Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 21:59, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении особенностей инкассации денежной наличности и ценностей клиентов и ее совершенствовании.
Задачи, необходимые для достижения указанной цели:
изучить теоретические основы инкассации денежной наличности и ценностей клиентов коммерческого банка;
рассмотреть особенности организации инкассации денежной наличности и ценностей клиентов в банке «ВТБ-24»;
разработать направления по совершенствованию процедуры инкассации денежной наличности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНКАССАЦИИ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТЕЙ КЛИЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1.Инкассация денежной наличности и ценностей клиентов 5
1.2. Правила доставки денежной наличности и ценностей клиентов 7
2.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНКАССАЦИИ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТЕЙ КЛИЕНТОВ В БАНКЕ «ВТБ-24» 12
2.1.Экономическая характеристика банка «ВТБ-24» 12
2.2.Особенности организации инкассации денежной наличности и ценностей клиента в банке «ВТБ-24» 17
3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНКАССАЦИИ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТЕЙ КЛИЕНТОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Кассовый работник производит сверку соответствия суммы пересчитанных и упакованных им наличных денег данным контрольной ведомости, которая оформляется подписями кассового и контролирующего работников под общей суммой денег, пересчитанных кассовым работником. В этом же порядке производится сверка при передаче денег заведующему кассой в течение операционного дня.
Банкноты и монета, из которых нельзя сформировать полные пачки, корешки и мешки, передаются кассовыми работниками для объединения по указанию контролирующего работника (заведующего кассой пересчета) под расписку в контрольном листе одному или нескольким кассовым работникам.
Обработанную денежную наличность кассовые работники передают под расписку в контрольных листах контролирующему работнику (заведующему кассой пересчета), который сверяет принятую сумму денег с данными контрольной ведомости и контрольного листа. Контрольные листы хранятся у кассовых работников в течение 10 календарных дней.
Контролирующий работник проверяет соответствие количества порожних сумок количеству сумок, полученных им для пересчета, и передает их по окончании рабочего дня или по мере пересчета заведующему кассой или руководителю подразделения инкассации.
Общую сумму денег по контрольным ведомостям с учетом излишков и недостач контролирующий работник (заведующий кассой пересчета) сопоставляет с объявленной суммой вложения денег в сумки, принятые для вскрытия и пересчета, и с фактической суммой пересчитанной денежной наличности и передает денежную наличность и документы по пересчету заведующему кассой.
При организации
работы по пересчету денежной наличности
бригадным методом с кассовыми работниками,
входящими в состав бригады, заключается
договор о коллективной (бригадной) материальной
ответственности.
Бригада возглавляется контролирующим
работником. Контролирующий работник
включается в состав бригады, и на него
возлагаются обязанности бригадира.
Пересчет, формирование и упаковка денежной наличности осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Положением, со следующими особенностями. Передача ценностей между членами бригады производится без расписок. В процессе обработки денежной наличности члены бригады могут оказывать друг другу необходимую помощь, переключаясь с одной операции на другую. На верхних накладках упакованных бригадой пачек банкнот, на бандеролях корешков, а также на ярлыках, прикрепленных к мешкам с монетой, проставляются: штамп бригады и подпись одного из членов бригады.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация доставки денежной наличности и ценностей клиентов инкассаторской службой банка «ВТБ 24» осуществляется согласно Положению ЦБ РФ от 24.04.08 №318-П «О порядке ведения кассовых операций и правила хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».
3.МЕРОПРИЯТИЯ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
В условиях жесткой конкуренции на рынке услуг по инкассации требовательность клиентов к банкам значительно возросла. Одним из основных критериев выбора для клиента является надежность банка. Кроме того, выбирая обслуживающий банк, клиентом учитываются не только уровни действующих ставок и тарифов, имидж, но и территориальная удаленность от предприятия, что немаловажно при слабости существующей инфраструктуры дорожного движения и связи.
Развитие инкассации напрямую связано с предоставлением клиентам эквайринговых услуг. По сути, эти услуги являются перетекающими сосудами. Так, снижение объемов инкассации будет вести к росту комиссионного дохода от эквайринга.
Коммерческие банки полагают, что высокий сервис услуг по доставке денежной наличности и ценностей клиентов может дать им существенные преимущества в конкурентной борьбе, так как она рассматривается не просто как разновидность банковских услуг, но и активно внедряется в качестве канала сбыта в рамках общих банковских стратегий. Кроме того, полное использование всех возможностей сервиса по доставке денежной наличности клиентов, позволяет существенно активизировать работу с клиентурой и разнообразить пути получения доходов.
Совсем недавно появилась новая услуга «Инкассация LITE», которая позволяет сократить временные затраты при заказе услуги инкассации и аналогичные затраты при сдаче наличности инкассаторам банка. Используя мобильное приложение «Инкассация LITE», установленное на смартфон, клиенты банка могут самостоятельно, без помощи оператора и личного обращения в банк, определить возможность инкассации новой точки и ее стоимость, заказать инкассацию или отказаться от планового заезда инкассаторов» [11, с.12].
