Доходы и расходы государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.
Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря)

Содержание

1.1 Сущность, функции, состав и основы формирования государственного бюджета …………………………………………………………….3-6
1.2 Сущность, источники формирования и классификация доходов бюджета……………………………………………………............7-12
1.3 Сущность, состав и структура расходов государственного бюджета……………………………………………………………13-17
1.4 Сущность, состав и структура расходов государственного бюджета…………………………………………………………….18-23
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РГР.docx

— 99.73 Кб (Скачать файл)

К доходам от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, относятся:

  • арендная плата за сдачу во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям.

Кроме того, доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие:

К собственным доходам  бюджетов относятся доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или  частично за соответствующими бюджетами. Они могут быть как налоговыми, так и неналоговыми.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются  нормативы отчислений в бюджеты  субъектов Федерации или местные  бюджеты на очередной финансовый год. Эти нормативы определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы.

Налоговые доходы бюджетов субъектов должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета.

К косвенным налогам, составляющим до 70−90% от всех налоговых поступлений  в государственный бюджет, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы; таможенные пошлины и  сборы. При этом важное значение в этой группе имеет НДС (до 40% в группе косвенных налогов). Акцизы — это федеральный (государственный в унитарном государстве) налог, который взимается с небольшой группы товаров, главный признак которых — высокая доходность (нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, спирт этиловый и спиртные напитки, табак и табачные изделия). Таможенные платежи, пошлины и сборы поступают только в государственный бюджет.

Налоги делятся  на государственные, региональные и  местные

  • К государственным налогам относят: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, таможенные полшины и сборы.
  • Региональными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на федеральных территориях государства. Это налог на имущество юридических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и пр.
  • Местными признаются налоги и сборы, вводимые в действие законодательными актами местных органов самоуправления. Особого внимания заслуживает НДС, косвенный налог, который занимает лидирующее место в доходной части государственного бюджета. Налог на добавленную стоимость тем выше, чем выше степень обработанности товара, т.е. добавленная к первоначальной стоимости товара дополнительная стоимость. Механизм взимания НДС можно проиллюстрировать на примере взимания НДС с продукции деревообрабатывающей и мебельной промышленности (табл. 2.1).

Доходы общего фонда государственного бюджета предназначены для обеспечения  финансовыми средствами общих расходов и не используются для конкретных целей.

 

Таблица 2.1

Механизм взимания НДС( ставка 15%).

Деревообрабатывающая промышленность

Стоимость произведенного продукта

10000 грн.

НДС

1500 грн.

Налог, выплаченный в бюджет

1500 грн.

Предприятие мебельной промышленности

Стоимость произведенного продукта

30000 грн.

НДС

4500 грн.

Налог, выплаченный в бюджет

3000 грн


 

 

 

1.3 Сущность, состав и структура расходов государственного бюджета

Расходы бюджета-это финансовые средства, направляемые на выполнение государством своих функций за счет использования доходов бюджета.

Посредством расходов государственного бюджета государство реализует  свои функции воздействия на экономическое  и социальное развитие и состояние  общества.

Расходование средств  государственных бюджетов производится по направлениям и в размерах, определяемых федеральным законом, законами и  другими нормативно-правовыми актами субъектов госвласти. Расходы государственного бюджета могут быть классифицированы по различным признакам, важнейшим из которых является финансирование государством своих функций: экономической, социальной, оборонной.

 Классификация расходов государственного бюджета представлены в (таблице 3.1):[ 10,c.85].

Таблица 3.1

Классификация расходов государственного бюджета

Признак

Содержание

По функциональному  признаку

а)управленческие-государственное управление; судебная система и прокуратура; правоохранительные органы и служба безопасности; финансовые и таможенные органы; международные отношения;

б)оборона-национальная оборона;

в)социальные-социальная защита и социальное обеспечение; социальная сфера;

г)экономические-экономическая деятельность государства, фундаментальные исследования;

По кредитному направлению  денежных средств

a)военные;

б)экономические;

в)управленческие;

г)социальные;

д)помощь другим странам;

По организационному признаку

а)поддержка программ развития регионов;

б)поддержка развития отдельных сфер экономической деятельности;

в)поддержка социальных программ;

По отраслевому расходу  средств

а)поддержка промышленности;

б)поддержка сельского хозяйства;

в)поддержка строительства;

г)поддержка образования;

д)поддержка других сфер;

По уровню управления

а)расходы центрального бюджета;

б)расходы местных бюджетов;

По экономическому признаку

а)текущие расходы-это расходы бюджетов на финансирование сети предприятий и учреждений на начало бюджетного года, а так же на финансирование мероприятий по социальной защите населения;

б)расходы развития-это расходы бюджетов на финансирование инвестиционной деятельности , в честности, финансирование капитальных вложений, структурной перестройки народного хозяйства, субвенций, и другие расходы, связанные с расширением воспроизводства.


