Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:27, курсовая работа
Денежно-кредитная политика – очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом
Введение
Глава 1. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика на 2012 год
1.1 Инфляция и экономический рост
1.2 Платежный баланс
1.3 Валютный курс
1.4 Реализация денежно-кредитной политики
Глава 2. Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе
2.1 Центральный банк. Его задачи и функции
2.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов
2.2.1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа
2.2.2. Политика валютного курса
2.2.3 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
Глава 3. Роль ЦБ РФ в проведении денежно-кредитной политики государства
3.1 Анализ основных направлений российской денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов
3.2 Проблемы реализации ДКП ЦБ России
3.3 Принципы ДКП на среднесрочную перспективу
Заключение
Список используемой литературы
2.2.2 Политика валютного курса
Основной задачей курсовой политики на 2012 год и период 2013 – 2014 годов является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. Банк России продолжит политику, направленную на повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.
В течение переходного периода курсовая политика будет направлена на сглаживание колебаний курса рубля к основным мировым валютам, а также на компенсацию устойчивых дисбалансов спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Параметры механизма курсовой политики будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной системы и конъюнктуры российского денежного рынка и согласовываться с целями единой денежно-кредитной политики. При этом Банк России не будет устанавливать каких-либо целевых значений или фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты.
В настоящее время сохраняющийся значительный профицит счета текущих операций создает фундаментальные предпосылки для укрепления рубля. Однако прогнозируемое сокращение профицита торгового баланса вследствие быстрого роста импорта приведет к снижению роли данного фактора и, соответственно, усилению влияния на курс состояния счета операций с капиталом и финансовыми инструментами. Трансграничные потоки капитала могут быть подвержены резким колебаниям вслед за изменением настроений участников российского и мировых финансовых рынков. Следствием этого, а также результатом сокращения участия Банка России в операциях на валютном рынке станет рост неопределенности динамики курса рубля в среднесрочной перспективе. В данных условиях возрастет значение управления курсовым риском экономическими агентами как в реальном, так и в финансовом секторе.
2.2.3 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
Одной из ключевых задач Банка России на 2012 – 2014 годы является формирование необходимых условий для повышения эффективности проводимой процентной политики. Для этого Банк России продолжит осуществление мер, направленных на повышение гибкости курсообразования, совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сглаживание влияния автономных факторов на динамику банковской ликвидности. Это будет способствовать постепенному усилению воздействия канала процентных ставок трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на достижение конечной цели по инфляции. В частности, для повышения действенности влияния процентной политики Банка России на краткосрочные ставки денежного рынка предстоит принятие решений по оптимизации системы инструментов денежно-кредитного регулирования, совершенствованию механизмов проведения операций Банка России на основе прогнозов показателей ликвидности банковского сектора.
По мере перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит движение в сторону дальнейшего сокращения вмешательства в процессы курсообразования, постепенно отказываясь от управления валютным курсом. При этом в зависимости от развития ситуации под воздействием внешних и внутренних факторов Банк России может проводить операции на внутреннем валютном рынке, приводящие как к предоставлению, так и к изъятию ликвидности.
В зависимости от реализации различных сценариев макроэкономического развития, оказывающих влияние на динамику денежно-кредитных показателей, Банк России готов к активному применению инструментов предоставления денежных средств банковскому сектору или абсорбирования свободной ликвидности кредитных организаций для достижения целевых ориентиров денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе.
В рамках всех вариантов прогноза, рассмотренных выше, ожидается рост чистого кредита банкам со стороны Банка России. При формировании дефицита банковской ликвидности Банк России обеспечит применение необходимого набора инструментов рефинансирования на основе сочетания операций по предоставлению средств на аукционной основе и операций постоянного действия.
В целях повышения эффективности инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям. Вместе с тем будет продолжена работа по созданию единого механизма рефинансирования банков под обеспечение активов, входящих в «единый пул обеспечения». Предполагается, что в его состав будут входить такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также включенные в котировальные списки российских фондовых бирж, золото и иные виды активов.
При развитии ситуации в банковском секторе, при которой формируется избыточное денежное предложение, Банк России в качестве инструментов для его абсорбирования продолжит использование операций по размещению ОБР и депозитных операций с кредитными организациями. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности Банком России могут служить операции на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами.
Банк России предполагает использовать возможности, предоставляемые системой банковских электронных срочных платежей (БЭСП), для проведения расчетов по операциям предоставления и изъятия ликвидности.
Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения состояния ликвидности банковского сектора Банк России может принимать решения относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации с учетом соотношения рисков инфляции и рисков замедления экономического роста, а также рисков, связанных с внешнеэкономическими факторами.
В 2012 – 2014 годах Банк России продолжит взаимодействие с Минфином России по вопросам, касающимся непосредственно реализации денежно-кредитной политики и функционирования финансового рынка. В частности, будет продолжено использование и развитие реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения свободных бюджетных средств в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние ликвидности банковского сектора. Кроме того, Банк России совместно с Минфином России будет участвовать в разработке и реализации мер по развитию рынка государственных ценных бумаг. Повышение ликвидности и увеличение емкости рынка государственных ценных бумаг расширит возможности Банка России по регулированию денежного предложения и будет способствовать повышению эффективности трансмиссии процентной политики.
