Инкассация денежной наличности и ценностей клиентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в изучении особенностей инкассации денежной наличности и ценностей клиентов и ее совершенствовании.
Задачи, необходимые для достижения указанной цели:
изучить теоретические основы инкассации денежной наличности и ценностей клиентов коммерческого банка;
рассмотреть особенности организации инкассации денежной наличности и ценностей клиентов в банке «ВТБ-24»;
разработать направления по совершенствованию процедуры инкассации денежной наличности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНКАССАЦИИ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТЕЙ КЛИЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1.Инкассация денежной наличности и ценностей клиентов 5
1.2. Правила доставки денежной наличности и ценностей клиентов 7
2.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНКАССАЦИИ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТЕЙ КЛИЕНТОВ В БАНКЕ «ВТБ-24» 12
2.1.Экономическая характеристика банка «ВТБ-24» 12
2.2.Особенности организации инкассации денежной наличности и ценностей клиента в банке «ВТБ-24» 17
3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНКАССАЦИИ ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТЕЙ КЛИЕНТОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Inkassatsia_den_nalichnostiGOTOVA.docx

— 59.63 Кб (Скачать файл)

Кассовый работник производит сверку соответствия суммы пересчитанных и упакованных им наличных денег данным контрольной ведомости, которая оформляется подписями кассового и контролирующего работников под общей суммой денег, пересчитанных кассовым работником. В этом же порядке производится сверка при передаче денег заведующему кассой в течение операционного дня.

Банкноты и монета, из которых нельзя сформировать полные пачки, корешки и мешки, передаются кассовыми работниками для объединения по указанию контролирующего работника (заведующего кассой пересчета) под расписку в контрольном листе одному или нескольким кассовым работникам.

Обработанную денежную наличность кассовые работники передают под расписку в контрольных листах контролирующему работнику (заведующему кассой пересчета), который сверяет принятую сумму денег с данными контрольной ведомости и контрольного листа. Контрольные листы хранятся у кассовых работников в течение 10 календарных дней.

Контролирующий работник проверяет соответствие количества порожних сумок количеству сумок, полученных им для пересчета, и передает их по окончании рабочего дня или по мере пересчета заведующему кассой или руководителю подразделения инкассации.

Общую сумму денег по контрольным ведомостям с учетом излишков и недостач контролирующий работник (заведующий кассой пересчета) сопоставляет с объявленной суммой вложения денег в сумки, принятые для вскрытия и пересчета, и с фактической суммой пересчитанной денежной наличности и передает денежную наличность и документы по пересчету заведующему кассой.

При организации работы по пересчету денежной наличности бригадным методом с кассовыми работниками, входящими в состав бригады, заключается договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности. 
Бригада возглавляется контролирующим работником. Контролирующий работник включается в состав бригады, и на него возлагаются обязанности бригадира.

Пересчет, формирование и упаковка денежной наличности осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Положением, со следующими особенностями. Передача ценностей между членами бригады производится без расписок. В процессе обработки денежной наличности члены бригады могут оказывать друг другу необходимую помощь, переключаясь с одной операции на другую. На верхних накладках упакованных бригадой пачек банкнот, на бандеролях корешков, а также на ярлыках, прикрепленных к мешкам с монетой, проставляются: штамп бригады и подпись одного из членов бригады.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация доставки денежной наличности и ценностей клиентов инкассаторской службой банка «ВТБ 24» осуществляется согласно Положению ЦБ РФ от 24.04.08 №318-П «О порядке ведения кассовых операций и правила хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.МЕРОПРИЯТИЯ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНКАССАЦИИ  ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТЕЙ  КЛИЕНТОВ

 

В условиях жесткой конкуренции на рынке услуг по инкассации требовательность клиентов к банкам значительно возросла. Одним из основных критериев выбора для клиента является надежность банка. Кроме того, выбирая обслуживающий банк, клиентом учитываются не только уровни действующих ставок и тарифов, имидж, но и территориальная удаленность от предприятия, что немаловажно при слабости существующей инфраструктуры дорожного движения и связи.

Развитие инкассации напрямую связано с предоставлением клиентам эквайринговых услуг. По сути, эти услуги являются перетекающими сосудами. Так, снижение объемов инкассации будет вести к росту комиссионного дохода от эквайринга.

Коммерческие банки полагают, что высокий сервис услуг по доставке денежной наличности и ценностей клиентов может дать им существенные преимущества в конкурентной борьбе, так как она рассматривается не просто как разновидность банковских услуг, но и активно внедряется в качестве канала сбыта в рамках общих банковских стратегий. Кроме того, полное использование всех возможностей сервиса по доставке денежной наличности клиентов, позволяет существенно активизировать работу с клиентурой и разнообразить пути получения доходов.

