2.3 Изменение норм обязательных
резервов
Обязательные резервы - это наиболее
ликвидные активы, которые обязаны иметь
все кредитные учреждения, как правило,
либо в форме наличных денег в кассе банков,
либо в виде депозитов в центральном банке
или в иных высоколиквидных формах, определяемых
центральным банком. Норматив резервных
требований представляет собой установленное
в законодательном порядке процентное
отношение суммы минимальных резервов
к абсолютным (объемным) или относительным
(приращению) показателям пассивных (депозитов)
либо активных (кредитных вложений) операций. Минимальные резервы выполняют две основные
функции. Во-первых, они как ликвидные
резервы служат обеспечением обязательств
коммерческих банков по депозитам их клиентов.
Периодическим изменением нормы обязательных
резервов центральный банк поддерживает
степень ликвидности коммерческих банков
на минимально допустимом уровне в зависимости
от экономической ситуации. Во-вторых,
минимальные резервы являются инструментом,
используемым центральным банком для
регулирования объема денежной массы
в стране. Посредством изменения норматива резервных
средств центральный банк регулирует
масштабы активных операций коммерческих
банков (в основном объем выдаваемых ими
кредитов), а, следовательно, и возможности
осуществления ими депозитной эмиссии.
Кредитные институты могут расширять
ссудные операции, если их обязательные
резервы в центральном банке превышают
установленный норматив. Когда масса денег
в обороте (наличных и безналичных) превосходит
необходимую потребность, центральный
банк проводит политику кредитной рестрикции
путем увеличения нормативов отчисления,
то есть процента резервирования средств
в центральном банке. Тем самым он вынуждает
банки сократить объем активных операций. Изменение
нормы обязательных резервов влияет на
рентабельность кредитных учреждений.
Так, в случае увеличения обязательных
резервов происходит как бы недополучение
прибыли. Поэтому, по мнению многих западных
экономистов, данный метод служит наиболее
эффективным антиинфляционным средством. При
использовании данного инструмента денежно-кредитной
политики следует учитывать, что даже
небольшие изменения норм обязательных
резервов вызывают значительные сдвиги
в объеме резервов, масштабе и структуре
кредитных операций. Частые и значительные
изменения резервных норм могут даже привести
к нарушению денежно-финансового равновесия
экономики. Поэтому они осуществляются
во время инфляции, спада производства,
когда необходимы сильнодействующие средства. Недостаток
этого метода заключается в том, что некоторые
учреждения, в основном специализированные
банки, имеющие незначительные депозиты,
оказываются в преимущественном положении
по сравнению с коммерческими банками,
располагающими большими ресурсами. В
последние полтора-два десятилетия произошло
уменьшение роли указанного метода денежно-кредитного
регулирования. Об этом говорит тот факт,
что повсеместно (в западных странах) происходит
снижение нормы обязательных резервов
и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
2.4 Ограничение кредитования
Вместе с экономическими методами, посредством
которых центральный банк регулирует
деятельность коммерческих банков, им
могут использоваться в этой области и
административные методы воздействия. Метод ограничения кредитования представляет
собой количественное ограничение суммы
выданных кредитов. В отличие от рассмотренных
выше методов регулирования, контингентирование
кредита является прямым методом воздействия
на деятельность банков. Такие кредитные
ограничения приводят к тому, что предприятия
заемщики попадают в неодинаковое положение.
Банки стремятся выдавать кредиты в первую
очередь своим традиционным клиентам,
как правило, крупным предприятиям. Мелкие
и средние фирмы оказываются главными
жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь
при помощи указанной политики сдерживания
банковской деятельности и умеренного
роста денежной массы, государство
способствует снижению деловой активности.
Поэтому метод количественных ограничений
стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых
странах вообще отменён. Также центральный банк может устанавливать
различные нормативы (коэффициенты), которые
коммерческие банки обязаны поддерживать
на необходимом уровне. К ним относятся
нормативы достаточности капитала коммерческого
банка, нормативы ликвидности баланса,
нормативы максимального размера риска
на одного заемщика и некоторые дополняющие
нормативы. Перечисленные нормативы обязательны
для выполнения коммерческими банками.
