Доходы бюджета Республики Беларусь и пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение путей увеличения доходов бюджета Республики Беларусь.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
1. классификация доходов бюджета;
2. роль налогов в формировании дохода бюджета;

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВЫ И ПРИНЦЫПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА.docx

— 162.58 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

В условиях переходной экономики  существенно возрастает роль бюджета в системе государственного регулирования. Управляя бюджетными потоками, государство выстраивает бюджетные отношения в соответствии с проводимой бюджетной политикой Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.

В самом общем виде бюджет представляет собой план доходов  и расходов государства, на текущий  год, составленный в форме баланса  и имеющий силу закона. В любой  стране государственный бюджет –  ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита.

Исходя из бюджета, государство  имеет возможность сосредотачивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития; перераспределять национальный доход  между отраслями, территориями, сферами  общественной деятельности. Вместе с  тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях  экономики, бюджет дает четкую картину  того, как поступают в распоряжение  государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования и населения, и соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Он выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства. Через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может  быть не просто средством государственного экономического регулирования, но и  реально влиять на рост экономики  и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической  базы общественного производства [5, с. 7].

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система  общества, ее главное звено - государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

 Управляя бюджетным  процессом, государство выстраивает  бюджетные отношения, направляет  бюджетные потоки таким образом,  чтобы обеспечить выполнение  макроэкономических показателей,  реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней  социально-экономического развития  регионов.

 Центральным показателем  государственного бюджета является  величина его доходов. Сумма  доходов определяет расходы государства  на развитие экономики, темпы  экономического роста и уровня  благосостояния страны. Сопоставление  доходов государственного бюджета  с его расходами позволяет  определить сумму и уровень  дефицита. Такая роль доходов  государственного бюджета в жизни  общества и государства обуславливает  необходимость совершенствование  методологии их формирования  и прогнозирования разработки  новых подходов в этом направлении. 

 Целью работы является  определение путей увеличения доходов бюджета Республики Беларусь.

 Для достижения этой  цели в работе были поставлены  следующие основные задачи:

1. классификация доходов бюджета;

2. роль налогов в формировании дохода бюджета;

3. значение неналоговых  доходов бюджета;

3. анализ доходов бюджета Республики Беларусь, определение путей их увеличения.

 Эти вопросы будут  рассматриваться на основании  учебной литературы, законов о  бюджете, периодических изданий  и статистического материала. 

 

 

1 КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

 

 

 

Доходы бюджета– часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Доходы бюджета заключаются в различных платежах, уплачиваемых физическими и юридическими лицами. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств [17, c.86].

В Законе Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 331-3 «О республиканском бюджете на 2012 год» запланированы следующие объемы доходов и расходов бюджета 2012, отображенные с помощью инфорграфика на рисунке 1:

 

 

Рисунок 1 – Республиканский бюджет на 2012г.

Источник: собственная разработка.

 

Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Доходы бюджета по экономическому признаку– это часть национального дохода государства. Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства.

Принято классифицировать доходы бюджетов различных уровней по трем признакам:

1. Социально-экономическому.

2. Порядку и условиям зачисления.

3. Юридическим формам.

По социально-экономическому признаку доходы бюджета подразделяются на:

– доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности;

– доходы от граждан;

– доходы от внешнеэкономической деятельности;

– пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации.

По порядку и условиям зачисления доходы подразделяются на:

– закрепленные;

– регулирующие;

– собственные;

– заемные.

Закрепленные доходы– это доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости от принципов подчиненности и с учетом территориального признака поступления средств [11, c. 315].

Регулирующие доходы– это доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти расщепляются между вышестоящими и нижестоящими бюджетами. Распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и г. Минска.

Закрепленные и регулирующие доходы– это собственные средства бюджета. Они устанавливаются законом.

В случае временной недостаточности собственных средств для финансирования запланированных расходов могут привлекаться заемные средства. Это процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные займы.

По юридическим формам доходы подразделяются на:

– налоговые;

– неналоговые.

Налоговые доходы – поступления в виде налогов, установленных законодательством. Неналоговые доходы – имеют различную природу, но в основном они возникают как плата за оказанные государством услуги.

По бюджетной классификации Республики Беларусь доходы бюджета подразделяются на текущие, капитальные и безвозмездные поступления.

Текущие доходы– все доходные невозвратные платежи в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающих в сектор государственного управления, а также добровольные и компенсируемые поступления средств от предоставления государственными учреждениями услуг, штрафов и иных санкций за нарушение законодательства.

Текущие доходы по форме, методам изъятия и содержанию подразделяются на три группы: налоговые доходы, социальные отчисления и неналоговые доходы и обязательные платежи [16, c. 254].

Налоговые доходы– обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет и классифицируемые в зависимости от объекта налогообложения или в соответствии с источником возникновения налоговых обязательств.

Социальные отчисления– обязательные страховые взносы и отчисления в Фонд социальной защиты населения. Эта группа доходов делится на два вида: взносы работающих по найму и отчисления работодателей.

Неналоговые доходы и обязательные платежи– платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров, а также некоторые безвозмездные платежи.

Капитальные доходы– невозвратные платежи, которые классифицируются по видам реализуемых основных фондов, а также включают поступления от продажи нематериальных активов.

Капитальные доходы делятся на две группы: налоговые и неналоговые доходы и обязательные платежи. Капитальные налоговые доходы– налоги на капитальные активы(имущество), взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами. Капитальные неналоговые доходы– доходы, включающие реализацию нефинансовых активов(произведенных и непроизведенных) [15, c. 289].

Безвозмездные поступления– добровольные и безвозмездные поступления денежных средств от юридических и физических лиц со стороны иностранных государств, от других уровней государственного управления.  

2 НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

 

 

 

В Республике Беларусь основная доля доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений (около 86% в объеме консолидированного бюджета).

Налоги – обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно взыскиваемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемые на удовлетворение общегосударственных потребностей.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение– мобилизацию средств в распоряжение государства.

Финансовые отношения между государством и субъектами хозяйствования и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями.

Общее содержание налогов проявляется в их участии в распределении или перераспределении национального дохода. Причем налоговые отношения имеют односторонний характер [17, c. 89].

Экономическая сущность налогов  проявляется в их функциях:

− фискальная (бюджетная). Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов– формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства (оборонная, социальная, природоохранная и другие);

− контрольная. Благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивающего контроль за движение финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина зависят от налоговой дисциплины, суть которой состоит в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги;

− контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции, которая обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта и направления части его на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другие его части направляются в централизованный фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет в форме налогов. Распределительная функция отражает использование налогов как средства государственного регулирования экономики, то есть имеет регулирующее свойство, которое заключается в установлении налоговых ставок, их дифференциации, предоставлении налоговых льгот [14, c. 23].

В распределительной функции выделяют стимулирующую подфункцию, которая реализуется через систему льгот, исключений преференций(предпочтений), увязку со льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговых ставок и другие.

− Социальная. Проявляется в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Выделяют следующие принципы налогообложения:

− экономическая эффективность,

− простота налогообложения; налоговые законы должны быть по возможности простыми, а процедура взимания налогов– относительно дешевой,

− определенность; плательщики должны знать, сколько, каких налогов, когда и на каких условиях они будут уплачивать в течение определенного периода времени в будущем,

− удобство, то есть налоги должны взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика,

Информация о работе Доходы бюджета Республики Беларусь и пути их увеличения