Инвестицирная привлекательность облигаций и факторы её определения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 05:57, курсовая работа

Краткое описание

В курсовой работе в главе первой дается определение облигации, общая характеристика и классификация облигаций. Во второй главе расматриваются корпаративные облигации их сущность, классификация, проблемы и становление их на Российском рынке облигаций. В третьей главе рассматривается государственные краткасрочные облигации. В четвертой главе данной курсовой работы устанавливаются оптимальные соотношения параметров облигаций, таких как доходность, риск, ликвидность, срок и дополнительные права для разных типов инвесторов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………2
Глава 1.Общая характеристика и классификация облигаций……………3
Глава 2.Корпоративные облигации. Экономическое содержание……9
2.1 Сущность корпоративной облигации……………………………………………9
2.2 Классификация корпоративных облигаций……………………………11
2.3 Проблемы и пути совершенствования обращения корпоративных облигаций в России……………………………………………………………………13
Глава 3.Государственные краткосрочные облигации……………………………15
3.1 Функционирование рвнка ГКО…………………………………………………………15
3.2 Порядок обращения ГКО………………………………………………………………………16
Глава 4.Инвестицирная привлекательность облигаций и факторы её определения……………………………………………………………………………………………………………………19
4.1 Инвестиционная привлекательность облигации………………19
4.2 Установление соотношения параметров облигации для обеспечения интересов разных групп инвесторов…………………………………21

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Большая курсовая.docx

— 73.03 Кб (Скачать файл)

в) если проценты по облигациям не выплачиваются, то акционерное общество может быть объявлено неплатежеспособным (но не автоматически);

г) проценты по облигациям рассчитываются по отношению к номиналу независимо от курсовой стоимости облигации;

д) проценты по выпущенным в порядке первичного размещения облигациям в первый год выплачиваются пропорционально времени фактического нахождения облигации в обращении. Если осуществляется перепродажа облигаций на вторичном рынке, то и здесь инвестор получает процент по облигациям тот, кто является владельцем облигации за 30 дней до объявленной даты выплаты дохода.

5)  Инвестиционная привлекательность заключена и в разнообразных формах выплаты процентов по облигациям: проценты могут выплачиваться в денежном выражении, ценными бумагами, товарами, если это предусмотрено условиями выпуска.

6)  Для инвестора привлекательность облигации и в том, что можно получать сложные проценты, которые выплачиваются по облигациям, представляют собой проценты, которые начисляются по постоянной ставке с учетом доходов, начисленных в виде процентов по предыдущим срокам выплат.

7)  Согласно российскому законодательству облигация- это долгосрочная ценная бумага. Облигации могут выпускаться на срок не менее 1 года, исключением являются государственные краткосрочные, которые эмитируются на срок 3 и 6 месяцев- и в этом тоже своеобразная привлекательность облигаций для инвесторов.

8)  Инвестиционная привлекательность облигаций заключена и в классификации облигаций. Эта классификация исходит из мировой практики и законодательства Российской Федерации.

9)  В мировой практике различаются следующие разновидности облигаций, эмитируемых местными органами власти. И здесь инвестор имеет выбор в разнообразии привлекательности облигаций. Итак, какова привлекательность облигаций:

а) Облигации под общее обязательство, которые представляют собой необеспеченные облигации. В данном случае косвенным обеспечением могут выступать местные налоги.

б) Облигации под доход от проекта, которые эмитируются для финансирования конкретных проектов и погашаются за счет доходов от реализации этих проектов.

