Доходы и расходы бюджета Европейского союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:22, реферат

Краткое описание

Анализ принципов системы финансирования интеграции за счет собственных ресурсов, а также работы финансовых учреждений ЕС и проводимой ими политики аккумулирования и расходования средств приобретает особую актуальность для России и Белоруссии, создавших Союзное государство и активно участвующих в интеграционных процессах в рамках СНГ. Положительный европейский опыт может быть использован этими странами при формировании общего бюджета и разработке принципов бюджетного устройства.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 32.93 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Европейский Союз – наиболее динамично развивающееся интеграционное объединение в мире. На сегодняшний день Единая Европа, объединяющая пятнадцать стран, по своему экономическому потенциалу сравнима с США и совокупный объем ВВП стран Европейского Союза в 2001 г. составил 8,9 трлн. евро. Сегодня группировка является своего рода федерацией европейских стран, в которой существуют такие же институциональные структуры, что и в обычном государстве: у ЕС есть свой Парламент, Центральный Банк, Палата аудиторов, Суд, Совет Министров, являющиеся наднациональными структурами. Европейский Союз имеет собственный бюджет, который формируется по определенным принципам и позволяет финансировать мероприятия по развитию интеграции. Есть у Европейского Союза и собственная валюта евро, заменившая с 1 января 2002 г. национальные валюты двенадцати стран, входящих в экономический и валютный союз. Главнейшей задачей ЕС в ближайшем будущем является принятие финансовых мер по предстоящему включению в ЕС стран Центральной и Восточной Европы.

Анализ принципов системы финансирования интеграции за счет собственных ресурсов, а также работы финансовых учреждений ЕС и проводимой ими политики аккумулирования и расходования средств приобретает особую актуальность для России и Белоруссии, создавших Союзное государство и активно участвующих в интеграционных процессах в рамках СНГ. Положительный европейский опыт может быть использован этими странами при формировании общего бюджета и разработке принципов бюджетного устройства.

 

 

 

 

  1. Бюджет Европейского Союза

Согласно ст. 199 Римского договора ЕС должен иметь общий бюджет, поскольку это - главная финансовая база интеграционных мероприятий. Бюджет ЕС является централизованным фондом денежных средств стран-членов и в то же время финансовым планом формирования и использования финансовых ресурсов Европейского Союза. Спецификой бюджета ЕС является то, что он не может выполнять роль инструмента макроэкономической политики, то есть влиять на стабилизацию экономики государств-членов. Его доходы и расходы должны уравновешиваться, то есть нельзя использовать бюджетный дефицит как инструмент оживления совокупного спроса и инвестиций или уменьшение безработицы.

Бюджет ЕС базируется на соблюдении следующих принципов:

- принцип единства и  принцип бюджетной точности означают, что доходы и расходы ЕС  должны быть сведены в едином  документе с целью эффективного  учета и контроля за расходованием  общих средств. Практика бюджетных  отношений Евросоюза эволюционировала  согласно этому принципу, обеспечив  на современном этапе объединения  всех статей доходов и расходов  в единый бюджет;

- принцип ежегодности  предусматривает разработку бюджета  сроком на один год, а также  то, что операции по обязательствам  и платежам бюджета должны  быть завершены в течение текущего  года;

- принцип равновесия требует, чтобы доходы соответствовали  расходам бюджета. То есть не  допускается дефицитность бюджета, а также запрещается осуществление  займов для покрытия расходов. В случае возникновения дефицита (что является исключением из  правил в европейской практике) его размер засчитывается в  расходную часть бюджета следующего  года. Как правило, бюджет сводится  с профицитом и его активное  сальдо переносится в доход  бюджета следующего года;

- принцип единой единицы  учета заключается в том, что  бюджет состоит, выполняется и  учитывается в единой единицы - евро;

- принцип универсальности  предусматривает незакрепление  доходов бюджета по отдельным  статьям расходов. Все доходы  и расходы в полной мере  включаются в бюджет ЕС без  каких которой привязки между  собой;

- принцип целевого характера  расходов требует, чтобы каждая  сумма ассигнований имела собственное  конкретное назначение и обоснование;

- принцип эффективного  финансового управления заключается  в учете закономерностей функционирования  экономики с целью достижения  эффективности формирования и  использования ресурсов бюджета  ЕС;

- принцип прозрачности, в  соответствии с которым гарантируется  предоставление полной и точной  информации о составления и  выполнения бюджета.

