Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 21:59, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении особенностей инкассации денежной наличности и ценностей клиентов и ее совершенствовании.
Задачи, необходимые для достижения указанной цели:
изучить теоретические основы инкассации денежной наличности и ценностей клиентов коммерческого банка;
рассмотреть особенности организации инкассации денежной наличности и ценностей клиентов в банке «ВТБ-24»;
разработать направления по совершенствованию процедуры инкассации денежной наличности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНКАССАЦИИ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТЕЙ КЛИЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1.Инкассация денежной наличности и ценностей клиентов 5
1.2. Правила доставки денежной наличности и ценностей клиентов 7
2.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНКАССАЦИИ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТЕЙ КЛИЕНТОВ В БАНКЕ «ВТБ-24» 12
2.1.Экономическая характеристика банка «ВТБ-24» 12
2.2.Особенности организации инкассации денежной наличности и ценностей клиента в банке «ВТБ-24» 17
3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНКАССАЦИИ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТЕЙ КЛИЕНТОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
В случае выявления нарушения целости сумки или неправильного оформления сопроводительных документов прием ценностей прекращается. В присутствии инкассатора устраняются лишь те ошибки и дефекты, исправление которых не нарушает графика работы бригады инкассаторов. В остальных случаях прием ценностей в организации осуществляется повторным заездом в удобное для бригады инкассаторов время, о чем делается соответствующая запись в явочной карточке.
В случае отказа от сдачи денежной наличности кассир организации делает запись в явочной карточке «Отказ» и заверяет ее своей подписью.
В спецавтомобиле старший бригады инкассаторов принимает от инкассатора-сборщика сумку с ценностями в порядке, предусмотренном в п. 6.3.10, возвращает ему накладную, явочную карточку и выдает порожнюю сумку следующей обслуживаемой организации. Сумка с ценностями вкладывается в сейф, металлический ящик или, при их отсутствии, в мешок на все время работы на маршруте и хранится под ответственностью старшего бригады инкассаторов.
С 1 сентября 2008 года порядок осуществления кредитными организациями операций с наличными денежными средствами регламентируется Положением ЦБ РФ от 24.04.2008 № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» [4] (далее – Положение № 318-П) и Указанием ЦБ РФ от 14.08.2008 № 2054-У «О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации».
Требования, предусмотренные указанными выше нормативно-правовыми актами Банка России, можно условно разделить на две основные группы:
- требования
к порядку осуществления
- требования к техническим характеристикам оборудования, используемого для осуществления соответствующих операций, включая транспортные средства, и помещения.
По окончании заезда инкассаторы сдают сумки с денежной наличностью в кассовое подразделение кредитной организации. После сдачи сумок старший бригады инкассаторов передает руководителю подразделения инкассации (дежурному инкассатору) второй экземпляр журнала учета принятых сумок с денежной наличностью и порожних сумок.
Инкассация денежной наличности и других ценностей из филиалов, внутренних структурных подразделений кредитной организации осуществляется по описи. Опись составляется заведующим кассой филиала, кассовым работником внутреннего структурного подразделения. Второй экземпляр описи остается в филиале, внутреннем структурном подразделении, первый и третий экземпляры описи передаются подразделению инкассации.
Оформление описи, прием денежной наличности и других ценностей инкассаторами в филиале, внутреннем структурном подразделении производятся в определенном порядке. Выдача денег или ценностей инкассаторам в филиале осуществляется под роспись старшего бригады инкассаторов в расходном ордере.
Таким образом, инкассация денежных средств и перевозка материальных ценностей клиента рассматривается как услуга, дополняющая расчетно-кассовое обслуживание. Основные правила перевозки и инкассации денежных средств регламентируются Положением ЦБ РФ от 24.04.08 №318-П «О порядке ведения кассовых операций и правила хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».
2.ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ИНКАССАЦИИ
2.1.Экономическая характеристика банка ВТБ-24
Банк «ВТБ24» является одним из крупнейших участников российского рынка банковских услуг. Он специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.
Основным акционером «ВТБ 24» является ОАО «Банк ВТБ» (98,92% акций). Общее собрание акционеров является высшим органом управления Банком. Акционерами могут быть юридические и (или) физические лица. К компетенции Общего собрания акционеров относятся следующие вопросы:
1) внесение
изменений и дополнений в
2) реорганизация Банка;
3) ликвидация Банка, назначение ликвидационной комиссии;
4) избрание членов Наблюдательного совета Банка;
5) избрание Президента, Председателя Правления Банка и досрочное прекращение его полномочий;
Наблюдательный совет Банка осуществляет общее руководство деятельностью Банка. К компетенции Наблюдательного совета Банка относятся следующие вопросы:
1) определение
приоритетных направлений
2) созыв
годового и внеочередного
3) утверждение внутренних документов Банка и др.;
4) открытие и закрытие филиалов, открытие представительств Банка.
Правление возглавляет Президент – Председатель Правления. Правление вместе с Президентом-Председателем Правления Банка осуществляет управление текущей деятельностью Банка.
К компетенции Правления Банка относятся вопросы руководства текущей деятельностью Банка:
- организация
выполнения решений Общего
- рассмотрение отчетности Банка, в том числе отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета, принятие решений о публикации данной финансовой отчетности;
- принятие решений об открытии (закрытии) дополнительных офисов и операционных офисов Банка;
В систему внутреннего контроля Банка включаются:
- органы управления (Общее собрание акционеров, Наблюдательный совет; Президент-Председатель Правления – единоличный исполнительный орган; Правление – коллегиальный исполнительный орган);
- Ревизионная комиссия;
- Главный бухгалтер (его заместители) Банка;
- управляющий филиалом (его заместители) и главный бухгалтер филиала (его заместители);
- структурные подразделения (ответственные работники) Банка, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними нормативными актами Банка.
