Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 16:28, курсовая работа
Торговое предприятие - основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.
Становление в России рыночной системы хозяйствования усиливает роль предприятий торговли в развитии производства и сферы обращения. Наблюдается увеличение торгового сектора экономики, что соответствует объективным мировым процессам. Экономическая свобода как условие и следствие рыночных отношений предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия
Введение………………………………………………………………………………………...4
Глава 1. Экономическая сущность доходов торгового предприятия и источники их образования…………………………………………………………………………………….8
1.1. Экономическая сущность доходов торгового предприятия………………8
1.2. Классификация доходов торгового предприятия…………………………12
1.3. Торговая надбавка как источник формирования валового дохода……21
1.4. Направления использования доходов торгового предприятия………..32
1.5. Способы расчета валового дохода торгового предприятия……………35
Глава 2. Исследования доходов на примере ООО «ПАЛИВ»………………………..38
2.1. Анализ динамики и структуры валового дохода торгового
предприятия…………………………………………………………………………..38
2.2. Факторный анализ валового дохода…………………………………………53
Глава 3. Планирование доходов торгового предприятия поиск и резервов
их роста………………………………………………………………………………………..62
3.1. Анализ безубыточности хозяйственной деятельности
ООО«ПАЛИВ»……………………………………………………………………….62
3.2. Планирование доходов ООО«ПАЛИВ»……………………………………..67
3.2.1. Методы планирования доходов торгового предприятия…………67
3.2.2.Планирование валового дохода ООО «ПАЛИВ»
с использованием экономико-математического метода………………...71
3.3. Основные резервы увеличения доходов на торговом предприятии…...81
Заключение…………………………………………………………………………..119
Список литературы…………………………………………………………………
Рис. 1.2. Классификация доходов в бухгалтерском учете
Согласно п. 5 ПБУ 9/99 под доходами от обычных видов деятельности понимается выручка от операций, составляющих предмет деятельности данной организации. Данное положение впервые указало на такое понятие, как «предмет деятельности». Ранее ссылки в нормативных актах делались на основную деятельность организации, под которой понимались виды деятельности, указанные в учредительных документах.
В ПБУ 9/99 понятие «основная деятельность» было заменено на термин «предмет деятельности», хотя последнее в положении не определено. Анализ ряда пунктов позволяет прийти к выводу, что под предметом деятельности понимаются операции, являющиеся источником систематического извлечения доходов. При этом в ПБУ 9/99 не дано никаких количественных критериев отнесения тех или иных операций к предмету деятельности организации, следовательно, это право предоставлено ее руководству. Новодворский В.Д. и Сабанин Р.Л. предлагают следующие признаки предмета деятельности организации [23. с.24 ]:
1. Непосредственное указание
2. Иная деятельность может быть
признана предметом
- доходы извлекаются от
- уровень доходов имеет значимый вес в структуре доходов организации. Здесь уместно обратиться к понятию «существенность». Существенной признается такая информация, наличие или отсутствие которой может повлиять на взгляды, решения или действия ее пользователей. Очевидно, что установить критерий существенности на практике - достаточно сложная задача. Во-первых, отсутствует количественная характеристика уровня существенности. Во-вторых, для его установления необходимо взглянуть на проблему с точки зрения внешних пользователей информации, в то время как сам уровень, как правило, определяется главным бухгалтером или руководителем организации, т. е. лицом внутри компании. Индивидуальные предпочтения отдельных лиц, склонность их к риску могут существенно различаться, т.е. критерий существенности будет колебаться в зависимости от того, какой человек использует полученную информацию. В данной ситуации руководству или бухгалтерии необходимо выработать решение, которое в максимальной степени удовлетворило бы интересы всех лиц. Для того чтобы облегчить бухгалтерам решение этой задачи, Минфин России уже не раз пытался ввести количественный критерий существенности. Например, в п. 4 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28 июня 2000 г. № 60н (далее Методические рекомендации № 60н), указано, что «...существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов». Однако очевидно, что данный показатель далеко не всегда может быть использован для определения предмета деятельности организации. Именно по этой причине в том же пункте Методических рекомендаций № 60н указано, что «организация может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации критерий, отличный от вышеназванного» [23. с.25];
- организация получает доходы на систематической основе. Систематическое получение доходов можно также воспринимать по-разному. Кроме того, график получения доходов зависит от вида доходов или деятельности организации. Например, для доходов от участия в уставных капиталах является совершенно приемлемым получение их один раз в год;
- организация планирует получени
- доходы от деятельности
Операционными доходами согласно п. 7 ПБУ 9/99 являются [23. c.28]:
Перечень операционных доходов закрыт, т. е. любые другие поступления, которые не являются доходами от обычных видов деятельности и операционными доходами, необходимо относить к внереализационным (или чрезвычайным). Таким образом, в ПБУ 9/99 не дается какого-либо критерия, на основании которого можно было бы относить различные поступления к операционным или внереализационным доходам
Особое внимание Новодворский и Сабанин обращают на порядок отнесения суммовых разниц к соответствующему виду доходов. Согласно п. 6.6 ПБУ 9/99 под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой актива на дату его поступления в качестве выручки и его оценкой на дату признания дохода, если стоимость такого актива выражена в иностранной валюте или условных денежных единицах. В соответствии с пп. 6.6 и 10.1 ПБУ 9/99 суммовые разницы относятся к тому виду доходов, к которому относятся операции, вызвавшие их появление. При этом суммовая разница увеличивает (уменьшает) величину соответствующего дохода. Это касается суммовых разниц, возникающих по операциям продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), предоставления за плату во временное пользование имущества или имущественных прав, получения доходов от участия в уставных капиталах других организаций, получения процентов за предоставленные в пользование денежные средства [23. с.31].