в) Облигации под специальный налог, которые погашаются в счет какого-либо муниципального налога: процентные облигации (выплата производится по купонам) и беспроцентные облигации (с нулевым купоном); облигации с фиксированным процентом и облигации с плавающим процентом (процент измеряется в соответствии с конъюнктурой рынка ссудных капиталов); обеспеченные облигации (облигации с залогом) и необеспеченные облигации; первозакладные облигации; второзакладные облигации, конвертируемые облигации; растяжимые облигации, которые позволяют владельцу облигации отодвигать на ряд лет срок погашения; рыночные и нерыночные облигации. Рыночные облигации выпускаются с ограниченным кругом обращения: владельцами их могут быть только юридические лица- резиденты. Эти облигации обращаются только на внебиржевом рынке. Их инвестиционная привлекательность в том, что продажу и выкуп облигаций по требованию инвесторов постоянно осуществляет Банк России (его главные территориальные управления) на основе двусторонних котировок, что обеспечивает надежность и ликвидность рынка. Котировки устанавливаются еженедельно. Платежным агентом по выплате доходов и погашению облигаций также является Банк России. Порядок установления котировок имеет уникальную особенность: в течение одной «особой» недели в году котировки равны текущим котировкам в течение недели за 13 месяцев до наступления «особой» недели. Таким образом, инвесторы могут планировать свои инвестиционные операции с учетом соотношения цен в «особую» неделю и текущей конъюнктуры.

 

II.  Установление соотношения параметров облигаций для обеспечения              

 интересов разных  групп инвесторов

Рынок облигаций существует и развивается, если в его основе лежит интерес  инвестора к приобретению облигаций. Установление соотношения параметров облигаций для обеспечения интересов  разных групп инвесторов- ключ к успеху на фондовом рынке.

Инвесторы будут вкладывать инвестиционные средства в облигации только в  том случае, если будут уверены, что  правила игры едины для всех и  честно соблюдаются. Однако надо заметить, что, например, облигации являются низко  доходным финансовым инструментом, особенно, в период инфляции, и тем не менее, облигации позволяют обеспечивать интересы разных групп инвесторов.

В любом инвестиционном решении  риск и доход рассматриваются  как две взаимосвязанные категории. Именно доход обеспечивает интерес  разных групп инвесторов в приобретении облигаций. Доход представляет собой  определенную финансовую (экономическую) отдачу на вложенный капитал. Доход  по ним может возникать в двух основных формах:

1.  как прирост капитала вследствие роста рыночных котировок;

2.  как прямой доход, предопределяемый экономической природой облигации (процент). Доход, исчисленный в процентах к первоначальной стоимости финансового инструмента, называется доходностью.

Риск - это агрегированная вероятностная категория. Риск, в общем, определяют как вероятность возникновения убытков или недополучения прибыли по сравнению с прогнозируемым вариантом. Нельзя рисковать многим ради малого, необходимо предвидеть последствия риска. Этим и руководствуются инвесторы, но всего предвидеть, очевидно, не всегда возможно. Соотношение риска, доходности, потенциала роста курсовой стоимости и колебания доходности к курсовой стоимости по облигациям предприятий и государственным облигациям представлено в приложении.    

 Ликвидность означает возможность  для инвестора быстро и без  существенных финансовых потерь  продать свои активы. Так как  большая часть облигаций покупается  и продается через дилеров,  ликвидность облигаций всегда  можно определить по разнице  между ценами покупки и продажи,  устанавливаемыми дилерами. У облигаций,  пользующихся большим спросом  и имеющих высокое предложение,  эта разница меньше, чем у тех,  торговля которыми ведется пассивно. Это происходит из-за того, что  дилер более подвержен риску когда имеет дело с пассивными бумагами. Причиной этого риска являются облигации, которыми владеет дилер, а именно тот факт, что изменения ставки процента могут вызывать финансовые потери по этим облигациям. Соответственно облигации, которые активно покупаются и продаются, должны иметь более низкую доходность к погашению и более высокую внутреннюю стоимость, чем пассивные облигации при прочих равных условиях.

