Доходы как финансовая основа хозяйственной деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

Торговое предприятие - основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.
Становление в России рыночной системы хозяйствования усиливает роль предприятий торговли в развитии производства и сферы обращения. Наблюдается увеличение торгового сектора экономики, что соответствует объективным мировым процессам. Экономическая свобода как условие и следствие рыночных отношений предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...4
Глава 1. Экономическая сущность доходов торгового предприятия и источники их образования…………………………………………………………………………………….8
1.1. Экономическая сущность доходов торгового предприятия………………8
1.2. Классификация доходов торгового предприятия…………………………12
1.3. Торговая надбавка как источник формирования валового дохода……21
1.4. Направления использования доходов торгового предприятия………..32
1.5. Способы расчета валового дохода торгового предприятия……………35
Глава 2. Исследования доходов на примере ООО «ПАЛИВ»………………………..38
2.1. Анализ динамики и структуры валового дохода торгового
предприятия…………………………………………………………………………..38
2.2. Факторный анализ валового дохода…………………………………………53
Глава 3. Планирование доходов торгового предприятия поиск и резервов
их роста………………………………………………………………………………………..62
3.1. Анализ безубыточности хозяйственной деятельности
ООО«ПАЛИВ»……………………………………………………………………….62
3.2. Планирование доходов ООО«ПАЛИВ»……………………………………..67
3.2.1. Методы планирования доходов торгового предприятия…………67
3.2.2.Планирование валового дохода ООО «ПАЛИВ»
с использованием экономико-математического метода………………...71
3.3. Основные резервы увеличения доходов на торговом предприятии…...81
Заключение…………………………………………………………………………..119
Список литературы…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 2.81 Мб (Скачать файл)

 


 


КУРСОВАЯ РАБОТА

студентки Петровой Ольги Николаевны

Тема: Доходы как финансовая основа хозяйственной деятельности торгового предприятия

Работа рассмотрена

и допущена к защите

Заведующий кафедрой

___________________ 

 ______________________________

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород

2005  

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………...4

Глава 1. Экономическая сущность доходов торгового предприятия и источники их образования…………………………………………………………………………………….8

    1. Экономическая сущность доходов торгового предприятия………………8
    2. Классификация доходов торгового предприятия…………………………12
    3. Торговая надбавка как источник формирования валового дохода……21
    4. Направления использования доходов торгового предприятия………..32
    5. Способы расчета валового дохода торгового предприятия……………35

Глава 2. Исследования доходов на примере ООО «ПАЛИВ»………………………..38

2.1. Анализ динамики и структуры  валового дохода торгового 
предприятия…………………………………………………………………………..38

2.2. Факторный анализ валового  дохода…………………………………………53

Глава 3. Планирование доходов торгового предприятия поиск и резервов 
их роста………………………………………………………………………………………..62

3.1. Анализ безубыточности хозяйственной  деятельности 

ООО«ПАЛИВ»……………………………………………………………………….62

3.2. Планирование доходов ООО«ПАЛИВ»……………………………………..67

3.2.1. Методы планирования доходов торгового предприятия…………67

3.2.2.Планирование валового дохода  ООО «ПАЛИВ»  
с использованием экономико-математического метода………………...71

3.3. Основные резервы увеличения  доходов на торговом предприятии…...81

Заключение…………………………………………………………………………..119

Список литературы…………………………………………………………………124

Приложение 1………………………………………………………………………..127

Приложение 2………………………………………………………………………..130

Приложение 3……………………………………………………………………..…132

Приложение 4………………………………………………………………………..134

 

ВВЕДЕНИЕ

Торговое предприятие - основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.

Становление в России рыночной системы хозяйствования усиливает роль предприятий торговли в развитии производства и сферы обращения. Наблюдается увеличение торгового сектора экономики, что соответствует объективным мировым процессам. Экономическая свобода как условие и следствие рыночных отношений предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия.

Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной работы торговых предприятий, что требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рынка.

Деятельность предприятий в условиях рыночной экономики подчинена цели получения прибыли, поскольку предприятия несут полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности. Убедительные примеры, подтверждающие предположение о максимизации прибыли как единственном долговременном финансовом интересе любой фирмы, приведены в различных изданиях, посвященных экономической теории рыночных отношений. В связи с этим, одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности каждого торгового предприятия является доход, который выступает финансовой основой деятельности, а также основой формирования прибыли предприятия и покрытия его расходов.

Объектом проводимого исследования является ООО «ПАЛИВ» - торговое предприятие, осуществляющее свою деятельность в сфере торговли с 1996 года.

Предметом исследования являются доходы торгового предприятия, и направления их оптимизации.

Таким образом, целью проводимого исследования является всесторонний анализ доходов, получаемых торговым предприятием, а также поиск резервов их увеличения.

В соответствие с целью исследования в данной работе поставлены и решены следующие задачи:

- раскрыто теоретическое содержание  экономической категории доходов  торгового предприятия;

- приведена классификация основных  видов доходов, получаемых торговыми  предприятиями, с учетом бухгалтерского, налогового и традиционного экономического подхода;

- подробно рассмотрена торговая  надбавка как источник формирования  валового дохода, а также освещен  опыт западных стран в формировании  торговой надбавки;

- указаны основные направления  распределения доходов на торговом предприятии;

- рассмотрены способы расчета  валового дохода торгового предприятия;

- проведён анализ динамики доходов ООО «ПАЛИВ» за период с 2003 по 2005 г.;

- проведён факторный анализ  доходов ООО «ПАЛИВ»;

- определена точка безубыточности  хозяйственной деятельности

ООО «ПАЛИВ»;

- осуществлено планирование доходов ООО «ПАЛИВ» с использованием экономико-математического метода;

- указаны возможные резервы  увеличения доходов торгового  предприятия;

 

 

1. Экономическая  сущность доходов торгового предприятия и источники их образования

 

    1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ДОХОДОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Основой жизнедеятельности предприятий и отраслей является создаваемая в них добавленная стоимость, за счет которой возмещаются потребленные в них авансированные ресурсы и другие затраты, а также формируется прибыль, получение и максимизация которой является  долговременной целью деятельности любого предприятия. От величины добавленной стоимости зависят масштабы расширенного воспроизводства предприятий, отчисления ими денежных средств в государственный и местный бюджеты. Показатели прибыли и добавленной стоимости, являющиеся составными частями более общего результата хозяйственной деятельности, — реализации товаров — чаще всего выступают в качестве целей и мотивов их деятельности.