Также центральный банк может устанавливать
необязательные, так называемые оценочные
нормативы, которые коммерческим банкам
рекомендуется поддерживать на должном
уровне. При нарушении коммерческими банками
банковского законодательства, правил
совершения банковских операций, других
серьезных недостатках в работе центральный
банк может применять к ним самые жесткие
меры административного воздействия,
вплоть до ликвидации банков. Но использование
административного воздействия со стороны
центрального банка по отношению к коммерческим
банкам не должно носить систематического
характера, а применяться в порядке исключительно
вынужденных мер. Говоря о каждом методе
ДКП в отдельности, обращая внимание на
его преимущества перед другими и подчеркивая
недостатки, необходимо все же помнить,
что только одновременное использование
всех перечисленных инструментов может
привести к выработке правильной и грамотной
денежно-кредитной политики.
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В
РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ЗА 2011 ГОД
И ЗАДАЧИ НА 2012 ГОД
Денежно-кредитная политика, являясь
неотъемлемой частью общегосударственной
социально-экономической политики, имеет
многофункциональную природу и должна
обеспечивать решение задач, вытекающих
из общего контекста социально-экономического
развития страны и макроэкономической
ситуации, а также связанных с особенностями
банковского сектора («кровеносной системы
экономики»), который должен обеспечивать
сохранность и эффективное размещение
активов предприятий и домашних хозяйств,
нормальный ход платежного процесса .
Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны.
Эффективность денежно-кредитной политики
определяется тем, насколько удается обеспечить
баланс и учет всех стоящих перед ней задач,
решение которых требует применения различных
мероприятий. Экономическое развитие страны
в 2011 г. протекало в сложных условиях. Наибольшие
трудности в плане достижения целей денежно-кредитной
политики возникли во второй половине
года и были обусловлены кризисными явлениями
на мировых финансовых рынках, спровоцированными
проблемами в экономике США. В последующем
финансовый кризис перерос в самый глубокий
за последние 75 лет мировой экономический
кризис. Это отрицательно отразилось на
экспорте нашей страны и повлекло за собой
снижение поступающей валютной выручки.
По оперативным данным, валютная выручка
в декабре прошлого года снизилась почти
в полтора раза по сравнению с июлем 2011
г. Спрос на иностранную валюту начиная
с середины 2011 г. существенно превышал
предложение. Национальному банку пришлось
затратить значительную часть золотовалютных
резервов для поддержания на прогнозном
уровне курса национальной валюты, обеспечения
стабильного функционирования банковской
системы и всех секторов экономики. Несмотря
на неблагоприятные внешнеторговые условия,
Республика Казахстан в 2011 г. сохранила
высокую динамику экономического роста.
Обеспечено достижение большинства важнейших
параметров прогноза социально-экономического
развития, за исключением импорта товаров
и услуг и сальдо внешней торговли. Объем
валового внутреннего продукта в 2011 г.
составил 128,8 трлн. тенге. и увеличился
в сопоставимых ценах к уровню 2010 г. на
10%. Объем розничного товарооборота в сопоставимых
ценах в 2011 г. по сравнению с предыдущим
годом возрос на 20,5%. Свой вклад в социально-экономическое
развитие республики внесла банковская
система, денежно-кредитная и курсовая
политика Национального банка. Курсовая
политика была направлена прежде всего
на обеспечение устойчивости белорусского
рубля. Обменный курс белорусского рубля
к доллару США за 2008 г. снизился на 2,3%. На
конец 2011 г. он составил 2200 тенге за 1 доллар
США, что соответствовало прогнозному
диапазону. Стабильность национальной валюты к
доллару США сохранялась на протяжении
четырех последних лет (на 1 января 2005 г.