Разработаны и применяются на фондовом рынке различные системы оценки, шкалы и рейтинги, удостоверяющие надежность облигации и помогающие инвесторам определить уровень риска:

А++ - высшее качество, максимальная безопасность как по самому долгу, так и по процентам;

А+ - очень хорошее качество;

А - хорошее качество, но финансовое положение может быть нестабильным;

ВВ++ - среднее качество;

В+ - качество ниже среднего;

В – плохое качество;

С – спекулятивные облигации;

D – выплата процентов приостановлена;

S – нет гарантии не только выплаты, но и погашения обязательств по выкупу самих облигаций.

Общепринятым является положение, когда облигация не прошедшая  процедуру оценки, не является привлекательной  для потенциальных инвесторов. Из-за инфляционных процессов в государстве выпуск облигации ориентирован на получение дохода от операции купли-продажи для покрытия государственного бюджета.

Прибыль (в процентах годовых) от этой операции исчисляется по формуле:

П= (Цв-Цп): Цп х Кдг: Кдв, где

П - прибыли в процентах годовых

Цв - цена выкупа

Цп - цена покупки

Кдг - количество дней в году

Кдв - количество дней до выкупа.    

 Цена облигации определяется  доходностью до ее погашения  с учетом различных рисков (банкротство,  неплатежи и т.д.). Учитывая, что  доходность по облигациям меняется  практически ежедневно, на получение  прибыли может рассчитывать достаточно  узкий круг лиц, в основном  занятых операциями на аукционных  торгах.    

 Дополнительные права инвесторов  по облигациям включают в себя:

1.  начать процедуру банкротства в отношении эмитента, не выполнившего обязательства;

2.  первоочередное (по отношению к акционерам) удовлетворение требований при банкротстве предприятия;

3.  определенные налоговые льготы (доход по государственным облигациям не облагается налогом частично или полностью).

 

Приложение.

Соотношение параметров облигаций  предприятий и государственных  облигаций 

Критерий сравнения

Облигации предприятий

Государственные облигации

1. Риск

Низкий

очень низкий

2. Доходность

ниже среднего

низкая

3. Потенциал роста курсовой стоимости

ниже среднего

низкая

4. Колебания доходности и курсовой  стоимости

уровень колебаний ниже среднего

низкий уровень колебаний

 

 

                                           

 
 
 
 
 
 
 
 
                                                   

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                          

 Заключение

 

 

  Подводя  итог работы, хотелось бы отметить, при прочих равных условиях  облигации являются более гибким  способом мобилизации капитала  для эмитента и вложения средств для инвестора. Нет ограничения на валюту облигаций, на характер их обращений(свободно обращений и с ограничениями) и владения ими (именные и предъявительские). Они могут выпускаться как в купонной (процентной форме), так и без купона. 

 Выпуск облигаций содержит  ряд привлекательных черт для  компании-эмитента: посредством их  размещения хозяйственная организация  может мобилизовать дополнительные  ресурсы без угрозы вмешательства  их держателей-кредитов в управление  финансово-хозяйственной деятельностью  заемщика, и не затрагивает отношения  собственности. 

 Что касается преимущества  облигационного заима перед кредитом банка, то эмитента облигаций, как правило, привлекает денежные средства по относительно более дешевой цене. В «торговых» терминах выпуск облигаций представляет для эмитента покупке денег на оптовом рвнке, получение же банковского кредита – покупку на розничном рынке. Действительно, большонство банков представляют кредиты за счет средств вкладов своих клиентов. Привлекая средства в банк по одной цене, для того, чтобы оставаться кредитоспособными и прибольными банки вынуждены размещать их по более высокой цене. Облигация же представляет собой альтернативное банковскому вкаладу вложение капитала, поэтому поцент (доходность) по облигациям сравнивается не с процентом по банковскому кредиту, а с процентом по банковскому вкладу. 

Работа с облигационными займами  – это длительный процесс. И формирование имиджа хорошого заёмщика с публичной кредитной историей может стать ценными НМА, за счет которого предприятие в дальнейшем сможет значительно снизеть стоимость заёмных средств. При этом самый высокий имидж (и самая низкая процентная ставка) будет у тех предприятий, которые вышли на ранок облигационных заимствований первыми. 

