Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 03:34, курсовая работа
Корпоративные информационные системы сегодня – не только инструмент автоматизации деятельности предприятия, но и ключевой фактор повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса компании.
Наличие в современной компании информационной системы, позволяющей сделать внутренние бизнес-процессы оптимальными, снизить себестоимость продукции и повысить привлекательность предприятия для инвесторов, является значимой составляющей успеха в конкурентной борьбе и важным условием привлечения инвестиций в ключевую отрасль государства.
Введение 3
Основные понятия и задачи корпоративных информационных
систем 4
Цели, задачи и базовые компоненты корпоративной
информационной системы 7
Требования к функциональному, программному и аппаратному
обеспечению 9
Концепция построения и развития Корпоративной
информационной системы 12
Функциональность КИС для поддержки производственной
деятельности компании 14
Компоненты Корпоративной информационной системы для
поддержки оперативного менеджмента 19
КИС как инструмент поддержки стратегического менеджмента 24
Заключение 28
Список литературы 29
Рис. 2 Компоненты поддержки оперативного менеджмента
К области оперативного менеджмента в первую очередь необходимо отнести оперативное управление финансами корпорации. Структура финансового блока приведена на рис. 3.
Рис. 3 Структура финансового блока
Финансовый блок КИС включает информационную поддержку традиционных функций бухгалтерского учета:
* ведение главной книги;
* поддержка плана бухгалтерских счетов;
* расчет налоговых отчислений;
* формирование бухгалтерской и налоговой отчетности.
Кроме того, финансовый блок включает и функции финансового менеджмента:
* управление активами;
* управление дебиторами/ кредиторами;
* управление финансовыми расчетами (банк, касса);
* мониторинг движения денежных средств;
* управление финансовыми рисками;
* оперативное планирование (составление годового бюджета, в том числе инвестиционное планирование);
* формирование финансовой отчетности, в том числе консолидированной отчетности.
Важной компонентой финансового блока КИС, обеспечивающей поддержку оперативного принятия решений, является блок «Управление затратами», включающий следующие процессы:
* калькуляция себестоимости продукции;
* расчет элементов затрат;
* учет затрат по видам затрат (прямые и косвенные затраты);
* учет затрат по местам возникновения;
* учет затрат по процессам и продуктам;
* учет по местам возникновения прибыли;
* анализ плана-факта отклонений;
* формирование управленческой финансовой отчетности по местам возникновения прибыли, затрат и отклонений;
Очевидно, что для работы финансового блока КИС необходимо определить такие основные данные, как:
* область бизнеса;
* виды деятельности;
* план счетов;
* банковские реквизиты;
* центры затрат, иерархия центров затрат и элементы затрат.
К финансовому блоку можно отнести также управление инвестициями, которые в отличие от регулярной деятельности предприятия относятся к проектной деятельности. КИС поддерживает выполнение следующих функций:
* расчет инвестиционных мероприятий;
* планирование затрат и составление бюджетов по инвестиционным
программам;
* учет движения финансовых средств на инвестиционные
мероприятия;
* мониторинг финансирования инвестиционных проектов.
Важной задачей оперативного менеджмента является эффективное управление персоналом. Структура компоненты КИС «Управление персоналом» приведена на рис. 4.
Рис.4 Структура компоненты «Управление персоналом»
Функциональный блок КИС поддерживает администрирование персонала и обеспечивает:
* ведение основных данных по персоналу;
* ведение кадрового
* учет рабочего времени;
* оформление справок;
* управление временными данными;
Помимо расчета заработной платы, функциональность КИС должна обеспечивать:
* расчет пособий по временной нетрудоспособности и компенсаций за отпуск;
* расчет бонусов и премий;
Развитая функциональность компоненты «Управление персоналом» должна поддерживать:
* планирование потребности в трудовых ресурсах;
* карьерный рост сотрудников;
* обучение и развитие;
* менеджмент вознаграждения, когда размер бонуса зависит от KRI сотрудника.