 

Расходы бюджетов всех уровней  основываются на единых методологических принципах и нормативах минимальной  бюджетной обеспеченности на оказание государственных услуг. Эти нормативы  устанавливаются правительством.

Расходы бюджетов всех уровней  делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы — это расходы на инновационную и инвестиционную деятельность. Они включают расходы на: инвестиции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта объектов государственной собственности; расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Капитальные расходы составляют так называемый бюджет развития. Порядок  его формирования определяется федеральным  законом.

Текущие расходы бюджетов -расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений.

Расходы бюджетов осуществляются в формах:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам;
  • трансфертов населению;
  • бюджетных кредитов;
  • субвенций и субсидий;
  • инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
  • кредитов иностранным государствам; средств на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Получателями бюджетных  средств являются бюджетные учреждения. Кредиты за счет бюджетных средств  могут предоставляться юридическим  лицам на основании законов о  бюджетах.

Из государственного бюджета финансируются следующие расходы:[12,c.211].

  • -содержание органов власти;
  • -национальная оборона;
  • -финансирование науки;
  • -финансирование реального сектора;
  • -образование госрезервов;
  • -обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);
  • -регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).

К расходам, финансируемым  совместно из госбюджета, федеральных  и муниципальных бюджетов, можно  отнести:

  • -господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);
  • -обеспечение правоохранительной деятельности;
  • -обеспечение противопожарной безопасности;
  • -науку и социально-культурные мероприятия.

Основной принцип разграничения  расходов между бюджетами — их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

Расходы бюджета подразделяются также по принципу их участия в  процессе расширенного воспроизводства.

По принципу участия в  процессе расширенного воспроизводства  бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера.

Текущие расходы  — это:

  • -содержание органов власти, управления и правоохранительных органов;
  • -текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;
  • -отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

  • -новое строительство;
  • -реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета  выделяют:

  • -социальные расходы;
  • -военные расходы;
  • -содержание судебной системы;
  • -образование и здравоохранение.

Оценивая общую ситуацию в области расходования бюджетных  средств, мы должны признать, что эффективность  расходов бюджетов всех уровней остаётся недостаточной. В связи с этим актуальной задачей является совершенствования  методов финансирования и направления  их ориентации на результат. Необходимо также более строго контролировать целевое использование бюджетных  средств. Получению своевременной  и достоверной информации ,её качественному анализу способствует использование электронных технологий. Наиболее эффективно указанные задачи могут быть реализованы в процессе целевой программы государственного назначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Бюджетный дефицит  и бюджетное финансирование.

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не являющееся обязательно чрезвычайным. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом [13,c.122]

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами, характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных  факторов - как объективных, так и  субъективных.

Общеизвестный фактор дефицита бюджета является ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.

Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы осуществляются несмотря на их целесообразность и эффективность..

Третьим фактором дефицита бюджета, который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.

Бюджетный дефицит возник как результат негативных явлений  в экономической и политической жизни государства и усиливает  их в том случае, когда он превышает  установленные мировым опытом показатели, в рамках которых бюджетный дефицит, как правило, управляется в цивилизованном обществе. То есть, в таком обществе он допускается и при четком управлении может дать толчок развития экономики  за счет управляемости процессов. Уровень  дефицита определяется по отношению  к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от разных факторов, которые влияют на развитие экономики (рост или уменьшение капитала, развитие инфляционных процессов). Исходя из этого, можно выделить активные и пассивные формы дефицита бюджета.

Активный дефицит бюджета дает возможность подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала.

Пассивный дефицит- подчиняется законам инфляции.

Задание состоит в том, чтобы найти возможность при  помощи бюджетного дефицита стимулировать  экономическое развитие государства.

Бюджетный дефицит возникает  в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого  роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать  дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики  и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим  экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.

Информация о работе Доходы и расходы государственного бюджета