Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:57, курсовая работа
Целью работы является определение путей увеличения доходов бюджета Республики Беларусь.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
1. классификация доходов бюджета;
2. роль налогов в формировании дохода бюджета;
Реальное снижение налогового
давления на экономику может быть
достигнуто только за счет сокращения
количества применяемых налогов
или снижения их ставок (при условии
качественного построения моделей
взимания каждого из налогов). Такие
решения как раз и составляют
основу налоговой политики государства
и всегда зависят от состояния
текущей экономической
Доходы бюджета сектора государственного управления за январь-август 2012 года сложились в сумме 133,3 трлн. рублей, или 66,3 процента уточненного годового плана.
Доходы республиканского бюджета составили 58,7 трлн. рублей, или 61,7 процента уточненного годового плана [20].
Поступление доходов в государственный бюджет за январь-август 2012 года отражено на рисунке 2:
Рисунок 2 – Доходы государственного бюджета за январь-август 2012г. в процентах к уточненному годовому плану.
Источник: собственная разработка.
Налоговые поступления – это главный источник доходов бюджета. Но их формирование должно осуществляться с одной стороны, обеспечивая достаточность поступлений, со второй – налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики. Рисунок 3 показывает соотношение налоговых и неналоговых доходов:
Рисунок 3 – Структура доходов бюджета 2011 года.
Источник: собственная разработка.
Сопоставимые показатели размера источников доходов бюджета Республики Беларусь 2009-2011 годы приведены в Таблице 1 – Доходы бюджета Республики Беларусь по видам доходных источников.
Таблица 1 - Доходы бюджета Республики Беларусь по видам доходных источников
2009 год |
2010 год |
2011 год | ||||
млрд. рублей |
уд. вес в доходах бюджета, % |
млрд. рублей |
уд. вес в доходах бюджета, % |
млрд. рублей |
уд. вес в доходах бюджета, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Доходы бюджета, всего |
46 621,0 |
100,0 |
48 650,1 |
100,0 |
85 433,5 |
100,0 |
Налоговые доходы |
41 300,3 |
88,6 |
44 863,0 |
92,2 |
73 430,7 |
86,0 |
Налоги на доходы и прибыль |
9 630,7 |
20,7 |
11 822,5 |
24,3 |
18 563,6 |
21,8 |
Подоходный налог |
4 305,3 |
9,2 |
5 380,9 |
11,1 |
9 316,5 |
10,9 |
Налог на прибыль |
4 607,7 |
9,9 |
5 580,4 |
11,5 |
8 688,9 |
10,2 |
Налоги на собственность |
1 626,7 |
3,5 |
1 850,1 |
3,8 |
2 549,2 |
3,0 |
Земельный налог |
617,9 |
1,3 |
675,3 |
1,4 |
959,5 |
1,1 |
Налог на недвижимость |
1 008,8 |
2,2 |
1 174,8 |
2,4 |
1 589,7 |
1,9 |
Налоги на товары и услуги |
19 907,2 |
42,7 |
22 980,8 |
47,2 |
34 754,6 |
40,7 |
НДС |
12 083,1 |
25,9 |
16 226,4 |
33,4 |
26 498,5 |
31,0 |
Налог при упрощенной системе налогообложения |
488,7 |
1,1 |
723,0 |
1,5 |
1 167,6 |
1,4 |
Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц |
300,5 |
0,6 |
316,1 |
0,7 |
338,4 |
0,4 |
Акцизы |
3 637,4 |
7,8 |
4 350,2 |
8,9 |
5 599,5 |
6,6 |
Экологический налог |
624,2 |
1,3 |
510,8 |
1,0 |
565,3 |
0,7 |
Окончание таблицы 1 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Налоговые доходы
от внешнеэкономической |
7 969,5 |
17,1 |
5 776,2 |
11,9 |
15 146,9 |
17,7 |
Отчисления в инновационные фонды |
1 736,4 |
3,7 |
1 706,5 |
3,5 |
1 495,1 |
1,7 |
Неналоговые доходы |
5 320,7 |
11,4 |
3 787,1 |
7,8 |
12 002,8 |
14,0 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности |
3 346,9 |
7,2 |
1 776,1 |
3,7 |
7 510,3 |
8,8 |
Источник: собственная разработка.
Из таблицы 1 следует то, что налоговые платежи являются основой формирования доходной части бюджета государства, именно это направление в первую очередь подлежит совершенствованию. Эту проблему можно рассматривать с двух сторон: со стороны предприятия и со стороны государства. Каждое предприятие в отдельности стремится оптимизировать налоговые платежи. Наиболее доступным способом оптимизации является налоговое планирование, начинать которое следует с определения общего уровня налоговой нагрузки.
Рассмотрим проблему общего уровня налоговой нагрузки. Прежде всего нужно отметить, что само понятие налоговой нагрузки требует уточнения. Показатели фактически уплаченных и начисленных налогов заметно различаются. Превышение текущих обязательств над выплатами (приводящее к накоплению налоговой задолженности) свидетельствует либо о завышенности налоговых ставок, либо о мягкости бюджетных ограничений (когда власти прощают нарушителей). Для предприятия важно и то, сколько оно платит в бюджет, и то, насколько оно обременено долгами, то есть имеют значение оба определения налоговой нагрузки. Еще сильнее расхождение между номинально подлежащими уплате и фактически начисленными налогами (возникающее в результате занижения налоговой базы, или уклонения). Величина номинальной налоговой нагрузки важна, поскольку именно это бремя ложится на законопослушных налогоплательщиков, а значительный разрыв между номинальными и эффективными (с учетом уклонения) налоговыми ставками серьезно искажает условия конкуренции, причем ставит в выигрышное положение тех, кто нарушает закон [8, c . 32-34].