- 2170, на конец 2011 г. - 2200 казахстанских тенге
за 1 доллар США). Это оказало позитивное
влияние на ограничение инфляции, уменьшение
инфляционных и девальвационных ожиданий
у населения и субъектов хозяйствования. До
августа 2011 г. в целях реагирования на
повышение инфляции, снижение курса доллара
США на мировом рынке, а также недопущения
значительного снижения курса белорусского
рубля к валютам стран - основных торговых
партнеров Национальный банк осуществлял
постепенное укрепление курса белорусского
рубля по отношению к доллару США в рамках
утвержденных параметров. Однако с августа
2011 г. на мировых рынках стал значительно
укрепляться курс доллара США к евро и
казахстанской тенге, что могло привести
к чрезмерному росту курса казахстанской
тенге к валютам стран - основных торговых
партнеров. Это было нежелательно прежде
всего из-за снижения спроса на экспортируемую
продукцию и ухудшения условий для внешних
заимствований. Исходя из этого, а также
для сохранения доверия к проводимой курсовой
политике Национальный банк обеспечил
постепенное снижение курса казахстанской
тенге с выходом курса на верхнюю границу
установленного коридора - 2200 казахстанских
тенге за 1 доллар США. В 2011г. курс казахстанской
тенге относительно евро и российского
рубля изменялся с учетом динамики курса
данных валют относительно доллара США.
В целом по итогам года имело место укрепление
курса национальной валюты относительно
евро на 2,8% и относительно российского
рубля - на 12,2%. Под влиянием кризисных процессов
в мировой экономике, которые привели
к уменьшению поступления в республику
валютной выручки и росту валютных интервенций
Национального банка, начиная с августа
2011 г. произошло снижение золотовалютных
резервов. Международные резервные активы
снизились на 1,33 млрд. долл. США, или на
26,6%, и составили на начало 2009 г. 3,66 млрд.
долл. США. Банки принимали активное участие
в функционировании внутреннего валютного
рынка, обеспечивая его ликвидность и
движение валютных ресурсов между различными
сегментами валютного рынка. Тем самым
они способствовали формированию курсов
на рыночных принципах и в экономически
обоснованных пределах. Как результат,
на рынке не возникли существенные дисбалансы. В
конце 2011 г. в условиях нарастания мирового
финансового кризиса были предприняты
некоторые меры административного характера
в области валютного законодательства.
В частности, в целях недопущения в Республике
Казахтан негативных явлений, связанных
с оттоком капитала из страны, были ограничены
авансовые платежи по импорту резидентов
в адрес нерезидентов. По мере стабилизации
ситуации на внутреннем валютном рынке
эти ограничения смягчаются: так, с 15 января
2012 г. Национальный банк разрешил экспортерам,
являющимся одновременно импортерами,
закупающими на условиях авансовых платежей
сырье (материалы, комплектующие, технологическое
оборудование и т.п.), для обеспечения производства
пользующейся спросом экспортно-ориентированной
продукции, проводить авансовые платежи
за счет имеющейся на их счетах выручки
в иностранной валюте. В стране проводилась
работа по обеспечению стабильности цен,
для чего использовались как монетарные,
так и немонетарные средства. Однако под
влиянием неблагоприятных внешнеэкономических
факторов рост потребительских цен относительно
2010 г. ускорился. Прирост индекса потребительских
цен в 2011 г. составил 13,3%, что в 1,1 раза больше,
чем в 2010 г. (12,1%). Ускорение инфляционных
процессов было обусловлено преимущественно
ростом цен на энергоносители и другие
импортируемые товары. В 2011 г. темп наращивания
кредитования опережал темп роста ВВП.