Совсем недавно появилась новая услуга «Инкассация LITE», которая позволяет сократить временные затраты при заказе услуги инкассации и аналогичные затраты при сдаче наличности инкассаторам банка. Используя мобильное приложение «Инкассация LITE», установленное на смартфон, клиенты банка могут самостоятельно, без помощи оператора и личного обращения в банк, определить возможность инкассации новой точки и ее стоимость, заказать инкассацию или отказаться от планового заезда инкассаторов» [11, с.12].

МДМ Банк уже не первый год успешно разрабатывает и внедряет на практике технологию штрихкодирования, автоматизирующую процедуры формирования и обработки документов по инкассации и перевозкам. Применение данной технологии существенно сокращает себестоимость и трудоемкость операций как на стороне банка, так и на стороне клиентов», – рассказал о развитии услуги инкассации в банке Андрей Кораблин (МДМ Банк) [11, с. 13].

Диверсификация деятельности служб инкассации позволяет выйти на новые каналы сбыта и обеспечить банкам существенные преимущества за счет:

- повышения  эффективности;

- работы  с фирмами - клиентами;

- обеспечения  «привязки» клиентов к банку  путем максимальной адаптации  ассортимента услуг по инкассации  к их индивидуальным потребностям;

- увеличения  доходности банка за счет использования  сбытовых услуг служб инкассации.

 Структура  службы инкассации современного  крупного коммерческого банка, состоять из четырех подразделений:

1) подразделения, которое занимается непосредственно  инкассацией, сбором денежной наличности,

2) структуры, которая отвечает за безопасность  как таковую (в плане вооружения  сотрудников службы инкассации, систем слежения и пр.),

3) кассы  пересчета денежной наличности,

4) собственно  транспортного подразделения.

Залогом успеха и эффективности функционирования службы инкассации должен являться хорошо сплоченный коллектив единомышленников, что поможет руководству банка управлять рабочими процессами, снизить риски, обеспечить бесперебойную работу экипажей. В каждом из перечисленных выше подразделений нужно выделить специальных сотрудников, наставников, которые проводят обучение вновь принимаемых сотрудников, повышают квалификацию уже работающих. Особое внимание с их стороны должно уделяться безопасности. Должностная инструкция инкассатора представлена в Приложении 2.

Один из основных параметров деятельности службы инкассации – безопасность, сохранность перевозимых ценностей. Безопасность имеет свойство снижаться, если регулярно не проводить специальные мероприятия для ее поддержания на необходимом уровне. В службе инкассации коммерческого банка раз в два месяца сотрудники должны посещать специальные семинары и пройти переподготовку.

Сотрудники службы инкассации регулярно должны сдавать зачеты по специфике работы каждого подразделения, по физической подготовке, владению оружием, а также обучаться пользованию всеми средствами защиты, которыми они обеспечены на маршруте. Данные мероприятия должны производиться своевременно и регулярно, что позволит службе инкассации банка поддерживать безопасность на высоком уровне.

В целях повышения эффективности доставки денежной наличности и ценностей клиентов рекомендуется также внедрить систему автоматизированного мониторинга спецавтотранспорта с привлечением цифрового радиооборудования, что позволит в реальном времени контролировать местоположение и состояние машин.

Таким образом, приняв во внимание указанные рекомендации, коммерческие банки повысят эффективность инкассации денежной наличности и ценностей клиентов, и, в частности, всю банковскую деятельность.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, отметим следующее.

Инкассация, как один из видов банковских услуг, представляет собой сбор в кассах предприятий, организаций и учреждений наличных денег и ценностей и доставку их в финансово - кредитные учреждения и в обратном направлении. Перевозку наличных денег и инкассацию могут осуществлять только организации, входящие в систему Банка России в соответствии с Федеральным законом от 10.07.02 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации».

Основные правила перевозки и инкассации денежных средств регламентируются Положением ЦБ РФ от 24.04.08 №318-П «О порядке ведения кассовых операций и правила хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

Операции по инкассации денежной наличности и других ценностей производятся бригадами инкассаторов коммерческого банка. От организаций может приниматься денежная наличность, упакованная в инкассаторские сумки, специальные мешки, кейсы, другие средства для упаковки денег, обеспечивающие их сохранность при доставке и не позволяющие осуществить их вскрытие без видимых следов нарушения целости (далее по текст – сумки). В кредитной организации ведется список организаций, сдающих денежную наличность в сумках, с указанием в нем наименования организаций, количества и номеров закрепленных за каждой организацией сумок.

