Доходы бюджета Республики Беларусь и пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение путей увеличения доходов бюджета Республики Беларусь.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
1. классификация доходов бюджета;
2. роль налогов в формировании дохода бюджета;

Вложенные файлы: 1 файл

ОСНОВЫ И ПРИНЦЫПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА.docx

— 162.58 Кб (Скачать файл)

Реальное снижение налогового давления на экономику может быть достигнуто только за счет сокращения количества применяемых налогов  или снижения их ставок (при условии  качественного построения моделей  взимания каждого из налогов). Такие  решения как раз и составляют основу налоговой политики государства  и всегда зависят от состояния  текущей экономической конъюнктуры (при высокой конъюнктуре и  инфляции более полезно для экономики  увеличивать налоговую нагрузку).

Доходы бюджета сектора  государственного управления за январь-август 2012 года сложились в сумме 133,3 трлн. рублей, или 66,3 процента уточненного  годового плана.

Доходы республиканского бюджета составили 58,7 трлн. рублей, или 61,7 процента уточненного годового плана [20].

Поступление доходов в  государственный бюджет за январь-август 2012 года отражено на рисунке 2:

 

 

Рисунок 2 – Доходы государственного бюджета за январь-август 2012г. в процентах к уточненному годовому плану.

Источник: собственная разработка.

 

 

Налоговые поступления – это главный источник доходов бюджета. Но их формирование должно осуществляться с одной стороны, обеспечивая достаточность поступлений, со второй – налоги должны взиматься так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики. Рисунок 3 показывает соотношение налоговых и неналоговых доходов:

 

 

Рисунок 3 – Структура доходов бюджета 2011 года.

Источник: собственная разработка.

Сопоставимые показатели размера источников доходов бюджета  Республики Беларусь 2009-2011 годы приведены  в Таблице 1 – Доходы бюджета Республики Беларусь по видам доходных источников.

 

 

Таблица 1 - Доходы бюджета Республики Беларусь по видам  доходных источников

 

 

 

 

2009 год

2010 год

2011 год

млрд. рублей

уд. вес в доходах бюджета, %

млрд. рублей

уд. вес в доходах бюджета, %

млрд. рублей

уд. вес в доходах бюджета, %

1

2

3

4

5

6

7

Доходы бюджета, всего 

46 621,0

100,0

48 650,1

100,0

85 433,5

100,0

Налоговые доходы                                                                                                                                                                                                          в том числе:

41 300,3

88,6

44 863,0

92,2

73 430,7

86,0

Налоги на доходы и прибыль

9 630,7

20,7

11 822,5

24,3

18 563,6

21,8

Подоходный налог

4 305,3

9,2

5 380,9

11,1

9 316,5

10,9

Налог на прибыль

4 607,7

9,9

5 580,4

11,5

8 688,9

10,2

Налоги на собственность

1 626,7

3,5

1 850,1

3,8

2 549,2

3,0

Земельный налог

617,9

1,3

675,3

1,4

959,5

1,1

Налог на недвижимость

1 008,8

2,2

1 174,8

2,4

1 589,7

1,9

Налоги на товары и услуги

19 907,2

42,7

22 980,8

47,2

34 754,6

40,7

НДС

12 083,1

25,9

16 226,4

33,4

26 498,5

31,0

Налог при упрощенной системе  налогообложения

488,7

1,1

723,0

1,5

1 167,6

1,4

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

300,5

0,6

316,1

0,7

338,4

0,4

Акцизы

3 637,4

7,8

4 350,2

8,9

5 599,5

6,6

Экологический налог

624,2

1,3

510,8

1,0

565,3

0,7

Окончание таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

7 969,5

17,1

5 776,2

11,9

15 146,9

17,7

Отчисления в инновационные  фонды

1 736,4

3,7

1 706,5

3,5

1 495,1

1,7

Неналоговые доходы                                                                                                                                                                                                          в том числе:

5 320,7

11,4

3 787,1

7,8

12 002,8

14,0

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности

3 346,9

7,2

1 776,1

3,7

7 510,3

8,8


 

Источник: собственная разработка.