Так, прирост требований банков к экономике
в белорусских рублях и в иностранной
валюте в реальном выражении за истекший
год относительно 2010 г. составил 24,5% при
увеличении реального ВВП на 10%, то есть
темп наращивания кредитования превышал
темп роста ВВП почти в 2,5 раза. Фактически
за указанный год банки выдали инвестиционные
кредиты на сумму 9,53 трлн. тенге или 173,3%
от задания (5,5 трлн. тенге), установленного
постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 9 февраля 2011 г. № 178. Банки
активно участвуют в оказании кредитной
поддержки субъектам хозяйствования в
ходе реализации отдельных государственных
программ и мероприятий по решениям Президента
Республики Казахстан, Правительства
Республики Казахстан. На цели, определенные
в государственных программах, в 2011 г.,
по оперативным данным, банки выдали кредиты
на сумму 11 трлн. тенге, что на 4,9 трлн. руб.,
или в 1,8 раза, больше по сравнению с предыдущим
годом. Складывающаяся экономическая и
финансовая ситуация потребовала определенной
корректировки процентной политики. Учитывая
более высокий уровень инфляции, чем прогнозировалось,
Национальный банк с согласия Главы государства
с середины 2011 г. начал постепенно повышать
ставку рефинансирования, доведя ее с
17 декабря 2011 г. до уровня 12% годовых, а
с 8 января текущего года - до 14%. Параллельно
росли ставки депозитно-кредитного рынка. Средняя
процентная ставка по вновь привлеченным
срочным депозитам в национальной валюте
в декабре 2011 г. сложилась на уровне 15,2%
годовых, что на 5,1 процентного пункта
выше по сравнению с декабрем 2010 г. (10,1%). Достижение
целей денежно-кредитной политики в значительной
степени обеспечено за счет эффективного,
надежного и безопасного функционирования
платежной системы. Работа банков Республики
Казахстан в автоматизированной системе
межбанковских расчетов (АС МКР) в 2011 г.
характеризуется следующими показателями.
Проведено 57,8 млн. платежей на сумму 767,6
трлн. тенге. Количество проведенных платежей
в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом
возросло на 9,8%, сумма - на 50,5%. В 2011 г. среднедневной
оборот составил 3,0 трлн. тенге. (227,6 тыс.
платежей). Указанные цифры отражают общее
повышение деловой активности хозяйствующих
субъектов в истекшем году, увеличение
объемов совершаемых банками операций
на валютном и фондовом рынках, рынке межбанковских
ресурсов. Продолжала развиваться и укрепляться
непосредственно сама банковская система.
Совокупный уставный фонд по системе банков
за 2011 г. увеличился на 4,16 трлн. тенге, или
в 1,9 раза, и на начало 2012 г. достиг почти
8,7 трлн. тенге. За 2011 г. сумма привлеченных
ресурсов увеличилась на 21,4 трлн. тенге,
или на 51,3%, что в 1,4 раза выше прогнозной
оценки (37%). Средства физических лиц - основной
привлеченный ресурс казахстанских банков.
На 1 января 2012 г. их объем достиг 13,6 трлн.
Тенге или 21% от всех пассивов банков. Если
на начало 2011 г. в среднем на одного жителя
республики приходилось 1119 тыс. тенге
сбережений, размещенных в банковских
вкладах, сберегательных сертификатах
и облигациях, то на 1 января 2009 г. - 1402 тыс.
тенге. За 2011 г. сумма вкладов в расчете
на одного жителя республики возросла
в эквиваленте казахтанских тенге в 1,25
раза. Прибыль, полученная банками за 2011
г., составила почти 730 млрд. тенге, что
в 1,2 раза больше, чем за предыдущий год.
В истекшем году банки проводили целенаправленную
работу по развитию рынка розничных банковских
услуг. Увеличилось потребительское кредитование,
внедрялись новые виды кредитов и депозитов,
расширялось использование современных
банковских инструментов и технологий,
улучшалось качество предоставляемых
банками услуг, повышалась культура обслуживания
населения. Продолжалось совершенствование
методологии и практики банковского надзора.
В рамках дистанционного (документального)
надзора осуществлялся мониторинг выполнения
банками норм безопасного и ликвидного
функционирования с целью раннего выявления
и предупреждения негативных тенденций
и проблемных ситуаций в работе банков. Продолжалось
развитие системы безналичных расчетов
с использованием платежных карт. К началу
2012 г. в обращении находилось 6,1 млн. карточек
международных и внутренних систем расчетов,
прирост которых составил за год 25,1%. Из
указанного числа карточек 93,4% - карточки
международных платежных систем, 6,6% - карточки
системы “Каз-Карт”. Количество функционирующих
банкоматов достигло 2452 единиц (прирост
21%), инфокиосков - 2083 (прирост 53%), платежных
терминалов в организациях торговли и
сервиса - свыше 13,6 тыс. (прирост 48%). Активно
развивалось международное сотрудничество
с центральными банками России, стран
ЕврАзЭС, Узбекистана, Кыргыстана, Таджикистана.
