Инфляция: сущность, социально-экономические последствия, методы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в том, что малое предпринимательство имеет большое значение в ускорении формирования рыночных отношений, играет важную стабилизирующую роль как в экономической, так и в социальной сфере, что особенно актуально для нашей страны и в процессе становления рыночной экономики.
Динамичное развитие малых и средних предприятий способствует более быстрой структурной перестройке экономики в этих странах, перетоку высвобождаемой рабочей силы из трансформируемых предприятий и секторов в сектор малых и средних предприятий, росту предпринимательской активности населения, повышению качества рабочей силы страны, созданию новых рабочих мест и повышению социально-экономической стабильности в обществе.

Содержание

Введение..........................................................................................................С.
Глава 1. Сущность и причины инфляции.....................................................С.

1.1.Инфляция как социально–экономическая категория…………………С.
1.2. Формы проявления инфляции......................................………………...С.
1.3. Причины инфляции..............……………………………………………С.
Глава 2. Последствия инфляции и методы борьбы с ней.…………………С.
2.1. Социально–экономические последствия инфляции.............................С.
2.2. Антиифляционная политика государства………………………………С.
Заключение........................................................................................................С.
Список использованной литературы ………………………………………..С.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 136.77 Кб (Скачать файл)

 

 Малый   бизнес  не  противостоит крупным  и  средним  компаниям, а тесно взаимодействует  с ними, участвует в ускорении  инновационного процесса  и  в  структурной перестройке народного  хозяйства. Развитие  малого   бизнеса  способствует возрождению  народных промыслов; «отсеву» нерентабельных  и  убыточных предприятий; рациональному  использованию небольших местных  источников сырья  и  отходов  крупных производств; формированию  конкурентной среды на рынках  факторов производств.

 

 Малое  предпринимательство  – необходимый элемент  рыночной   экономики , позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где  малый   бизнес  занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.

 

 Так, в США предприятия  малого   бизнеса , производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в  экономике , влияют на структуру цен потребительского рынка  и  т.д.

 

 Аналогичная картина  наблюдается также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля  малого   бизнеса  в производстве  составляет 60-70%. Показательным является  также участие МБ в экспорте  продукции ведущих стран. По оценке  экспертов, доля  малых   и  средних  фирм в промышленном экспорте  ряда развитых стран составляет: Германии  и  Нидерландов –  примерно 40%, Италии – 20-25%, США  и  Японии – 15%. Если же учесть  их участие в комплектации  готовой продукции, вывозимой за  рубеж крупными фирмами, то их  доля в стоимости экспорта  промышленных товаров приблизится  к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в  Японии. При этом сфера, где  малый   бизнес  приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на  малые  предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий  важными статьями экспорта  малого   бизнеса  является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной  и  других отраслей  промышленности.

 

 Роль   малого   бизнеса  в России нельзя оценивать  традиционным образом, как это  делается в стационарной  экономике , например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной.  Малый   бизнес  характеризует  малое  предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

 

 Другими словами,  малый   бизнес  - достаточно сложное  и  неоднородное образование, каждый  сегмент которого имеет свои  проблемы и нуждается в специфических  моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная  политика в отношении  малого   бизнеса  строится на основе  самых общих  и  формальных  представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что  малый   бизнес  нужно  развивать  и  поощрять просто  потому, что так принято в развитых  странах. С другой - малое предпринимательство  воспринимается чиновниками как  часть податного сословия, главной  обязанностью которого является  наполнение бюджета.

 

 Рациональное соотношение  между крупным и малым предпринимательством  различно для разных экономических  условий и стран. Оно зависит  от целого ряда факторов. К  ним  относятся культурно-исторические традиции  и  менталитет общества (в странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями,  малый   бизнес  развит сильнее), природно-климатический фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения  бизнеса  активность  малого  предпринимательства ниже)  и  др. Российская модель взаимодействия  малого   и  крупного  бизнеса  обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономический реформ  и  состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на  малые  предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм. [15, с 205]

 

1.3 Перспективы развития  малого  бизнеса 

 

 Многие предприниматели  считают, что в современных условиях  малый   бизнес  развивать достаточно  сложно. Мировой финансовый кризис  отразился в той или иной  степени на всех сферах  экономики , у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы "остаться на плаву" и получать доходы от своей деятельности. Правительство Российской Федерации объявило о том, что намерено всячески поддерживать  малый   бизнес  с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий  и  льгот. Но ощущают ли эту поддержку сами предприниматели? Как они намерены строить свой  бизнес  в непростых условиях,  и  какими видят перспективы  малого   бизнеса ? Согласно высказываниям экспертов, представители  малого  предпринимательства оценивают сложившуюся в  экономике  ситуацию пессимистично, но большинство всё же настроены, продолжать своё дело,  и  считают, что перспективы  малого   бизнеса  весьма оптимистичны. К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства  и  рассчитывают на собственные силы  и  ресурсы. На самом же деле, поддержка есть,  и  она достаточно ощутима. В этом году на софинансирование программ поддержки  малого  предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд. рублей,  и  регионы уже получили более 7 млрд. рублей из федерального бюджета. Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов – 80%. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в 2009 году составило 24 млрд. руб. [16, с 22-27]

 

 Программа кредитования  малого   и  среднего  бизнеса  Внешэкономбанком вызвала большой  интерес у других кредитных  организаций. Сейчас уже 75 банков  подали заявки на участие в  этой программе, а общий объём  заявок составил более 12 млрд. руб. Банки будут получать средства  на кредитование  малого   бизнеса  под 10,5-10,7 %, а предприниматели будут  платить за пользование кредитными  ресурсами несколько больше (предполагается, что 13-14%). В июле также вступил  в силу новый Федеральный Закон, отменяющий использование контрольно-кассовых  аппаратов для представителей  малого   бизнеса , уплачивающих единый налог на вменённый доход, что будет способствовать снижению издержек для предпринимателей. В этом году были подписаны  и  иные законодательные,  и  нормативные акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок  малого   бизнеса ,  и  другие. Все эти действия со стороны государства показывают, что Программа поддержки  малого  предпринимательства действует,  и  государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать максимальную помощь  малому   бизнесу . Кризис не может продолжаться бесконечно, а признание значения  малого  предпринимательства в  экономике  России, поддержка государства (при активном участии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать своё дело,  и  перспективы  малого   бизнеса  в России, действительно, можно назвать оптимистичными.