Информационная поддержка менеджмента включает поддержку логистики предприятия. Структура компоненты КИС, поддерживающей логистику, приведена на рис. 5. Важная составляющая компоненты – система управления логистическими цепочками. При производстве сложных изделий, в состав которых входят комплектующие от разных поставщиков, для компаний важно оперативно «программировать» поставку нужных деталей в нужном объеме и к нужному сроку. Товары желательно покупать по лучшей цене, лучшего качества, заботиться о том, чтобы транспортные издержки были минимальными, а в процессе движения товаров необходимо следить за их статусом (текущим состоянием), чтобы срочно вмешаться в процесс, если произойдет какой-то сбой. Иными словами, логистика организации это планирование и координация снабжения, транспортировки и складирования товаров или услуг. Очевидно, что логистика тесно связана с функциональностью КИС, поддерживающей производственные процессы предприятия.
Рис. 5 Компоненты логистики предприятия
Управление клиентами и поставщиками включает ведение банка данных по контрагентам, отслеживание истории взаимоотношений и планирование дальнейших контактов, анализ различных данных по клиентам и поставщикам, ведение информации по рекламным акциям и т.д.
Развитие компании, функционирование ее в рамках рыночной экономики невозможно без разработки и уточнения корпоративного видения, миссии, стратегии. При разработке стратегии решаются ключевые вопросы выбора: экономия и сокращение издержек или развитие, создание новых продуктов, расширение клиентских сегментов.
Необходимо выстраивать приоритеты и определять долгосрочные цели компании. Необходимо также осуществлять стратегический контроллинг – оценивать степень достижения целей и эффективность реализации стратегических программ.
Стратегическое планирование включает разработку системы целей, направленных на реализацию конкурентных преимуществ и улучшение финансовых показателей деятельности компании, а также «каскадирование» стратегии до уровня оперативной деятельности. Можно выделить следующие виды стратегий.
Корпоративная стратегия:
* определяет приоритетные направления развития компании;
* определяет границы деятельности компании и идентифицирует бизнесы, которыми компания занимается;
* формулирует укрупненно долгосрочные цели бизнесов;
* формулирует критерии оценки деятельности бизнесов;
* ставит финансовые задачи перед подразделениями;
* регламентирует систему взаимодействия бизнесов и корпоративного центра и перераспределение прибыли;
* определяет объемы и направления крупных капиталовложений. 30
Стратегия бизнес-уровня:
* определяет цели и задачи развития бизнеса в соответствии с корпоративной стратегией;
* определяет продуктовый портфель бизнеса;
* определяет организационную концепцию бизнеса и критерии оценки деятельности бизнес-подразделений.
Функциональные стратегии определяют комплекс мероприятий, которые необходимо реализовать непосредственно в функциональных подразделениях (IT-подразделениях, подразделениях, отвечающих за работу с персоналом и т.д.) для достижения поставленных целей.
Для визуализации стратегии, а также ее последующего мониторинга Р. Нортоном и Капланом был предложен инструмент – сбалансированная карта оценок (Balanced Scorecard – BSC), которая представляет стратегию как систему целевых факторов (элементов стратегии) в разрезе нескольких перспектив. Обычно рассматриваются такие перспективы, как «Финансы», «Клиенты», «Процессы», «Ресурсы».
Каждому элементу стратегии соответствует набор показателей результативности и эффективности. Отношения целевых и текущих значений показателей позволяют оценивать степень реализации стратегии.
Функциональность КИС, поддерживающая стратегический контур управления, должна в первую очередь обеспечивать поддержку системы сбалансированных показателей и стратегических карт, в том числе:
* разработку и визуализацию стратегических карт корпорации;
* каскадирования стратегических карт до уровня подразделений и сотрудников;
* визуализацию в интерактивном режиме текущего состояния исполнения стратегии;
* мониторинг исполнения стратегии по контрольным точкам
(стратегический контроллинг).