Глава 3. Роль ЦБ РФ в проведении денежно-кредитной политики государства
3.1 Анализ основных
направлений российской
Как и в прошлые годы, одной из основных задач ЦБ РФ является сдерживание инфляции. Так, политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4-5% в годовом выражении в 2014 году. Однако в условиях внешнеэкономической нестабильности данная цель выглядит сложно достижимой и во многом носит декларативный характер.
В своем прогнозе ЦБ РФ отмечает,
что международные финансовые институты
и экономические организации
прогнозируют продолжение роста
мировой экономики в 2012 году и
в перспективе до 2014 года. Темпы
роста производства товаров и
услуг в мире в 2012 году, по прогнозу
МВФ, как и в 2011 году, составят 4%. Тем
не менее, неустойчивый характер восстановления
экономики США и нестабильное
состояние государственных
Основным моментом в документе, опубликованном ЦБ РФ, который носит практический характер, является рассмотрение трех вариантов условий проведения денежно-кредитной политики в 2012-2014 годах. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.
В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 году среднегодовой цены на российскую нефть сорта "Юралс" на мировом рынке до 75 долл. США за баррель. В этих условиях в 2012 году реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал - на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%. Таким образом, ЦБ РФ даже в условиях снижения цен на углеводороды считает, что основные экономические показатели в стране, в т.ч. благосостояние населения, будут расти.
В качестве второго варианта
ЦБ РФ рассматривает прогноз
В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2012 году цены на нефть сорта "Юралс" до 125 долл. США за баррель. При этом прирост инвестиций в основной капитал может составить 8,7%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения - 5,2%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4,7%.
В целом все три варианта
носят исключительно позитивный
характер и полностью опираются
на стоимость нефти. ЦБ РФ также делает
базовый прогноз платежного баланса
на 2012-2014 годы, который составлен
исходя из предположения, что цена на
нефть сорта "Юралс" будет оставаться
относительно стабильной (в пределах
97-101 долл. США). В первом и третьем
вариантах учитывается
Так, согласно первому варианту прогноза при уменьшении средней цены на российскую нефть до 75 долл. США за баррель в 2012 году ожидается существенное снижение профицита счета текущих операций платежного баланса до 11,3 млрд долл. США. Вследствие опережающего сокращения экспорта по сравнению с импортом положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами уменьшится до 69,7 млрд долл. США. В соответствии со вторым вариантом прогноза умеренное ухудшение ценовой конъюнктуры топливно-энергетического рынка обусловит менее масштабное сокращение профицита счета текущих операций и активного сальдо баланса товаров и услуг - до 36,5 и 101,9 млрд долл. США. В условиях благоприятной ценовой конъюнктуры внешней торговли, соответствующей третьему варианту, положительные сальдо счета текущих операций (72,5 млрд долл. США) и баланса товаров и услуг (141,8 млрд долл. США) не превысят значений 2011 года. Таким образом, даже при благоприятном ценообразовании на нефтяном рынке Банк России не прогнозирует ускорения роста платежного баланса по сравнению с 2011 годом.
Кроме того, ЦБ РФ прогнозирует, что в 2012 году при первом и втором вариантах прогноза интенсивность прироста внешних обязательств экономики позволит в большей степени, чем в 2011 году, компенсировать инвестиции за рубеж, что будет способствовать уменьшению нетто-оттока частного капитала до 25 и 10 млрд долл. США соответственно; третий вариант предусматривает уравновешенные трансграничные потоки частного капитала. В результате Банк России предполагает увеличение зарубежного кредитного портфеля в экономике России.
ЦБ РФ отмечает, что при первом варианте валютные резервы уменьшатся на 14,9 млрд долл. США, а при втором и третьем - увеличатся на 26 и 72,5 млрд долл. США соответственно.
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики России и основными параметрами прогноза социально-экономического развития страны на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5-6%, в 2013 году - до 4,5-5,5%, в 2014 году - до 4-5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели в отношении инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5-5,5% в 2012 году, 4-5% в 2013 году и 3,5-4,5% в 2014 году. В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 году может составить 12-20%, в 2013 году - 16-19%, в 2014 году - 17-20%.
ЦБ РФ прогнозирует, что темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2012 году 9-16%, в 2013 году - 12-14%, в 2014 году - 13-15%.
Важно подчеркнуть, что в
соответствии с бюджетными проектировками
в предстоящий трехлетний период
ожидается формирование дефицита федерального
бюджета в 2012-2014 годах. Планируется,
что в среднесрочной
В результате формирование
цен на нефть ниже уровня, заложенного
в проекте бюджета на 2012-2014 годы,
повышает уязвимость бюджета в кризисных
ситуациях. При сохранении расходов
федерального бюджета в объеме, предусмотренном
в бюджетных проектировках, дефицит
федерального бюджета в рамках указанного
варианта в 2012-2014 годах может составить
около 4% ВВП. Необходимость его