 

Из таблицы 1 следует то, что налоговые платежи являются основой формирования доходной части бюджета государства, именно это направление в первую очередь подлежит совершенствованию. Эту проблему можно рассматривать с двух сторон: со стороны предприятия и со стороны государства. Каждое предприятие в отдельности стремится оптимизировать налоговые платежи. Наиболее доступным способом оптимизации является налоговое планирование, начинать которое следует с определения общего уровня налоговой нагрузки.

Рассмотрим проблему общего уровня налоговой нагрузки. Прежде всего нужно отметить, что само понятие налоговой нагрузки требует уточнения. Показатели фактически уплаченных и начисленных налогов заметно различаются. Превышение текущих обязательств над выплатами (приводящее к накоплению налоговой задолженности) свидетельствует либо о завышенности налоговых ставок, либо о мягкости бюджетных ограничений (когда власти прощают нарушителей). Для предприятия важно и то, сколько оно платит в бюджет, и то, насколько оно обременено долгами, то есть имеют значение оба определения налоговой нагрузки. Еще сильнее расхождение между номинально подлежащими уплате и фактически начисленными налогами (возникающее в результате занижения налоговой базы, или уклонения). Величина номинальной налоговой нагрузки важна, поскольку именно это бремя ложится на законопослушных налогоплательщиков, а значительный разрыв между номинальными и эффективными (с учетом уклонения) налоговыми ставками серьезно искажает условия конкуренции, причем ставит в выигрышное положение тех, кто нарушает закон [8, c . 32-34].

Работа по поиску дополнительных источников доходов бюджета должна сводится не только к изобретению  новых налогов, но и к повышению  ответственности каждого налогоплательщика  за выполнение обязательств перед государством.

В условиях необходимости  снижения налоговой нагрузки одним  из основных резервов увеличения доходов  бюджета остается уменьшение теневых  оборотов в экономическом секторе. По данным городских налоговых служб, сегодня значительное число коммерческих структур с целью ухода от налогов  постоянно уменьшает налогооблагаемую базу по выручке и прибыли. Это  касается деятельности так называемых фирмоднодневок и финансовых компаний, а также индивидуальных предпринимателей. Более 1000 организаций не показывают фактическую заработную плату или  показывают ее в минимальных размерах, то есть имеют двойную бухгалтерию.

 Из года в год  становится все труднее разрабатывать  проекты решений Правительства  Республики Беларусь по привлечению  в бюджет дополнительных поступлений  при одновременно жестких требованиях  по снижению налоговой нагрузки. Кроме того, при подготовке решений  по изысканию дополнительных  источников бюджета имеет место  явно негативное отношение к  их принятию тех ведомств, которые  в дальнейшем будут являться  ответственными исполнителями по  выполнению запланированных мероприятий. 

Имеет место проблема того, что ряд предприятий имеют  просроченную задолженность по ранее  полученным бюджетным ссудам, займам, что оказывает негативное влияние  на ход выполнения бюджета. Проблема своевременности погашения предоставленных  из республиканского бюджета заемных  средств остается достаточно острой.

 Для обеспечения выполнения  предусмотренных Законом о бюджете  параметров привлечения ресурсов  на внутреннем финансовом рынке  необходимо совместно с Комитетом  по ценным бумагам, Национальным  банком, Министерством иностранных  дел предпринять конструктивные  шаги по увеличению роли нерезидентов  РБ, региональных инвесторов в  финансировании дефицита бюджета. 

Анализируя доходы и расходы  государственного бюджета Республики Беларусь за 2010 – 2012 гг., можно определить основные особенности его развития:

1. Поддержание социальной направленности системы финансирования расходов государственного бюджета.

3. Наличие недостаточно  рациональной структуры доходов  и расходов бюджета. 

4. Устойчивый рост государственного  долга, преобладание внешних источников  его финансирования.

Кроме того, существенным фактором является значительное увеличение внешнего долга. В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени [1]. Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США. Показатели размера внешнего государственного долга Республики Беларусь на 2010 – 2011 годы приведены в Таблице 2 - Внешний государственный долг Республики Беларусь.

 

 

Таблица 2 - Внешний государственный долг Республики Беларусь.

 

 

Внешний государственный  долг Республики Беларусь

(млн. долл. США)

 

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

Кредиты, привлеченные Республикой  Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

7 778,8

9 486,2

Кредиты, привлеченные резидентами  под гарантии Правительства Республики Беларусь.

112,6

201,0

Всего

7 891,4

9 687,2


 

Источник: собственная разработка.