В связи с высоким уровнем  инфляции долгосрочные займы не получили распространения. Среднесрочные займы (от 1 года до максимум 10 лет) имеют наибольший удельный вес и предназначаются в основном для финансирования инвестиционных проектов. Краткосрочные займы (от 2 до 12 месяцев) имеют целью покрытие дефицита бюджета или финансирование текущих расходов.

Все ценные бумаги имеют ограниченный срок действия, который истекает в  установленный срок погашения. Хотя облигации имеют целую серию  специальных дат выплаты процентов, сумма погашения (принципал) выплачивается  лишь однажды: в день или перед  истечением срока погашения. Поскольку  срок платежа никогда не меняется, он не только определяет продолжительность  жизни нового выпуска, но также указывает  на продолжительность оставшегося  времени действия более старых облигаций, находящихся в обращении. 

На сегодняшний день рынок корпоративных  облигаций не является в России столь  развитым, как рынок векселей или  акций.

Основной объективной причиной, тормозящей развитие рынка корпоративных облигации, является ныне действующее российское законодательство. Одним из основных недостатков законодательства является то, что правовые акты, не делают различий между такими видами ценных бумаг, как акции и облигации. 

Размещение корпоративных облигаций  затрудняется требованием о необходимости  продажи ценных бумаг одного выпуска  по единой цене в течение одного дня. В реальности это не позволяет  эмитентам реализовывать облигации  путем проведения аукциона, аналогичного ГКО/ОФЗ, т.е. когда все поданные заявки с ценой приобретения облигаций  удовлетворяются путем совершения сделок купли/продажи. 

По моему мнению, на начальных  этапах развития рынка корпоративных  облигаций представляется более  логичным и даже совершенно необходимым  в интересах защиты прав инвесторов (в т.ч. населения) существование предусмотреныых действующим законодательством РФ ограничений в части сроков и объемов эмиссии.

Необходимым условием развития рынка  корпоративных облигаций является создание активного вторичного рынка: он мог бы разрешить конфликт интересов, изначально заложенный в природу  корпоративных облигаций. 

 ГКО являются высоколиквидными  ценным бумагами. Сроки  обращения ГКО в  денежные средства минимальны,  и это  позволяет  официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать  находящиеся в их распоряжении временно свободные денежные средства. При этом: операционные издержки (комиссия дилемму, бирже) при  таких инвестициях сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состоит в том, что все виды доходов от операций  с этими ценными бумагами освобождены от налогообложения. Для безупречной работы рынка был разработан пакет документов, который регулировал весь спектр правовых отношений участников, все  стороны технологии  размещения ГКО,  погашения облигаций и проведения расчетов. На Московской   межбанковской валютной бирже была развернута компьютерная система, обеспечивающая проведение электронных торгов. В настоящее время  вторичные торги проходят ежедневно, а аукционы – еженедельно. Подобный график проведения аукционов способствует поддержанию стабильности рынка. Для оптимального функционирования рынка ГКО была создана  соответствующая инфраструктура.  

Облигация обладает особыми свойствами, так как выступает как элемент  кредитования акционерного общества и  представляет собой срочное долговое обязательство, которое гарантирует  ее владельцу доход в виде фиксированного или плавающего процента и обращение  ограничено определенным сроком. Курс облигации в меньшей степени  подвержен колебаниям рыночной конъюнктуры, так как доход ниже дохода по другим ценным бумагам. Облигация является основным объектом инвестиции для коммерческих банков и крупных инвестиционных компаний, которых в первую очередь  интересует не только доход, но и надежность вкладов. Обеспечение выполнения условий  по облигациям подкрепляется не только природой данного вида ценной бумаги, но и социальными обязательствами, имуществом и авторитетом государства.   

Информация о работе Инвестицирная привлекательность облигаций и факторы её определения