МДМ Банк уже не первый год успешно разрабатывает и внедряет на практике технологию штрихкодирования, автоматизирующую процедуры формирования и обработки документов по инкассации и перевозкам. Применение данной технологии существенно сокращает себестоимость и трудоемкость операций как на стороне банка, так и на стороне клиентов», – рассказал о развитии услуги инкассации в банке Андрей Кораблин (МДМ Банк) [11, с. 13].
Диверсификация деятельности служб инкассации позволяет выйти на новые каналы сбыта и обеспечить банкам существенные преимущества за счет:
- повышения эффективности;
- работы с фирмами - клиентами;
- обеспечения
«привязки» клиентов к банку
путем максимальной адаптации
ассортимента услуг по
- увеличения
доходности банка за счет
Структура
службы инкассации
1) подразделения,
которое занимается
2) структуры,
которая отвечает за
3) кассы пересчета денежной наличности,
4) собственно транспортного подразделения.
Залогом успеха и эффективности функционирования службы инкассации должен являться хорошо сплоченный коллектив единомышленников, что поможет руководству банка управлять рабочими процессами, снизить риски, обеспечить бесперебойную работу экипажей. В каждом из перечисленных выше подразделений нужно выделить специальных сотрудников, наставников, которые проводят обучение вновь принимаемых сотрудников, повышают квалификацию уже работающих. Особое внимание с их стороны должно уделяться безопасности. Должностная инструкция инкассатора представлена в Приложении 2.
Один из основных параметров деятельности службы инкассации – безопасность, сохранность перевозимых ценностей. Безопасность имеет свойство снижаться, если регулярно не проводить специальные мероприятия для ее поддержания на необходимом уровне. В службе инкассации коммерческого банка раз в два месяца сотрудники должны посещать специальные семинары и пройти переподготовку.
Сотрудники службы инкассации регулярно должны сдавать зачеты по специфике работы каждого подразделения, по физической подготовке, владению оружием, а также обучаться пользованию всеми средствами защиты, которыми они обеспечены на маршруте. Данные мероприятия должны производиться своевременно и регулярно, что позволит службе инкассации банка поддерживать безопасность на высоком уровне.
В целях повышения эффективности доставки денежной наличности и ценностей клиентов рекомендуется также внедрить систему автоматизированного мониторинга спецавтотранспорта с привлечением цифрового радиооборудования, что позволит в реальном времени контролировать местоположение и состояние машин.
Таким образом, приняв во внимание указанные рекомендации, коммерческие банки повысят эффективность инкассации денежной наличности и ценностей клиентов, и, в частности, всю банковскую деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного, отметим следующее.
Инкассация, как один из видов банковских услуг, представляет собой сбор в кассах предприятий, организаций и учреждений наличных денег и ценностей и доставку их в финансово - кредитные учреждения и в обратном направлении. Перевозку наличных денег и инкассацию могут осуществлять только организации, входящие в систему Банка России в соответствии с Федеральным законом от 10.07.02 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации».
Основные правила перевозки и инкассации денежных средств регламентируются Положением ЦБ РФ от 24.04.08 №318-П «О порядке ведения кассовых операций и правила хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».
Операции по инкассации денежной наличности и других ценностей производятся бригадами инкассаторов коммерческого банка. От организаций может приниматься денежная наличность, упакованная в инкассаторские сумки, специальные мешки, кейсы, другие средства для упаковки денег, обеспечивающие их сохранность при доставке и не позволяющие осуществить их вскрытие без видимых следов нарушения целости (далее по текст – сумки). В кредитной организации ведется список организаций, сдающих денежную наличность в сумках, с указанием в нем наименования организаций, количества и номеров закрепленных за каждой организацией сумок.
Объектом исследования в данной работе явился банк «ВТБ 24».
Банк «ВТБ24» является одним из крупнейших участников российского рынка банковских услуг. Он специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.
За 2014год капитал банка вырос с 110377 тыс. руб. до 124584 тыс. руб., валюта баланса составила 543378 тыс. руб. Балансовая прибыль по состоянию на 01.01.2015 г. превысила плановую на 15% и составила 21659 тыс. руб.
В 2014 году ЗАО «ВТБ 24» выдано кредитов предприятиям всех отраслей на сумму 1022 млн. руб., 72 тыс. долларов США и 200 тыс. евро, что составило к уровню предыдущего года 113%. ЗАО «ВТБ 24» активно осуществлял операции с иностранной валютой.
В данной работе нами был рассмотрен вопрос организации инкассации денежной наличности и ценностей клиентов банка. Стоит отметить, что доставка денежной наличности и ценностей клиентов инкассаторской службой банка «ВТБ 24» осуществляется согласно Положению ЦБ РФ от 24.04.08 №318-П «О порядке ведения кассовых операций и правила хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».
В целях совершенствования доставки денежной наличности и ценностей клиентов банка рекомендуются следующие мероприятия:
-внедрить систему автоматизированного мониторинга спецавтотранспорта с привлечением цифрового радиооборудования, что позволит в реальном времени контролировать местоположение и состояние машин;
-уделить
огромное внимание
-внедрить технологию штрихкодирования, автоматизирующую процедуры формирования и обработки документов по инкассации и перевозкам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Инкассация денежной наличности и ценностей клиентов