Основное внимание банков в рамках международного
взаимодействия было сосредоточено на
разработке и реализации мер по снижению
отрицательных последствий мирового финансово-экономического
кризиса. Углублялось сотрудничество с
международными финансовыми организациями
- Международным валютным фондом и Всемирным
банком. В Национальном банке работали
миссии указанных организаций. В июне
2011 г. в Астане было проведено 9-е заседание
бельгийской группы стран - членов МВФ
и Всемирного банка на уровне заместителей
управляющих, на котором рассматривались
насущные вопросы мирового экономического
развития. Большая работа была проведена
в целях подготовки и подписания представителями
Республики Казахстан и МВФ финансовых
документов для начала реализации программы
“стенд-бай”. Анализ состояния и динамики
денежно-кредитной сферы, валютного рынка
и банковской системы показывает, что
Национальный банк совместно с Правительством
Республики Казахстан и банки в целом
обеспечили выполнение Основных направлений
денежно-кредитной политики Республики
Казахстан на 2011 год. В 2012 г. перед страной
и банковской системой стоят масштабные,
сложные, во многом качественно новые
проблемы. Особенность предстоящего года
- это работа в условиях углубляющегося
мирового финансово-экономического кризиса,
пик которого, как ожидается, придется
именно на текущий год. Принимая в расчет
действие факторов, порожденных мировым
экономическим кризисом, следует решить
главную стратегическую задачу, поставленную
Главой государства: несмотря на все внешние
отрицательные воздействия, необходимо
обеспечить поступательное развитие национальной
экономики и достижение целей по повышению
жизненного уровня населения нашей страны,
которые намечены на текущую пятилетку.
Требуемые макроэкономические и финансовые
условия для динамичного социально-экономического
развития страны обеспечит выполнение
Основных направлений денежно-кредитной
политики на 2012 год. На это направлена
проводимая Национальным банком курсовая,
процентная, кредитная политика, работа
платежной системы, всего банковского
сектора страны в целом. В рамках курсовой
политики реализуются следующие меры.
Со 2 января 2012 г. Национальный банк перешел
к использованию механизма привязки курса
казахстанской тенге к корзине иностранных
валют. В 2011 г., особенно во второй половине,
усилились взаимные колебания курсов
основных мировых валют. В результате
возникли нежелательные для населения
и предприятий значительные изменения
курса казахстанской тнге по отношению
к евро и российскому рублю. Для компенсации
этого эффекта в Основных направлениях
денежно-кредитной политики Республики
Казахстан на 2011 год был определен более
гибкий подход к курсовой политике, обеспечивающий
общую стабильность курса казахстанской
тенге к корзине иностранных валют: доллар
США - евро - российский рубль. Эти определяющие
для экономики Казахстана иностранные
валюты вошли в состав корзины равными
долями. Ее стоимость рассчитывается как
среднее геометрическое двусторонних
курсов национальной валюты к доллару
США, евро и российскому рублю. При новом
механизме снижение курса белорусского
рубля к одной из валют корзины может происходить
при ее усилении на мировом рынке и будет
компенсироваться укреплением национальной
валюты к другим иностранным валютам корзины.
Стоимость корзины валют предусматривается
стабильной. В 2009 г. ее колебания оцениваются
в пределах ±5% в зависимости от соотношения
спроса и предложения валюты на внутреннем
рынке, а также иных краткосрочных и долгосрочных
факторов. Необходимо отметить, что принятое
решение отвечало рекомендациям Международного
валютного фонда и содействовало получению
нашей страной кредита от данной организации
в размере около 800 млн. долл. США в январе
текущего года. Общий объем кредита МВФ
составит 2,5 млрд. долл. США. Получение
остальной суммы предусматривается по
частям в течение 2012 г. и первого квартала
2013 г. Достижение соглашения с МВФ является
принципиальным фактором для развития
финансовых взаимоотношений с ведущими
международными организациями, Европейским
союзом и другими государствами. В конечном
счете это позволит сформировать финансовую
“подушку безопасности” для нашего государства
в целях дальнейшего повышения устойчивости
казахстанской экономики. В то же время
разовая девальвация имела и ряд негативных
последствий: возник повышенный спрос
на иностранную валюту и потребительские
товары длительного пользования, усилились
девальвационные ожидания со стороны
населения. В результате принятых Национальным
банком совместно с Правительством мер
к 20-м числам января текущего года отрицательные
последствия разовой девальвации были
минимизированы. Вместе с тем для этого
в указанный период потребовались значительные
валютные интервенции Национального банка.