Объектом исследования в данной работе явился банк «ВТБ 24».

Банк «ВТБ24» является одним из крупнейших участников российского рынка банковских услуг. Он специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.

За 2014год капитал банка вырос с 110377 тыс. руб. до 124584 тыс. руб., валюта баланса составила 543378 тыс. руб. Балансовая прибыль по состоянию на 01.01.2015 г. превысила плановую на 15% и составила 21659 тыс. руб.

В 2014 году ЗАО «ВТБ 24» выдано кредитов предприятиям всех отраслей на сумму 1022 млн. руб., 72 тыс. долларов США и 200 тыс. евро, что составило к уровню предыдущего года 113%. ЗАО «ВТБ 24» активно осуществлял операции с иностранной валютой.

В данной работе нами был рассмотрен вопрос организации инкассации денежной наличности и ценностей клиентов банка. Стоит отметить, что доставка денежной наличности и ценностей клиентов инкассаторской службой банка «ВТБ 24» осуществляется согласно Положению ЦБ РФ от 24.04.08 №318-П «О порядке ведения кассовых операций и правила хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

В целях совершенствования доставки денежной наличности и ценностей клиентов банка рекомендуются следующие мероприятия:

-внедрить систему автоматизированного мониторинга спецавтотранспорта с привлечением цифрового радиооборудования, что позволит в реальном времени контролировать местоположение и состояние машин;

-уделить  огромное внимание профессиональной  подготовке и переподготовке  работников службы инкассации;

-внедрить технологию штрихкодирования, автоматизирующую процедуры формирования и обработки документов по инкассации и перевозкам.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

        1. О банках и банковской деятельности: федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1-ФЗ (ред. от 13.07.2015). – Режим доступа: СПС Консультант Плюс
        2. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон  от 10.07.2002 г.№ 86-ФЗ (ред. от 05.10.2015). – Режим доступа: СПС Консультант Плюс
        3. Об оружии: федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ (действующая редакция от 13.07.2015). – Режим доступа: СПС Консультант Плюс
        4. О порядке ведения кассовых операций и правила хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации: положением ЦБ РФ от 24.04.08 №318-П. – Режим доступа: СПС Гарант
        5. О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации: Указание ЦБ РФ от 14.08.2008 № 2054-У. – Режим доступа: СПС Консультант Плюс.
        6. Андреева А.А. Организация работы с денежной наличностью: учебное пособие / А.А. Андреева, А.С. Карпова. – М., 2011. – 187с.
        7. Белоглазова Г.Н. Банковское дело: Учебник / Под ред Г.Н. Белоглазовой и Л.П. Кроливецкой. 7-ое изд., перер. и доп.: – М.: Финансы и статистика, 2011. – 89с.
        8. Белоцветов А.А. Новое в организации кассовой работы в банках: проблемы и решения // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке –  №4. – 2011
        9. Жарковская Е.П. Банковское дело. 7-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2010. – 479 с.
        10. Захаров В.С. Коммерческие банки: проблемы и пути развития / В.С. Захаров // Деньги и кредит. – 2013. – №1. – с.9-13.
        11. Кислицына А. Касса в надежных руках / А. Кислицына// Национальный банковский журнал. – 2015. – №4. – С.12-14
        12. Киреев В. Л. Банковское дело: учебник / В. Л. Киреев, О. Л. Козлова. – М: КНОРУС, 2012. – 239 с.
        13. Костерина Т.М. Банковское дело: учеб. для бакалавров / Т.М. Костерина – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 332с
        14. Кроливецкая Л. П. Банковское дело: кредитная деятельность коммерческих банков : учебное пособие для вузов / Л. П. Кроливецкая, Е. В. Тихомирова. – М.: КноРус, 2009. – 278 с.
        15. Лаврушина О.И. Банковское дело/О.И. Лаврушина. – М.: «Роспотребрезерв», 2011. – 100с.
        16. Мотовилов О.В. Банковское дело: учебник / О.В. Мотовилов, С.А. Белозеров. – М.: Проспект, 2014. – 408 с.
        17. Ольхова Р. Г. Банковское дело: управление в современном банке: учебное пособие / Р. Г. Ольхова . – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект , 2011. – 304 с.
        18. Печникова А.В. Банковские операции / А.В. Печникова, О.М. Маркова. –  М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 368 с.
        19. Тавасиев А. М. Банковское дело: управление кредитной организацией : учеб. пособие / А. М. Тавасиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2011. – 639 с.
        20. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции / В.М. Усоскин. – М.: ИПЦ «Вазар-Ферро», 2011. – 320с.

Информация о работе Инкассация денежной наличности и ценностей клиентов