Бюджет Европейского Союза является в определенной степени отражением задач как ЕС, так и возможностей формирования доходов. Учитывая это, бюджет призван, прежде всего, способствовать реализации политики и стратегии развития ЕС в таких ключевых направлениях:

- обеспечение высоких  темпов экономического роста;

- выравнивание уровней  социального и культурного развития  различных регионов;

- поддержка валютной стабильности;

- стимулирование разработки  и внедрения новых технологий.

В процессе предыдущих этапов расширения ЕС и углубление европейской интеграции расходы бюджета значительно увеличились и, вместе с тем, расширились направления использования бюджетных средств. Основными расходными статьями бюджета ЕС есть такие: финансирование сельского хозяйства, социальных и региональных программ развития, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечение внешних политических и экономических связей, расходы на управление.

Политика бюджетных расходов в ЕС подчинена таким идеям: бюджетное финансирование должно способствовать выравниванию экономического положения стран-членов и преодолению социальных диспропорций; оптимально представлять как интересы беднейших государств, так и право развитых стран на долю финансовых ресурсов бюджета ЕС; в сфере использования средств должно придерживаться бюджетная дисциплина и обеспечиваться экономическая эффективность и публичность.

Бюджет ЕС на 2007 г. (в сумме 126,5 млрд евро, что составляет 1,08 % от валового национального дохода Европейского Сообщества, - первый бюджет для расширенного Европейского Союза, которая насчитывает 27 стран-членов) впервые построены в соответствии с новой финансовой стратегии Европейского Союза, рассчитанной на период до 2013 г. В бюджете 2007 г. заложены новые приоритеты и стратегические программы, которые сосредоточивают внимание на решении ключевых задач современности - поддержке экономического роста и занятости.

 

  1. Доходы и расходы бюджета ЕС

Европейский Союз (ЕС) на сегодня является одной из ведущих экономических центров современного мира, оказывающих влияние на развитие экономических отношений, как на региональном, так и глобальном уровнях.

Европейский Союз - это слияние хозяйств отдельных стран в единый воспроизводственный механизм, то есть формирование единого межгосударственного управления. Результатом такого процесса является рынок, на котором издержки производства ниже по сравнению с национальными рынками интегрированных стран.

Процесс постепенной передачи функций национального государства в области регулирования экономики на наднациональный уровень, который активно развивается в Европе, - объективное отражение реалии феномена транснационализации высокоразвитой экономики относительно малых в своем большинстве европейских стран. Не случайно экономическая интеграция переместилась именно на европейский континент.

С 1980 г. Европейский Союз распоряжается собственными средствами независимо от бюджетов стран, входящих в его состав. Этот факт придает административным органам ЕС большую степень независимости. На сегодня бюджет ЕС составляет более 100 млрд. евро.

Доходы бюджета Европейского Союза состоят из: ввозных пошлин компенсируют разницу в ценах на сельскохозяйственные продукты в стране импортере и на внешнем рынке, пошлин за общим таможенным тарифом, кроме пошлины Европейского объединения угля и стали, определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость и другие средства.

Расходную часть бюджета Европейского Союза составляют следующие расходы:

1) субсидии и другие  расходы по сельским хозяйством (почти 73%);

2) субсидии на внедрение  в жизнь региональной политики, то есть на предоставление  финансовой поддержки менее развитым  регионам (5,8 %);

3) расходы по субсидированию  научных исследований и опытно-конструкторских  разработок, финансируемые средства, выделяемые на энергетику, промышленность  и транспорт (2,6 %);

4) экономическая помощь  развивающимся странам (3,8 %);

5) административные расходы (4,7 %);

6) прочие расходы (8,5 %).

Для налоговой политики Европейского Союза характерны следующие особенности:

1) снижение налоговых  ставок с одновременным уменьшения  налоговых льгот с целью стимулирования  экономики и обеспечения эффективного  распределения ресурсов;

2) уменьшение прогрессивности  и переход к пропорционального  налогообложения доходов;

3) повышение согласно  концепции нейтральности роли  косвенных налогов;

4) регулирование внешних  эффектов, например" стимулирование  потребления экологически чистых  видов топлива;

5) стимулирование отдельных  приоритетных секторов экономики, в частности, малого бизнеса, внутренне-фирменных  исследований и разработок;

6) создание льготных сберегательных  схем.