Новых разовых корректировок обменного
курса Национальный банк проводить не
будет. Более того, имеющиеся ресурсы позволяют
надежно прогнозировать на I квартал текущего
года колебания курса валютной корзины
в пределах установленного коридора. Следующее
по актуальности направление работы -
процентная политика. Как уже указывалось,
учитывая более высокий уровень инфляции,
чем прогнозировалось, Национальный банк
с согласия Главы государства с середины
2011 г. начал постепенно повышать ставку
рефинансирования. С 8 января текущего
года она установлена на уровне 14% годовых.
При прогнозируемом Министерством экономики
уровне инфляции на 2012 г. (9-11% годовых) и
исходя из допустимого изменения курса
казахстанской тенге к корзине валют,
ставка рефинансирования к концу текущего
года должна составить 10-12%, как это и определено
в Основных направлениях денежно-кредитной
политики на 2009 год. Вместе с тем Национальный
банк может корректировать ставку рефинансирования
в случае изменения Министерством экономики
официальных прогнозов инфляции с учетом
складывающихся реальных тенденций в
экономике и денежно-кредитной сфере.
В 2012 г. Национальный банк будет поддерживать
положительные в реальном выражении процентные
ставки по операциям Национального банка
на финансовом рынке. Для обеспечения устойчивости
нового курсового механизма и монетарной
стабильности в целом Национальный банк
предпринял ряд шагов в области процентной
политики. В результате планомерного повышения
основные процентные ставки находятся
на положительном уровне в реальном выражении.
По итогам работы экономики
в I квартале текущего года, в случае
ее прогнозируемого развития, представляется
возможным постепенное снижение уровня ставок с целью
обеспечения большей доступности кредитов
для населения и предприятий. В соответствии с Основными направлениями
денежно-кредитной политики к концу 2012
г. процентные ставки по новым кредитам
нефинансовому сектору должны составить
13-15% годовых, по новым срочным депозитам
в банках – 10-12% годовых. В настоящее время
под влиянием инфляционных и девальвационных
процессов в экономике на рынке банковских
услуг существенно поднялись процентные
ставки по кредитам и депозитам. Национальный
банк исходит их того, что достигнутый
в настоящий период уровень процентных
ставок следует рассматривать как предельный.
Нет объективных причин для их дальнейшего
повышения. Проводимые антиинфляционные
меры позволяют прогнозировать замедление
темпов инфляции. Осуществлен переход
к привязке белорусского рубля к валютной
корзине, который стабилизирует курсовые
колебания. Необходимо постепенно перейти
от роста процентных ставок на рынке депозитов
и кредитов к их снижению и обеспечить
выполнение прогнозных параметров Основных
направлений денежно-кредитной политики
на 2012 год. В 2012 г. Национальным банком будут
проводиться мероприятия по обеспечению
надежного и безопасного функционирования
национальной платежной системы. Продолжится
совершенствование нормативно-правовой
базы в области осуществления межбанковских
расчетов и процедур надзора за платежной
системой. Получит дальнейшее развитие
национальная система безналичных расчетов
по розничным платежам на основе электронных
платежных инструментов с увеличением
доли безналичных расчетов в розничном
платежном обороте. В условиях мирового
финансово-экономического кризиса возрастают
требования к устойчивости функционирования
финансовых институтов и финансового
рынка в целом. Работа Национального банка
как национального органа банковского
надзора в 2012 г. будет направлена на выполнение
установленных законодательством функций,
главной из которых является поддержание
стабильности банковского сектора, защита
интересов вкладчиков и иных кредиторов. Продолжится
совершенствование методологии и практики
банковского надзора по ряду актуальных
направлений. Среди них можно отметить
развитие систем, методов и инструментов
управления рисками банковской деятельности;
оптимизацию надзорной отчетности с учетом
международных стандартов; совершенствование
процедур осуществления надзора за банковскими
группами и банковскими холдингами и другие.