 

Данное явление связано  с мировым финансовым кризисом, однако оно еще долгое время будет  оказывать существенное влияние  на финансы государства, поскольку  средства, направленные на обслуживание внешнего долга – это средства, которые не были вложены в здравоохранение, образование, культуру и другие отрасли  экономики. Следовательно, – обслуживание внешнего долга – это отрицательный  фактор и чем выше внешний долг, тем сильнее его негативное влияние  на экономику страны. Еще одним  следствием данного обстоятельства является то, что государство будет  стремиться к увеличению доходной части  бюджета с тем, чтобы внешний  долг составлял бы в итоге не слишком  большую часть расходов или, проще  говоря, чтобы бюджету было легче  обслуживать внешний долг.

Значительное влияние  оказывает на финансовую систему вступление Беларуси в Таможенный союз с Россией и Казахстаном. Предполагалось, что данный вид интеграции позволит Беларуси получить свободный доступ на рынки этих стран, а также доступ к ресурсам на условиях полного равноправия субъектов хозяйствования. Однако, следует учитывать также и то, что и на рынок Республики Беларусь получают свободный доступ предприятия России и Казахстана. Объективно данное явление безусловно имеет положительную направленность в виде усиления конкуренции, однако на первоначальном этапе конкуренция может быть не в пользу отечественных предприятий. В любом случае пребывание Республики Беларусь в таможенном союзе будет оказывать прямое влияние на состояние финансовой системы государства, в том числе на объем доходной части бюджета [9, c. 59].

Вступление в таможенный союз и увеличение внешнего долга  – это два взаимоисключающих  обстоятельства, каждый из которых  окажет свое влияние (положительное  и отрицательное) на формирование доходов  бюджета в долгосрочной перспективе. Степень их влияния на бюджет страны будет определяться эффективностью финансовой политики государства и  в разные периоды времени может  быть разным.

Кроме того, дальнейшее развитие государственного бюджета требует  совершенствования основных направлений  бюджетного регулирования, среди которых  можно выделить следующие:

1. Применение более прогрессивных  методов планирования и прогнозирования,  переход к многовариантному составлению  проекта бюджета; повышение обоснованности  макроэкономических показателей  как основы планирования доходов  бюджета; 

2. Проведение реструктуризации  доходов бюджета с целью поиска  оптимального сочетания прямых  и косвенных налогов, доходов  бюджета и целевых фондов; усиление  роли рыночных источников в  формировании доходов бюджета  (поступлений средств от приватизации  государственной собственности,  продажи принадлежащих государству  акций и др.);

3. Совершенствование налогового  планирования, использование методов  оптимизации налоговой нагрузки; укрепление и развитие законодательных  основ налогообложения, сокращение  многочисленных инструкций, указов  и декретов, регулирующих систему  налогообложения [13, c. 167].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

Доходы бюджета - часть  централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями  и гражданами в процессе распределения  стоимости общественного продукта и национального дохода. Формой проявления этих отношений служат различного вида платежей предприятий, организаций  и населения в государственный  бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

При формировании доходов  основного финансового плана  государства возникают финансовые взаимоотношения между участниками  процесса. Это дает основание рассматривать  доходы как экономическую категорию  – совокупность денежных отношений  по поводу изъятия и централизации  части финансовых ресурсов в бюджет.

Доходная часть бюджета  Республики Беларусь, как и в странах  с развитой рыночной экономикой, формируется  в основном за счет налоговых платежей (около 88%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Упрощение налоговой системы  и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями налоговой  политики Республики Беларусь на современном  этапе. В течение последнего времени  был реализован масштабный комплекс мер в данном направлении.

В доходной части бюджета 2011 г. 10,9% составляют поступления от выплат подоходного налога. 14,0% – это неналоговые поступления, т.е. пени, штрафы и прочие доходы. Следовательно, оставшиеся 75,1% – это налоговые платежи юридических лиц, т.е. именно такую долю доходов бюджета составляют платежи предприятий и организаций. 14,0% неналоговых платежей также в большей степени выплачена предприятиями и организациями и таким образом, можно утверждать, что доходная часть бюджета страны более чем на 89% зависит от уровня платежей субъектов хозяйствования, из которых большая часть приходится на налоговые платежи [2].

Информация о работе Доходы бюджета Республики Беларусь и пути их увеличения