Согласно п. 9 ПБУ 9/99 к чрезвычайным доходам организации относятся поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К таким доходам могут, например, относиться страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, оставшихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и др.
Любые иные доходы организации, которые не относятся к доходам от обычной деятельности, операционным или чрезвычайным, будут относиться к внереализационным доходам. В частности, такими доходами могут быть:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение
условий договоров
- безвозмездно полученные
Согласно главе 25 НК РФ, все поступления экономических выгод подразделяются прежде всего на доходы и суммы налогов, предъявленные покупателям (НДС, акцизы, налог с продаж, экспортные пошлины). Все налоговые доходы в свою очередь подразделяются на учитываемые и не учитываемые при исчислении налогооблагаемой базы. Перечень доходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль, приведен в ст. 251 НК РФ и является закрытым. Любые иные доходы, не перечисленные в указанной статье, включаются в облагаемую базу по налогу на прибыль [22. с.283].
Все доходы, учитываемые при определении налогооблагаемой базы, подразделяются на доходы от реализации и внереализационные доходы. Согласно п. 1 ст. 249 «Доходы от реализации» НК РФ к доходам от реализации относится выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав. Все остальные доходы являются внереализационными. Здесь стоит отметить, что п. 4 и 5 ст. 250 «Внереализационные доходы» НК РФ предусмотрено, что к внереализационным могут относиться доходы от сдачи имущества в аренду и предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Какие-либо критерии отнесения названных доходов от реализации имущественных прав к доходам от реализации либо внереализационным доходам в НК РФ отсутствуют.
Классификация поступления экономических выгод по видам доходов в соответствии с главой 25 НК РФ представлена на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Поступление экономических выгод в налоговом законодательстве
Традиционный экономический подход к классификации доходов предусматривает разделение всех доходов на четыре основных группы:
1. Доходы от реализации товаров
и платных торговых услуг
2. Доходы от реализации
3. Доходы от реализации другого имущества формируются за счет выручки от продажи отдельных видов основных фондов, нематериальных активов, ценных бумаг, валютных ценностей и других видов материальных и финансовых активов торгового предприятия.
4. Доходы от внереализационных операций формируются за счет поступления средств, не связанных непосредственно с реализацией товаров и платных торговых услуг, другой продукции или имущества торгового предприятия.
Основу формирования дохода торговых предприятий (а на многих торговых предприятиях - единственный источник его формирования) составляют доходы от торговой деятельности, поэтому в процессе управления доходами на предприятии им отводится главная роль. Валовой доход торгового предприятия от реализации - это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью.
1.3. ТОРГОВАЯ НАДБАВКА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛОВОГО ДОХОДА
Торговая надбавка является основным источником формирования валового дохода. Будучи ценой сферы торговли, надбавки формируются в соответствии с общим механизмом ценообразования. На их величину оказывают влияние характер услуг, специфика деятельности, ценовая политика предприятия (фирмы), правительственная политика, проводимая в сфере обмена, спрос и предложение на торговые услуги, конкуренция, уровень издержек обращения, стратегические целевые критерии, принятые предприятием на данный период функционирования.
До перехода экономики к рыночным отношениям источником образования валового дохода были торговые скидки (основные и дополнительные). Главное их отличие от торговых надбавок заключается в том, что торговые скидки представляли собой часть чистого дохода, передаваемого предприятиями сферы материального производства торговым предприятиям для организации продажи произведенной ими продукции и тем, что их размер определялся высшими органами ценообразования и был единым на всей территории страны. Торговые скидки устанавливались в процентах к розничной цене, а торговые надбавки к оптовой свободно-отпускной цене.
С ориентацией экономики на рыночные отношения и с переходом к свободному ценообразованию магазины (базы, столовые) получили статус юридического лица и стали сами определять размер торговой надбавки. Вначале ее размер был ограничен и в разные периоды с 1991 г. изменялся по различным товарам, товарным группам от 15 до 38%. По отдельным товарам, реализуемым по фиксированным ценам, сохранились торговые скидки (водка). Постепенно в механизме формирования торговой надбавки произошли соответствующие изменения. С конца 1994 г. сняты ограничения на размер торговой и оптово-сбытовой надбавки. При этом за исполнительными органами власти оставлено право в случае необходимости регулировать своим решением размер торговой надбавки по социально значимым товарам. В дальнейшем с осуществлением коренных рыночных преобразований предполагается полностью отменить государственное регулирование цен, а тем самым и уровня торговых надбавок. Возможность саморегулирования цен и торговых надбавок зависит от снижения уровня инфляции и повышения эффективности экономики в целом.
Информация о работе Доходы как финансовая основа хозяйственной деятельности торгового предприятия