Обобщающим показателем деятельности предприятий и отраслей принято считать валовую продукцию, которая отражает меру их вклада в удовлетворение общественных потребностей. В отличие от промышленности, где обычно применяется термин «валовая продукция», отрасли торговли не производят товары и создаваемая в них стоимость называется валовым доходом (далее по тексту ВД). Эта стоимость создается трудом работников торговли. 

Валовой доход на макроуровне отражает долю торговли в сумме цен на товары народного потребления.

Валовой доход торгового предприятия как экономическая категория в традиционном понимании представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли. В его составе можно выделить чистую продукцию. Чистая продукция характеризует собой вновь созданную стоимость, которая, как и в других отраслях экономики, состоит из заработной платы работников и прибыли (рис.1.1 ).

 



 

 




 



 

Рис. 1.1. Состав продукции розничной торговли

 

Размер доходов торгового предприятия выступает одним из результатов его хозяйственной деятельности. Доходы торгового предприятия являются финансовой основой его деятельности. Наиболее полно экономическая сущность доходов предприятия проявляется через следующие важнейшие задачи, выполнение которых они обеспечивают:

  1. Возмещение всех текущих затрат (издержек обращения), связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности. Реализация этой задачи обеспечивает самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности торгового предприятия.
  2. Обеспечение выплат различных видов налоговых платежей, обеспечивающих формирование средств государственного и местного бюджетов, внебюджетных фондов. Реализация этой задачи обеспечивает выполнение финансовых обязательств торгового предприятия перед государством.
  3. Формирование прибыли торгового предприятия , за счет которой образуются фонды производственного развития, дополнительного материального стимулирования персонала, социальных выплат, выплат владельцам имущества, резервный и т.п. Реализация этой задачи обеспечивает самофинансирование развития торгового предприятия в предстоящем периоде.

Самостоятельность, самоокупаемость, самофинансирование требуют, чтобы размер валового дохода торгового предприятия превышал затраты, необходимые для выполнения им своих задач, т.е. валовой доход торгового предприятия является исходной предпосылкой для конкурентоспособного функционирования предприятия.

Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» валовой доход торговли – это показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени. [7. с.8]

Под доходами предприятия, с точки зрения бухгалтерского учета (согласно п. 2 ПБУ 9/99), понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества)  и (или) погашения обязательств, приводящее к росту капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). [23. с. 235] Для более глубокого понимания данного определения необходимо разобраться, что подразумевается под терминами «экономические выгоды», «активы» и «капитал».

Единственное определение экономических выгод можно найти в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее Концепция), одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г. В Концепции можно встретить понятие «будущие экономические выгоды», под которыми понимается потенциальная возможность имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств и их эквивалентов в организацию (п. 7.2.1). [23. с.9] При этом считается, что объект имущества принесет в будущем экономические выгоды, если он может быть:

- использован обособленно или  в сочетании с другим объектом  при производстве продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;

- обменен на другой объект  имущества;

- использован для погашения кредиторской задолженности;

- распределен между собственниками  организации.

Под эквивалентами денежных средств, как правило, понимают высоколиквидные ценные бумаги, которые в случае необходимости могут быть очень быстро превращены в денежные средства (проданы на рынке ценных бумаг) без существенной потери в их стоимости. Например, к эквивалентам денежных средств относят государственные и муниципальные ценные бумаги.

В отличие от экономической выгоды, определение активов вообще нигде не содержится, даже в названной Концепции. В связи с этим дать им определение, ссылаясь на нормативные акты, представляется крайне затруднительным. Если исходить из содержания п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», то активы можно отождествить с имуществом, принадлежащим организации на праве собственности [23. с.15].

Понятие «капитал» является самым сложным не только в бухгалтерском учете, но и в экономической теории. В связи с этим общепринятого определения капитала нет не только в нашем законодательстве, но и в мировой экономической теории. Чаще всего капитал определяют как имущество организации, свободное от обязательств перед третьими лицами.

Согласно ст. 41 Налогового Кодекса Российской Федерации «Принципы определения доходов», под доходом понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 25 НК РФ [22. с.33].

Таким образом, НК РФ, так же как и ПБУ 9/99, понимает под доходами экономическую выгоду.  Однако, в отличие от ПБУ 9/99 в НК РФ нет увязки экономических выгод с увеличением капитала организации.

 

    1. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

В бухгалтерском учете все доходы классифицируются в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Последние, в свою очередь, подразделяются на операционные, внереализационные и чрезвычайные (рис. 1.2.). Рассмотрим каждый вид доходов.

Согласно п. 5 ПБУ 9/99 под доходами от обычных видов деятельности понимается выручка от операций, составляющих предмет деятельности данной организации. Данное положение впервые указало на такое понятие, как «предмет деятельности». Ранее ссылки в нормативных актах делались на основную деятельность организации, под которой понимались виды деятельности, указанные в учредительных документах.

Информация о работе Доходы как финансовая основа хозяйственной деятельности торгового предприятия