Работа по поиску дополнительных
источников доходов бюджета должна
сводится не только к изобретению
новых налогов, но и к повышению
ответственности каждого
В условиях необходимости
снижения налоговой нагрузки одним
из основных резервов увеличения доходов
бюджета остается уменьшение теневых
оборотов в экономическом секторе.
По данным городских налоговых служб,
сегодня значительное число коммерческих
структур с целью ухода от налогов
постоянно уменьшает
Из года в год
становится все труднее
Имеет место проблема того,
что ряд предприятий имеют
просроченную задолженность по ранее
полученным бюджетным ссудам, займам,
что оказывает негативное влияние
на ход выполнения бюджета. Проблема
своевременности погашения
Для обеспечения выполнения
предусмотренных Законом о
Анализируя доходы и расходы государственного бюджета Республики Беларусь за 2010 – 2012 гг., можно определить основные особенности его развития:
1. Поддержание социальной направленности системы финансирования расходов государственного бюджета.
3. Наличие недостаточно
рациональной структуры
4. Устойчивый рост
Кроме того, существенным фактором является значительное увеличение внешнего долга. В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени [1]. Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США. Показатели размера внешнего государственного долга Республики Беларусь на 2010 – 2011 годы приведены в Таблице 2 - Внешний государственный долг Республики Беларусь.
Таблица 2 - Внешний государственный долг Республики Беларусь.
Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США) | ||
01.01.2010 г. |
01.01.2011 г. | |
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). |
7 778,8 |
9 486,2 |
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. |
112,6 |
201,0 |
Всего |
7 891,4 |
9 687,2 |
Источник: собственная разработка.
Данное явление связано с мировым финансовым кризисом, однако оно еще долгое время будет оказывать существенное влияние на финансы государства, поскольку средства, направленные на обслуживание внешнего долга – это средства, которые не были вложены в здравоохранение, образование, культуру и другие отрасли экономики. Следовательно, – обслуживание внешнего долга – это отрицательный фактор и чем выше внешний долг, тем сильнее его негативное влияние на экономику страны. Еще одним следствием данного обстоятельства является то, что государство будет стремиться к увеличению доходной части бюджета с тем, чтобы внешний долг составлял бы в итоге не слишком большую часть расходов или, проще говоря, чтобы бюджету было легче обслуживать внешний долг.
Значительное влияние оказывает на финансовую систему вступление Беларуси в Таможенный союз с Россией и Казахстаном. Предполагалось, что данный вид интеграции позволит Беларуси получить свободный доступ на рынки этих стран, а также доступ к ресурсам на условиях полного равноправия субъектов хозяйствования. Однако, следует учитывать также и то, что и на рынок Республики Беларусь получают свободный доступ предприятия России и Казахстана. Объективно данное явление безусловно имеет положительную направленность в виде усиления конкуренции, однако на первоначальном этапе конкуренция может быть не в пользу отечественных предприятий. В любом случае пребывание Республики Беларусь в таможенном союзе будет оказывать прямое влияние на состояние финансовой системы государства, в том числе на объем доходной части бюджета [9, c. 59].
Вступление в таможенный союз и увеличение внешнего долга – это два взаимоисключающих обстоятельства, каждый из которых окажет свое влияние (положительное и отрицательное) на формирование доходов бюджета в долгосрочной перспективе. Степень их влияния на бюджет страны будет определяться эффективностью финансовой политики государства и в разные периоды времени может быть разным.
Кроме того, дальнейшее развитие государственного бюджета требует совершенствования основных направлений бюджетного регулирования, среди которых можно выделить следующие:
1. Применение более
2. Проведение реструктуризации
доходов бюджета с целью
3. Совершенствование налогового
планирования, использование методов
оптимизации налоговой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Доходы бюджета - часть
централизованных финансовых ресурсов
государства, необходимых для выполнения
его функций. Они выражают экономические
отношения, возникающие у государства
с предприятиями, организациями
и гражданами в процессе распределения
стоимости общественного
При формировании доходов
основного финансового плана
государства возникают
Доходная часть бюджета Республики Беларусь, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (около 88%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
Упрощение налоговой системы
и снижение налоговой нагрузки являются
основными направлениями
В доходной части бюджета 2011 г. 10,9% составляют поступления от выплат подоходного налога. 14,0% – это неналоговые поступления, т.е. пени, штрафы и прочие доходы. Следовательно, оставшиеся 75,1% – это налоговые платежи юридических лиц, т.е. именно такую долю доходов бюджета составляют платежи предприятий и организаций. 14,0% неналоговых платежей также в большей степени выплачена предприятиями и организациями и таким образом, можно утверждать, что доходная часть бюджета страны более чем на 89% зависит от уровня платежей субъектов хозяйствования, из которых большая часть приходится на налоговые платежи [2].
Информация о работе Доходы бюджета Республики Беларусь и пути их увеличения