[4]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И так в данной курсовой работе было дано определение
понятию «денежно-кредитная политика»,
рассмотрены основные цели государства
в области экономики, которые обеспечивают
устойчивый экономический рост, высокий
уровень занятости, стабильность внутренних
цен, а также внешнеэкономическое равновесие.
Эти цели реализуются в процессе разработки
и проведения экономической политики.
Составной частью этой политики является
денежно-кредитная политика. Вырабатывая
и реализуя денежно-кредитную политику,
государство определяет не только цели
такой политики, но и устанавливает орган,
ответственный за проведение в жизнь этих
целей. Как правило, таким органом является
центральный банк. Рассмотрена денежно-кредитная
политика Республики Казахстан, как одна
из важных составляющих общеэкономического
регулирования в интересах активной рыночной
конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения
спадов производства и безработицы, выравнивания
платежного баланса. От денежно-кредитной политики, проводимой
центральным банком любого государства,
зависят как успехи или неудачи в области
макроэкономического регулирования экономики,
так и благосостояние народа. Отсюда ясно,
что денежно-кредитное регулирование
является важнейшим инструментом воздействия
на экономическую жизнь государства, а
поэтому нарушение денежно-кредитного
механизма пагубно отражается на состоянии
всей хозяйственной жизни. Например, избыточная
масса денег ведет к инфляции, снижению
покупательной способности денежной единицы,
обесценению капитала и, наоборот, нехватка
платежных средств ограничивает возможности
экономического роста, ведет к возникновению
так называемого кризиса неплатежей. Поэтому
вполне закономерно, что в условиях современной
рыночной экономики возрастают контрольные
и регулирующие функции центральных банков. В
2012 г. задачи банковской системы страны
должны выполняться с учетом положений
Меморандума об экономической и финансовой
политике Республики Казахтан в рамках
программы сотрудничества с Международным
валютным фондом. Программа предусматривает
меры по обеспечению стабильной работы
всех секторов экономики в условиях неблагоприятных
внешних факторов. Соответственно, она
предполагает ужесточение денежно-кредитной
политики для повышения эффективности
достижения ее целей и задач. Сложившаяся
ситуация и положения Меморандума существенно
ограничивают возможности Национального
банка по рефинансированию банков, которые
в текущем году должны рассчитывать преимущественно
на собственные усилия по наращиванию
ресурсной базы. Главными источниками
роста ресурсной базы банков в текущем
году должны стать средства нерезидентов
и физических лиц. Сложность той ситуации,
в которой находится экономика республики,
многообразие и серьезность задач, стоящих
перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической
политикой, требуют комплексности и системности
при определении конкретных мер экономической
политики, придания им стратегической
направленности. Направления дальнейшего
развития денежно-кредитной сферы имеют
целью улучшение общих экономических
показателей страны, снижение уровня инфляции,
обеспечение надежности и устойчивости
банковской системы, стабилизацию национальной
валюты и конечном итоге способствуют
росту благосостояния населения. Продолжится
процесс взаимовыгодного сближения денежных
систем и банковских секторов Республики
Казахстан и других стран СНГ, прежде всего
Российской Федерации, в рамках союзного
государства и других интеграционных
образований, а также расширения и углубления
взаимодействия с международными финансовыми
организациями. Истоками мирового финансового
кризиса стала монетарная политика финансовых
властей США, приведшая к формированию
избыточной ликвидности на рынках; активное
ипотечное кредитование населения без
должного учета его долгосрочной платежеспособности;
недостаточная степень регулирования
национальных финансовых рынков (прежде
всего американского) и крупнейших финансовых
институтов. Работая в условиях мирового
финансово-экономического кризиса, Республика
Казахстан должна накопить опыт и извлечь
для себя уроки, которые позволили бы в
будущем избежать аналогичных проблем.