниченность реформы. Также многие считают, что введение гривны носило больше политический, чем экономический характер. Но несмотря ни на украинский государство получило конституционную национальную денежную единицу.
Денежная реформа является
одним из инструментов денежной политики.
Проведения денежных реформ, смысл
которых сводится к полной или
частичной структурной
Каждая денежная реформа является индивидуальной и неповторимой по своим характеристикам. Любая реформа всегда специфическая по содержанию. Это, однако, не исключает возможностей классификации денежных реформ через выделение определенной группы общих признаков и их функциональном воплощении.
В зависимости от цели проведения
и глубины перестройки
Денежные реформы в узком смысле этого понятия имеют несколько разновидностей. Это:
• денежные реформы формального типа, сводятся лишь к внедрению нового образца купюры с одновременным или постепенным изъятием той, что функционирует. Поводом для такого изменения может быть недостаточная защищенность купюры старого образца и ее массовая фальсификация, изменение государственной символики и т.д.;
1.денежные реформы с деноминацией денежного обращения, главной целью которых является замена через обмен денежных купюр истинного масштаба цен;
2.денежные реформы конфискационного типа (с деноминацией денежного обращения или без его изменения).
По временным лагом проведение обменных операций теория и практика разграничивают единовременные денежные (срок проведения обмена старых денег на новые не превышает 7-10 дней) и денежные реформы параллельного типа. Единовременные денежные реформы применяется в большинстве случаев, когда речь идет об использовании конфискационных процедуры. Реформы конфискационного типа предусматривали проведение обменных операций в течение всего нескольких дней. Реформы параллельного, или, как их еще называют, консервативного типа является чрезвычайно сложной по технике реализации процедуре. В этом случае новая денежная единица, расширяя сферу своего функционального применения, вытесняет старые деньги постепенно. В результате в течение определенного времени, когда в обращении находятся две денежные единицы - старая и новая, происходит соответствующая сегментация сферы денежного обращения. Денежные реформы в широком смысле этого понятия отличаются от рассмотренных выше реформ тем, что они предусматривают не только внедрение в обращение новой денежной единицы, но и структурную перестройку действительной системы денежно-валютных и кредитных отношений. Денежная реформа должна обязательно дополниться системой практических мер, которые бы гарантировали ее полномерный характер. Ключевыми среди них должны быть:
1.действия по нормализации товарно-денежных отношений, и в первую очередь решительно ограничения бартера как зоны экономических злоупотреблений;
2.совершенствование управления валютной и эмиссионной политикой с тем, чтобы стабильность денежной единицы поддерживалась на соответствующем уровне;
3.сокращение распространенной практики использования разного рода квазиплатежных финансовых инструментов;
недопущение бесконтрольности со стороны государства за оттоком капитала и денежной массы в теневую экономику и за рубеж .
Одномоментные реформы, как правило, связанные с введением в обращение новых денег за короткий срок (7-15 дней), то есть срок реформирования определяется техническими возможностями изъятия старых денег и вводом новых. Денежные реформы конфискационного типа проводятся как можно в более короткий срок, чтобы владельцы больших запасов денег не успели спрятать их от конфискации.
Глава 2. История и предпосылки денежной реформы в Казахстане 1993 года.
2.1 Предпосылки проведения денежной реформы в Казахстане 1993 года.
С момента появления в Казахстане тенге, многие до сих пор задаются вопросом, нужно ли было заводить в республике собственную валюту. Прежняя финансовая система просуществовала 70 лет, и за время ее существования у нас накопилось достаточно опыта. Обретя независимость, Казахстан встал на путь формирования рыночной экономической системы. Но рынок не может существовать там, где действует финансовая система командной экономики. Для успешного функционирования рынка нужна соответствующая инфраструктура, которая включает в себя прежде всего финансовые институты. Поэтому, на мой взгляд, Казахстану в тот период были просто необходимы реформы денежной системы. Можно сформулировать несколько основных причин введения собственной валюты:
1.Стремление обрести полную экономическую независимость от России;
2.Стремление предотвратить новые витки инфляции;
3.Защита собственного рынка;
4.Стремление не допустить краха финансовой системы;
5.Стремление улучшить благосостояние граждан.
Подготовка к введению национальной валюты началась с создания национальной платежной системы и вхождения в международную банковскую систему. На тот момент в Казахстане уже было около 200 коммерческих банков, но все они были маленькими и не имели международных связей. Банковскую систему Казахстана стали формировать по аналогу европейской, с этой целью представители банков находились на обучении в Великобритании. Подготовка инфраструктуры будущей валюты, в свою очередь подразделялась на создание самой валюты, организацию валютной биржи, строительство монетного двора, банкнотной фабрики, государственного хранилища для золотовалютных резервов. Создание новой банковской системы было решено начать с реконструкции Национального банка. За два года усиленной работы была создана современная система управления банком, появились департаменты по международным отношениям, численность персонала возросла с двухсот до восьмисот человек. Параллельно с реорганизацией главного банка страны шла организация валютной биржи, специальных надзорных органов и, собственно, самих нормативно-правовых актов, регулирующих банковское дело в Казахстане. Для создания золотовалютного резерва начали закупать золото и серебро. Все золотодобывающие предприятия стали сдавать золото в Национальный банк республики. Но одной из проблем по-прежнему оставалось полное отсутствие валюты. Начиная с 1993 года Национальный банк начал вывозить благородные металлы в швейцарские банки, чтобы получить взамен дефицитную тогда валюту. Швейцарские банкиры поделились тогда с казахстанской стороной своим опытом работы, показали, как организованы хранение и работа с драгметаллами. После реализации первых тридцати тонн серебра Казахстан получил три миллиона долларов США. Подобные операции проводились потом неоднократно, и за счет вырученных денег было создано предприятие по выпуску ценных бумаг, была создана национальная валюта, закуплена техника для монетного двора. Впервые за всю историю существования Казахстана были организованы денежные аукционы и продажа денег коммерческим банкам. Стал действовать банковский надзор, была узаконена отчетность банков второго уровня перед Национальным банком. К концу 1993 года Национальный банк имел 14 корсчетов в банках развитых стран, крупные коммерческие банки тоже стали открывать подобные счета за рубежом. Под эгидой МВФ началось изучение международной банковской практики. В Казахстане стали работать аудиторские компании. Казахстанские предприниматели получили возможность свободно проводить импортно-экспортные операции. В итоге всей этой предварительной работы по созданию банковской системы была подготовлена почва для введения национальной валюты.