Основной целью деятельности «ВТБ 24» является получение прибыли при осуществлении банковских операций на основании специального разрешения (лицензии) Банка России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» [2].
Для достижения указанной выше цели Банк в установленном порядке, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом может осуществлять следующие виды операций:
- привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
- размещать привлеченные во вклады денежные средства от своего имени и за свой счет;
- открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;
- осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- инкассировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и осуществлять кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- покупать и продавать иностранную валюту в наличной и безналичной формах;
- привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы;
- выдавать банковские гарантии;
- осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Банк «ВТБ24» специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.
Группа ВТБ работает в сферах корпоративного, розничного и инвестиционного банкинга. В рамках корпоративного бизнеса группа предоставляет широкий спектр продуктов и услуг, кредитование, внешнеторговые сделки, синдицированные кредиты, депозиты и расчетные услуги, а также депозитарное обслуживание, лизинговые услуги и услуги по управлению ресурсами для крупных и средних компаний и финансовых институтов.
В сфере розничного бизнеса ВТБ предлагает своим клиентам депозиты и расчетные счета, кредитование, а также ряд дополнительных сервисов для физических лиц и компаний малого бизнеса. В сфере инвестиционно-банковского обслуживания ВТБ предоставляет такие услуги, как андеррайтинг на долговых рынках капитала, проектное финансирование, финансирование сделок по слиянию и поглощению, консультационные услуги, управление активами и венчурные фонды.
За 2014год капитал банка вырос с 110377 тыс. руб. до 124584 тыс. руб., валюта баланса составила 543378 тыс. руб. Балансовая прибыль по состоянию на 01.01.2015 г. превысила плановую на 15% и составила 21659 тыс. руб.
В 2014 году ЗАО «ВТБ 24» выдано кредитов предприятиям всех отраслей на сумму 1022 млн. руб., 72 тыс. долларов США и 200 тыс. евро, что составило к уровню предыдущего года 113%. ЗАО «ВТБ 24» активно осуществлял операции с иностранной валютой.
Банк является агентом валютного контроля по экспортно-импортным операциям. В течение года оформлено 162 паспорта сделок по экспортно-импортным контрактам. В Банке открыты 3 операционные кассы, 2 операционные кассы вне кассового узла и 1 обменный пункт иностранной валюты. В течение года куплено у физических лиц 1600 тыс. долларов США и 706 тыс. евро, продано 2203 тыс. долларов США и 676 тыс. евро.
В 2014 году Банком проводились операции с ценными бумагами. Общий объем выпущенных векселей составил 99832 тыс. руб. Операции на денежных рынках являются для ЗАО «ВТБ 24», прежде всего, средством обеспечения необходимого уровня текущей и краткосрочной ликвидности, а также инструментом, обеспечивающим надежное размещение краткосрочных пассивов.
К ним относятся:
- привлечение
и предоставление
- банкнотные операции,
- конверсионные операции,
- операции
на международном валютном
-конверсионные операции для клиентов Банка – юридических и физических лиц.
В 2014 г. банк существенно расширил объемы кредитования корпоративных клиентов. При этом значительное внимание уделялось качеству выдаваемых кредитов, их отраслевой диверсификации, установлению взаимовыгодных отношений между Банком и заемщиками. Банк начал осуществлять кредитования инвестиционных проектов клиентов Банка в сфере недвижимости, а также начал оказывать услуги финансового консультирования корпоративных клиентов по организации финансирования инвестиционных проектов с привлечением иных кредиторов\инвесторов, что является новым направлением бизнеса Банка.
По состоянию на 01.10.2014 г. норматив достаточности капитала составил 24,03%, что превышает больше, чем в 2 раза требуемый Центральным банком Российской Федерации минимальный уровень.
В таблице 2.1.1 представлены основные показатели финансово-хозяйственной деятельности банка за 2012-2014 годы.
Таблица 2.1.1
Основные показатели деятельности ЗАО «ВТБ 24» за 2012-2014 гг., тыс. руб.
Показатели |
2012 г. |
2013г. |
2014 г. |
Изменение 2014 к 2013 г. | |
абсолютное |
относительное | ||||
Собственные средства |
10045870 |
10830174 |
20799741 |
10753871 |
2,1 |
Денежные средства |
2524012 |
3068129 |
6841808 |
4317796 |
2,7 |
Уставный капитал |
3405284 |
3405284 |
6803605 |
3398321 |
199,80 |
Ссудная задолженность |
77640657 |
105106498 |
133949742 |
56309085 |
172,53 |
Эмиссионный доход |
2123639 |
2123639 |
7628919 |
5505280 |
3,6 |
Прибыль |
767591 |
2084091 |
1972831 |
1205240 |
2,6 |
Средства кредитных организаций |
7771097 |
8604864 |
9920207 |
2149110 |
127,66 |
Средства клиентов |
7250481 |
99455730 |
152251063 |
145000582 |
210 |
Общая сумма обязательств |
103628664 |
124220522 |
179749336 |
76120672 |
173,46 |
Общая величина имущества |
113752649 |
136356226 |
200813098 |
86860449 |
176,36 |
Информация о работе Инкассация денежной наличности и ценностей клиентов