Денежно-кредитная политика России 2012

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Денежно-кредитная политика – очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика на 2012 год
1.1 Инфляция и экономический рост
1.2 Платежный баланс
1.3 Валютный курс
1.4 Реализация денежно-кредитной политики
Глава 2. Особенности денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе
2.1 Центральный банк. Его задачи и функции
2.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов
2.2.1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа
2.2.2. Политика валютного курса
2.2.3 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
Глава 3. Роль ЦБ РФ в проведении денежно-кредитной политики государства
3.1 Анализ основных направлений российской денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов
3.2 Проблемы реализации ДКП ЦБ России
3.3 Принципы ДКП на среднесрочную перспективу
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

денежно-кредитная политика России 2012.docx

— 88.32 Кб (Скачать файл)

ЦБ РФ уточняет, что основные параметры денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, соотношением между  уровнем ставок на внутреннем и внешнем  рынках, степенью жесткости бюджетной  политики и ходом реализации экономических  реформ. Показатели денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. Отметим, что основной задачей курсовой политики на 2012 год и период 2013-2014 годов является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. В свою очередь, в рамках внедрения новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержанию необходимого уровня ликвидности, предусмотренных документами БКБН (Базель III) в 2010 году, поддержанными "Большой двадцаткой" на саммите в Сеуле в ноябре 2010 года, Банк России проведет работу:

- по внесению изменений  в нормативную базу в части  пересмотра структуры регулятивного  капитала и введения требований  к достаточности компонентов  капитала;

- по установлению требований  к формированию буферов капитала, введению показателя "леверидж", определяемого как отношение величины капитала к совокупной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня риска по ним;

- по введению двух нормативов  ликвидности: показателя краткосрочной  ликвидности, определяемого как  отношение ликвидных активов  к чистому оттоку денежных  средств в ближайшие 30 дней  в условиях рыночного стресса,  и показателя чистого стабильного  фондирования, определяемого как  отношение имеющихся в наличии  стабильных источников фондирования  сроком не менее одного года  к необходимому объему такого  фондирования в условиях стресса.

Таким образом, в ближайшие  три года будет происходить совершенствование  банковского законодательства, формирование новых показателей в целях  получения более достоверной  информации о ситуации в банковской сфере.

Банк России в принятой им денежно-кредитной политике подчеркивает, что реализация курса на интеграцию в мировой финансовый рынок должна осуществляться с учетом национальных интересов, реального уровня развития и конкурентоспособности российского  банковского сектора. В качестве необходимой меры поддержания конкурентоспособности  российских банков на внутреннем рынке  банковских услуг останется запрет на открытие филиалов иностранных банков, в связи с чем продолжится участие Банка России в разработке соответствующего федерального закона.

Кроме того, в 2012-2014 годах  в ходе инспекционной деятельности Банка России особое внимание будет  уделяться проверкам кредитных  организаций, системно значимых для  банковского сектора России и ее субъектов, а также кредитных организаций, ведущих высокорискованную деятельность, и кредитных организаций, деятельность которых недостаточно транспарентна. При этом в ходе проверок основное внимание будет уделяться оценке рисков банков (кредитного и рыночного рисков, риска потери ликвидности и риска концентрации, в т.ч. на бизнес собственников) и систем управления ими, а также выявлению сомнительных операций.

В целом, несмотря на декларативный  характер документа, принятого ЦБ РФ, исходя из представленной в нем информации можно сделать определенные выводы:

- экономическое положение  в стране, как и в прошлые  годы, будет зависеть от стоимости  нефти на мировых рынках;

- разработано три варианта  условий проведения денежно-кредитной  политики, при этом даже при  высоких ценах на энергоресурсы  темпы роста экономики России  не достигнут в 2012 году уровня 2011 года;

- федеральный бюджет в  2012-2014 годах прогнозируется с  дефицитом до 4%;

- ожидается рост государственных  заимствований для покрытия дефицита  бюджета.

Таким образом, развитие мирового кризиса окажет значительное влияние  на экономическое положение в  нашей стране, и реальное развитие российской экономики напрямую зависит  от стоимости барреля нефти сорта "Юралс".

 

3.2Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России

 

Проведение денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости и  изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно  сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, непростой проблемой  является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рациональных мер).

Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется  из-за влияния внешнеэкономических  процессов. Итогом является то, что  целевая направленность принимаемых  мер может искажаться. Осуществляя  регулирование, ЦБ должен учитывать  не только взаимосвязи в рамках мировой  экономики, но и взаимозависимость  звеньев национального хозяйства.

Нестабильность российской экономики  приводит к нестабильности спроса и  предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные  стороны методов кредитования народного  хозяйства. Так, актуальность кредита  под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности  быстрой реализации залога и т.д. Популярность же потребительского кредита  на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности  многим слоям населения, не требует  крупного залога, сравнительно невысокая  стоимость и другие преимущества.

Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение  немалых доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен  для различного рода махинаций.

Как показывает мировая практика, институт кредитных историй является закономерным результатом эволюции финансового рынка и развития его институциональной основы. Решение  наиболее актуальных задач, стоящих  сегодня перед ЦБ РФ, в частности  кредитование реального сектора  экономики, серьезно затруднено отсутствием  системы аккумуляции информации для оценки рисков при предоставлении кредитов. Отсутствие у банков информации о кредитной истории заемщиков  сдерживает масштабы кредитования, тормозя  тем самым развитие целых секторов экономики.

Следует также отметить необходимость  разработки законодательного обеспечения  потребительского кредитования как  косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.

В последнее время в России обострилась  проблема нехватки наличных и безналичных  денежных средств, проявляющаяся в  низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП. Данный показатель называется коэффициент монетизации.

Дефицит денежной массы в обращении  и устойчиво высокие расходы  государства приводят к росту  доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной  структуре. Причины роста налично-денежного  оборота многообразны. К ним можно  отнести:

Экономический кризис;

Кризис неплатежей;

Кризис наличности;

Плохая организация системы  межбанковских расчетов;

Замедление расчетов;

Сознательное сокращение прибыли  и доходов предприятий с целью  ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

Резкий рост налично-денежного  оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также  замену ветхих купюр.

Выполняя расчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации регулируют объем наличной денежной массы и  ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки  не могут в полном объеме выполнять  наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

Денежный рынок наличности также  отличается повышенной рисковостью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.

Другой негативный фактор заключается  в том, что скорость обращения  денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном  предложению денег, тем самым, замедляя или ликвидируя изменения в предложении  денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна  к возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры для  увеличения предложения денег в  период спада, весьма вероятно падение  скорости обращения денег.

Кроме того, одной из основных проблем  денежного рынка в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в  обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении  покупательской способности, в разорении  неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить денежно-кредитную политику в стране.

Все последние годы фактические  темпы инфляции находились на верхней  границе задаваемых интервалов. Это  привело к дальнейшему снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей.

Кроме того, денежная масса растет вследствие эмиссии денег, предназначенных  на покупку поступающей в Россию свободно конвертируемой валюты. Бороться с ее избытком, завышая ставку рефинансирования относительно рыночных ставок, нельзя. Процентные ставки пока не являются адекватным инструментом для борьбы с инфляцией. Они более важны для регулирования  движения капитала и обменного курса.

 Поэтому, на современном этапе  развития денежно-кредитной сферы  необходимо совершенствовать денежно-кредитную  политику ЦБ РФ для решения  наиболее срочных проблем.

 

3.3 Принципы денежно-кредитной  политики на среднесрочную перспективу

 

Основные направления  единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и информируют общественность о целях, стоящих перед Банком России в этой области макроэкономического регулирования, инструментах и условиях достижения целей.

В предстоящий трехлетний период Банк России завершит переход  к таргетированию инфляции на основе установления целевого интервала изменения индекса потребительских цен (ИПЦ). В ближайшие годы денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе – на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения.

В рамках выбранной стратегии  ставится задача снизить инфляцию до 4 – 5% в годовом выражении в 2014 году.

Реализация денежно-кредитной  политики будет проходить в условиях гибкого курсообразования. При этом Банк России сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса.

Последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в процессы курсообразования означает уменьшение влияния операций по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке на формирование ликвидности банковского сектора. В связи с этим политика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования.

В качестве операционного  ориентира процентной политики Банк России будет использовать краткосрочную процентную ставку рынка межбанковских кредитов. Ее изменение передает сигнал участникам рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики и влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Тем самым происходит необходимое для воздействия на инфляцию изменение спроса в экономике.

Решения в области процентной политики Банк России будет принимать, как правило, на ежемесячной основе. Поскольку воздействие мер денежно-кредитной политики на динамику инфляции распределяется во времени, при принятии решений Банк России будет ориентироваться на оценки ожидаемой траектории инфляции. Принимаемые решения будут опираться на широкий анализ рисков для достижения цели по снижению инфляции как со стороны факторов спроса и предложения в экономике, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны монетарных факторов, динамика которых определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции. При необходимости Банк России, помимо мер процентной политики, будет использовать весь спектр имеющихся в его распоряжении инструментов.

Учитывая уроки финансово-экономического кризиса, Банк России намерен уделять пристальное внимание вопросам финансовой стабильности. Они приобретают особую актуальность и с той точки зрения, что банковская система является основным звеном передачи сигналов из области денежно-кредитной политики в реальный сектор экономики. От степени стабильности и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только достижение цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Исследование процессов, происходящих в финансовом секторе экономики (в том числе постоянный мониторинг движения цен на рынках недвижимости и фондовых рынках, анализ тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), поможет заранее определить вероятность возникновения финансовых дисбалансов и предпринять своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования по их предотвращению.

Информация о работе Денежно-кредитная политика России 2012