КИС должна включать компоненты, обеспечивающие информационную поддержку менеджмента при разработке стратегии, а также для мониторинга ее исполнения.
Разработка стратегии начинается с анализа сильных и слабых сторон компании, проведения бенчмаркинга и ситуационного анализа. Очевидно, что эффективность разработки стратегии зависит от эффективности работы аналитических компонент КИС, возможности адекватной оценки текущего состояния, определения тренда и рейтинга компании, а также ее конкурентов. Компонента КИС, осуществляющая поддержку стратегического менеджмента, должна включать инструментальные средства, обеспечивающие:
* накопление информации, в том числе статистической информации;
* проведение OLAP-анализа;
* интерактивное общение со стейкхолдерами компании;
* стратегическое моделирование и прогнозирование.
Стратегический анализ основан на обработке большого количества информации из разных источников с привлечением сведений, содержащихся в системах, аккумулирующих опыт «лучших практик».
Такого рода системы создаются только в том случае, если структура бизнеса уже достаточно определена и имеются основания для обобщения и анализа данных.
Очевидно, что чем больше информации вовлечено в процесс принятия решений, тем более обоснованное решение может быть принято.
Информация, на основе которой принимается решение, должна быть достоверной, полной, непротиворечивой и адекватной. Компоненты КИС должны обеспечивать:
* консолидирование и агрегирование информации;
* интегрирование стратегической, финансовой и различной оперативной информации;
* визуализацию информации для проведения стратегического анализа.
Стратегическое планирование должно отражаться в финансовых планах корпорации, поэтому важной компонентой стратегического контура КИС является инструмент поддержки процесса бизнес- планирования и бюджетирования.
Управление стоимостью компании – задача, которая также должна поддерживаться стратегической компонентой КИС. С одной стороны, КИС должна включать функциональность для разработки и управления драйверами стоимости компании. С другой стороны, стратегическая компонента КИС должна поддерживать непрерывность информации от разработки стратегии и до ее реализации и создавать прозрачную внешнюю отчетность для повышения стоимости компании и привлечения потенциальных инвесторов.
Заключение
Преимущества от использования
информационных систем в управлении
очевидны: сокращаются производственные
затраты, уменьшаются сроки выполнения
заказов. Но для оценки эффективности
возможные выгоды от внедрения необходимо
сравнить с совокупной стоимостью владения
– основным показателем оценки эффективности
внедрения информационных систем. Правильное
и грамотное внедрение
Корпоративная информационная система управления предприятия должна обеспечивать сбор, хранение и аналитическую обработку всей существенной информации о деятельности предприятия и обеспечить выдачу результатов в виде удобном для управления предприятием.
В данном курсовом проекте были рассмотрены общие понятия и цели КИС, задачи и компоненты, требования и концепция построения, функциональность КИС и сфера ее применения.
Список литературы
1. В.Е. Мащенко Системное корпоративное управление. - М.:Сирин, 2003, - 251 с.
2. Е. Дубовицкая, Е. Шульц новое в снижении рисков корпоративного управления //Акционерное общество. - 2005. - № 1(14).
3. Потанин В.О. Корпоративное управление: на пути к «российской модели» //Россия в глобальной политике, том 1, №3 (июль - сентябрь), 2003.
4. Горев И., Козлов Р., Дубовицкая Е. Система корпоративного управления в холдингах //Журналъ для акционеровъ. - 2003. - № 12.
5. The Economist, op. cit. Spencer Stuart UK Board Index. 2002. P. 5.
6. Maassen G. F. An international comparison of corporate governance models. Spencer Stuart, 1999. P. 180.
7. Higgs D. Review of the role and effectiveness of non-executive directors. L.: DTI, 2003. P. 18.
Информация о работе Информационно-динамические системы и системы управления