Острейшей проблемой для Европейских стран является высокий уровень безработицы, обусловленный, в соответствии с распространенного мнения, чрезмерным налоговым бременем. В Европе в среднем налоги составляют почти 40 % ВВП, а уровень безработицы достигает 10 %.

Приняты или предложены на рассмотрение Совета ЕС меры касаются только принципов системы налогообложения и налоговой базы, процентная ставка как гибкой элемент остается в подчинении национальной власти. Усилия органов ЕС сосредоточились на двух основных направлениях: 1) гармонизации ставок НДС и введение акцизных сборов; 2) унификации налогов на доходы от ценных бумаг и депозитов в банковских учреждениях.

В большинстве Европейских стран максимальные поступления в бюджет обеспечивают личные подоходные налоги, при этом в Дании за счет этого налога формируется больше всех налоговых поступлений.

Налоги на доходы корпораций составляют значительно меньшую долю государственных доходов, личные подоходные налоги. Европейские страны разделяют на три группы в зависимости от действующих в них систем налогообложения прибыли, различающихся способом налогообложения доли распределяется, и доли, которая не распределяется:

1) в Нидерландах, Швеции, Швейцарии, Люксембурге и Испании  действует классическая система, согласно которой часть прибыли, распределяемая, и часть прибыли, которая не распределяется, облагаются  налогом по единой ставке, что приводит к двойному налогообложению дохода (эта система действует в США, Австралии и Новой Зеландии);

2) в Великобритании, Франции, Бельгии, Дании, Ирландии и Италии  применяется так называемая система  условного начисления, в процессе  которой до всего прибыли применяется  единая ставка налога, но во  время выплаты дивидендов, уплаченная  компанией доля налога акционерам, компенсируется;

3) в Австрии, Финляндии, Греции  и Норвегии указанные выше  части прибыли облагаются по  разным ставкам.

ФРГ сложно отнести к какой-либо группы, поскольку здесь применяется комбинированная система: ставки налога на части прибыли разные, но при этом акционеры получают компенсацию во время распределения дивидендов.

Доля поступлений от взносов на социальное страхование существенно отличается по странам. Они являются основным источником доходов во Франции, ФРГ, Испании и Австрии, а в Дании и Исландии, напротив, занимают незначительное место их низкая доля в Дании компенсируется с помощью поступлений от налогов на доходы, а в Исландии возмещается потребительскими налогами.

Значительную часть государственных доходов во всех странах формируют косвенные налоги - НДС и акциз. Этот вид налогов преобладает в Исландии, Ирландии и Португалии. Большую роль играет налог на добавленную стоимость, что действует во всех странах ЕС, он является характерным признаком европейских налоговых систем.

С конца 80-х годов в Европейском Союзе НДС начисляется по единой системе, хотя сохраняется значительная дифференциация по количеству и уровнями ставок. Значительно большее расхождение в акцизах, особенно на вино и алкогольные напитки. Все это предопределяет значительные отклонения в ценах на один и тот же товар в разных странах, злоупотребления и ограничения конкуренции. Учитывая это, Европейская комиссия предложила меры с целью сближения ставок НДС и акцизов стран-участниц в рамках программы создания единого режима. Базовый уровень НДС определен в пределах 14-12 %, льготные ставки установлены на продукты питания, лекарства и др.

В мировой практике косвенные налоги взимаются на основании двух принципов: 1) принципы стран поступления; 2) принципы стран назначения. Понятие "экспортер - импортер" в масштабе ЕС заменили не таможенным определением "поставщик - заказчик". Соглашения с экспорта-импорта между компаниями разных стран участниц ЕС стали в один ряд с подобными операциями на национальном уровне.

На основе анализа изменений в налоговых структурах индустриально развитых стран, которые происходили с 1989 по 1997 гг., можно сделать вывод о росте влияния процессов глобализации и либерализации на национальную налоговую политику. С 1989 г. практически во всех группах стран наблюдается сближение налоговых структур и во всех видах налогов прослеживается уменьшение среднего отклонения. Результатом свободного перемещения капиталов и конкуренции за инвестициями является сближение уровней налоговых ставок во всех индустриально развитых странах, что отражается на структурах налоговых поступлений.

Процесс гармонизации НДС и акцизов четко проявляется в уменьшении среднего отклонения по косвенным налогам в ЕС с 6,2 до 6,0, что превышает аналогичные показатели в Европе в целом.

Информация о работе Доходы и расходы бюджета Европейского союза