Дефицит государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ФинансыГМФ.docx

— 72.97 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Введение

 

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения и как следствие приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего, законодательной базы, пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.

Идеального решения трилеммы «поступления – расходы – дефицит» не существует нигде в мире. Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых актуальных проблем экономики. Именно федеральный бюджет вносит решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны. Возникает вопрос, как соблюсти баланс федерального бюджета и какими методами урегулировать его.

Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче. Для ее решения необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита. Выявление дефицита, анализ причин его возникновения, а также рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета цикличности (циклический дефицит), с проводимой правительством политикой позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление, определить способы его регулирования.

Уровень инфляции, динамика валютного курса, налоговая нагрузка и бюджетный дефицит взаимосвязаны и от этих факторов зависит также стабильность экономической деятельности и экономического роста страны.

В Российской Федерации в 1998 году был принят Бюджетный Кодекс, в котором отражены основные положения о доходах бюджета, расходах, размере дефицита бюджета и источниках его финансирования. По размеру бюджетного дефицита отчитывается Министерство финансов, прогнозируемый дефицит бюджета учитывается при составлении бюджета на следующий год. Для этого составляется Федеральный закон о Федеральном бюджете на очередной финансовый год, который содержит такие характеристики бюджета как бюджетный дефицит и источники его финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  1. Дефицит государственного бюджета
 

1.1.Понятие дефицита государственного бюджета

 

          Государственный бюджет - это годовой финансовый план государственных расходов и источников их финансового покрытия.

          Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. При планировании и исполнении бюджета возможны три основные ситуации:

I. Баланс  бюджета - доходы равны расходам;

II. Профицит - доходы превышают расходы;

III. Дефицит бюджета - расходы бюджета  превышают его доходы.

         Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.

         Бюджетный дефицит нельзя категорично относить к разряду чрезвычайных, катастрофических финансовых явлений, так как различным может быть качество, природа дефицита. Известный английский экономист Дж.М. Кейнс рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования для активизации экономического роста и обеспечения полной занятости.

         Государственные бюджеты большинства стран с развитой рыночной экономикой хронически дефицитны. Это связано с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, при этом дефицит не является отражением кризисного течения, а скорее становиться следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

            Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного - разве что Германия, Япония и Швейцария. Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода ежегодно имеют ощутимый дефицит государственного бюджета, который в последние годы достигает 200 млрд. долларов в год, что составляет 15 - 20 % всех расходов или 3 - 6 % валового внутреннего продукта. Больше того, проблема дефицита (увеличения внутреннего долга и расходов на его обслуживание) долгое время является одной из основных проблем внутренней политики США. По опыту США, обслуживание Государственного долга (имеется в виду оплата процентов заимодателям) является тяжелой ношей для любого государства, так как постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного изыскания средств для его погашения, и как следствие - приводит к новому витку роста как внутреннего, так и внешнего долга государства. Поэтому, необходимо видоизменение экономической политики страны и, прежде всего законодательной базы, кардинальное реформирование банковской системы (снижение ставки банковского процента в первую очередь), пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.

         Идеального решения проблемы  дефицита не существует нигде  в мире, это неотъемлемая часть  любой экономики.

 

      1. Причины формирования дефицита бюджета

 

         Основными причинами бюджетного дефицита в отдельных странах являются:

1. увеличение государственных расходов в военное время, при стихийных бедствиях или социальных конфликтов, то есть, если становиться невозможно мобилизовать финансовые ресурсы в необходимых размерах;

2. кризисные явления в экономике (спад производства, рост убыточности, снижение рентабельности предприятий и другие), неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

3. дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных инвестиций в развитие экономики.

4. сокращение налоговых поступлений без корректировки государственных расходов, а так же неудовлетворительная организация сбора налогов и платежей (уклонение от уплаты налогов, рост объема недоимок)

5. нарастание убытков и финансовых потерь предприятий и организаций, при общем ухудшение финансового положения реального сектора и сокращение налогооблагаемой базы;

6. активизация государственной социальной политики

7. повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

- увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение - преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения;

- увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест - характерно для тех стран, где возрастает доля молодого населения.

      Нельзя однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла бы быть основной, но как правило они воздействовали одновременно. Всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, с другой - причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.

 

      1. Разновидности дефицита государственного бюджета

При выявлении дефицита государственного бюджета необходимо установить:

1. Его экономическую природу:

a. Структурный дефицит - представляет собой разницу между текущими государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

Структурный (активный) дефицит имеет место в тех случаях, когда государство осознанно идет на увеличение бюджетных расходов или снижение налоговой нагрузки, с целью оживить национальную экономику и добиться устойчивого и долговременного ее роста.

b. Циклический дефицит - это разность между фактическим и структурным дефицитами:

Циклический (пассивный) дефицит - это результат кризисного спада объема производства. В период кризисного (экономического) спада снижается деловая активность и соответственно размер налогооблагаемой базы. В такой период резко возрастают расходы на социальные нужды, такие как: поддержка безработных, социальные выплаты малоимущим слоям населения и т.д., а также возникает необходимость финансовой поддержки отдельных отраслей и регионов страны.

c. Военный дефицит - связан с военными приготовлениями, с наращиванием государственных заказов по снабжению армии техникой, амуницией и т.п.

2. Количественную оценку дефицита:

Размеры дефицита бюджета определяются путем сравнения доходной части и расходов, для отражения степени дефицита бюджета принято использовать относительные показатели.

Например, сопоставляя:

a. Дефицит бюджета и общую сумму расходов (процент непокрытия);

b. Дефицит бюджета и объем ВВП;

Количественная оценка бюджетного дефицита усложняется следующими факторами:

 Как  правило, при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита;      

         Официальный бюджетный дефицит часто завышен на величину государственного долга. При высоких темпах инфляции разница может быть весьма значительной, так как в периоды роста инфляции возможны ситуации, когда официальный дефицит госбюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:

 
 
               

        При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. При определении величины реального дефицита необходимо учитывать и так называемые квазибюджетные расходы, которые связаны с государственными нуждами, но скрыто финансируются (скрытый дефицит).

К числу квазибюджетным операциям относятся:

1. Финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и выплата заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности, т.е. финансирование скрытой безработицы.

2. Финансирование убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на закупку зерна, погашение задолженностей по внешним кредиторам и т.п.), жилищных программ по льготным ставкам при сохранении других нерыночных условий, финансирование сельскохозяйственных компаний (посевные работы, уборка урожая).

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита, что нередко делается целенаправленно, а так же в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет. Скрытый дефицит и официальный дефицит в сумме равны реальному дефициту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование бюджета государства

 

2.1. Финансовая  политика государства

 

Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.  
         Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.  
        Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

        Задачами финансовой политики является: 
1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; 
2. установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов; 
3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; 
4.  выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; 
 
5.  создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. 
 

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной. 
        Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а так же на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. 
        Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

 Другими целями финансовой политики могут являться: 
1. политические цели, т.е. достижение целей в области внешней и внутренней политики; 
2. экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном; уровне 
3. социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ). 
           Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа: 
1. определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;   
2. определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;   
3. подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей.

 

2.2. Способы  финансирования государственного  бюджета

 

Обнаружение дефицита бюджета еще на стадии его составления заставляет изыскивать источники его финансирования (покрытия).

Информация о работе Дефицит государственного бюджета