 

 Становление, функционирование  и  развитие  малого   бизнеса ,  его  структура  и  динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических  и  социально-экономических условий данной страны.

 

 Из опыта стран с  развитой  рыночной   экономикой  известно, как влияет на положение  малого   бизнеса  общее состояние  и  социально-экономический уровень  развития страны. Быстрый рост  в них числа  малых  предприятий  обусловлен появлением новых  технологий, видов оборудования  и  техники, научных разработок, качественными  переменами в развитии многообразных  отраслей инфраструктуры, возрастанием  роли  сферы услуг в обществе. Этому же способствовала  и  индивидуализация потребления, изменившая  во многом направленность производства,  его  привычные  и  устоявшиеся  приоритеты.

 

 Производственные возможности  малого   бизнеса , конкретные направления  его  развития состоят из тех  рыночных  ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а  малые  видят возможность успешной деятельности  и  получения прибыли.

 

 Перечислим важнейшие  факторы, влияющие на развитие  малого   бизнеса :

 

 

 политическая обстановка  в обществе;

 

 

 состояние  экономики  страны;

 

 

 политика государства  в области  экономики ;

 

 

 меры поддержки  малого   бизнеса ;

 

 

 правовое обеспечение  малого   бизнеса ;

 

 

 налоговая политика;

 

 

 финансово-кредитная  политика;

 

 

 уровень жизни населения;

 

 

 цивилизованность предпринимательства.

 

 Малый   бизнес  может  стать той важной основой, с  помощью которой буден осуществлен  поворот к позитивным процессам  в  экономике , к созданию предпринимательской хозяйственной среды. Однако для того, чтобы  малый   бизнес  смог выполнить все задачи, для решения которых  он  предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал  и  использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.

 

 Поддержка  малого  предпринимательства осуществляется  в нескольких направлениях, направленных  на решение основных проблем  малого   бизнеса . Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

 

 Второе направление  включает формирование региональных  центров поддержки предпринимательства  на базе существующих структур  для обеспечения широкого спектра  услуг, включая услуги в сфере  безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено  создание информационной сети, помогающей  предпринимателям получать сведения  юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

 

 Третье направление  включает создание действенных  финансово-кредитных и инвестиционных  механизмов на основе оптимального  сочетания средств государственной  поддержки, привлечения инвестиционных  ресурсов частного капитала и  собственных накоплений малых  предприятий, прежде всего для  самофинансирования. Предусматривается  проектное финансирование, предоставление  гарантий, страхование, применение  лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования, организация в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

 

 Если индивидуальные  предприятия в основном развиваются  за счет собственных средств, то для более крупных предприятий  малого   бизнеса  необходимо  финансирование, за счет привлечения  внешних источников средств. В  этом случае возникают определенные  проблемы. На получение полноценного  банковского кредита могут рассчитывать  далеко не все  малые  предприятия. Для положительного решения чаще  всего требуется успешное ведение  бизнеса  не менее полугода, а  чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный  собственный капитал, прозрачность  бизнеса , поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему  бизнесу , тогда вероятность получения кредита высока [3, с 21-23].Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема – отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки  малого   бизнеса  должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке  малого   бизнеса . Это позволит увеличить количество  малых  предприятий, что положительно скажется на  экономике  страны.

 

 В настоящее время  наблюдается положительная тенденция  в данном направлении. Банковские  требования к " малым " заемщикам  постоянно снижаются. Многие уже  не настаивают на открытии  счетов  и  переводе оборотов  фирмы в свой банк, не требуют  бизнес-плана   и  технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд  и  ставки кредитования

 

 Кредитование  малого   бизнеса  предполагает определенный  риск  и  высокие издержки, банки  закладывают все это в процентную  ставку. С другой стороны, рост  конкуренции неизбежно ведет  к снижению процента.

 

 Большую  роль  в  государственной поддержке  малого   бизнеса  должны сыграть государственные  и  муниципальные фонды. Фонды  поддержки  малого  предпринимательства  могут предоставить льготные  кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные  займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития  конкуренции  и  насыщения товарного  рынка.  Малые  предприятия сталкиваются  с большими трудностями при  осуществлении инвестиционного  проектирования  и  проведении  оценок инвестиционных рисков. Для  этого они должны знать конъюнктуру  рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные  рыночные  ниши  и  тому подобное. Необходимо с целью защиты  отраслей пищевой и легкой  промышленности выстроить надежную  систему правового и информационного  обеспечения (включая стандартизацию, экологический мониторинг и другое.). Эта система может быть построена на принципах открытости и совместимости с другими государственными системами.

 

 Динамичное развитие  малого   бизнеса  обусловлено  рядом преимуществ, которыми  он  обладает. Именно наличие существенных  достоинств обеспечивает малым  фирмам, находящимся в условиях  куда менее привилегированных, имеющим  гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.

 

 Каковы же эти достоинства? Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

 

 Созданию такой атмосферы  в малой форме и возможности  эффективного хозяйствования способствует  соединение в одном лице собственника  и управленца, характерное для  многих малых предприятий.

Информация о работе Инфляция: сущность, социально-экономические последствия, методы регулирования