Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 02:56, курсовая работа
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности анализ взаимодействия Счетной Палаты и Центрального Банка РФ, найти пути решение проблем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля.
2. Определить виды финансового контроля.
Введение
1. Предмет, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля в Российской Федерации (РФ)
1.1 Сущность и виды финансового контроля
1.2 Цели и задачи государственного финансового контроля
1.3 Формы и принципы государственного финансового контроля
2. Система органов государственного финансового контроля в РФ
2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля РФ
2.2 Подробная характеристика Счетной палаты
2.3 Подробная характеристика Центрального Банка РФ
3. Анализ взаимодействия органов государственного финансового контроля.
3.1 Анализ взаимодействия Счетной палаты и Центрального Банка РФ
3.2. Предложения по улучшению организации взаимодействия Счетной палаты и Центрального Банка РФ
4. Расчетная часть
4.1. Финансовый баланс региона
4.2 Анализ финансового потока между домохозяйствами
Заключение
Список использованных источников и литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГАОУ ВПО «БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА»
КАФЕДРА «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Исследование проблем разграничения полномочий и взаимодействия органов государственного финансового контроля.
(по дисциплине "Финансы")
Выполнила:
студентка 3 курса
очного отделения
группы № 6
Лямина И. Э.
Научный руководитель:
к.э.н., доцент
Юданова А.Л.
Калининград 2012
Содержание
Введение
1. Предмет, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля в Российской Федерации (РФ)
1.1 Сущность и виды финансового контроля
1.2 Цели и задачи государственного финансового контроля
1.3 Формы и принципы государственного финансового контроля
2. Система органов государственного финансового контроля в РФ
2.1 Общая характеристика
федеральных органов
2.2 Подробная характеристика Счетной палаты
2.3 Подробная характеристика Центрального Банка РФ
3. Анализ взаимодействия органов государственного финансового контроля.
3.1 Анализ взаимодействия Счетной палаты и Центрального Банка РФ
3.2. Предложения по улучшению организации взаимодействия Счетной палаты и Центрального Банка РФ
4. Расчетная часть
4.1. Финансовый баланс региона
4.2 Анализ финансового
потока между домохозяйствами
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Задача создания эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством. Более чем десятилетняя практика российского реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства. Этим и определяется актуальность темы курсовой работы.
Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. И, прежде всего такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, являющейся главным индикатором экономического здоровья. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.
Для России в высшей степени
актуальна организация
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности анализ взаимодействия Счетной Палаты и Центрального Банка РФ, найти пути решение проблем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие
и сущность финансового
2. Определить виды финансового контроля.
3. Выявить основные
проблемы в области
4. Раскрыть основные направления для совершенствования в этой области.
1. Предмет, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля в Российской Федерации (РФ)
1.1 Сущность и виды финансового контроля
Финансовый контроль государства принял официальную форму со времени издания царского манифеста – 28 января 1811 г., но факты того, что государственный финансовый контроль существовал еще раньше, относятся ко второй половине XII века. Так, в 1654 г. Был образован Счетный приказ для проверки раздачи полкового жалования во время войны.
Необходимость контроля как особой функции обусловлена природой общественного труда. Контроль как социальная функция существует в системе хозяйственного и государственного управления независимо от общественно - политического строя.
Для определения основных проблем контроля большое значение имеет четкое формулирование его экономической сущности, роли и места в системе хозяйственного управления. Сущность контроля можно определить как систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности управленческих решений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этих решений, устранения неблагоприятных ситуаций и сигнализации о них компетентным органам.
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации [Боди З. Мертон Р. Финансы: учебное пособие. – М.: Вильямс, 2002.].
Финансовый контроль, как особая
область контроля, связанная с
использованием стоимостных категорий,
имеет определенную сферу применения
и соответствующую целевую
Непосредственным предметом
Сферой финансового контроля являются почти все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартер). При этом исходят из положения о невозможности исключения прямой или опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых ресурсов, фондов денежных средств с любыми видами деятельности или бездействия. Контролю подлежат не только плохо работающие организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовый контроль включает проверку:
соблюдения требований экономических
законов, оптимальности пропорций
распределения и
Виды финансового контроля
Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.
Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности
использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.
Организация государственного финансового контроля в различных странах во многом определяется формой государственного устройства (например, для России, США — наличие института президентской власти). С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:
Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.
Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено
для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики. ; В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в определенной организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.
Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля).
В международной практике аудита в настоящее время выделяют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования
отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надежности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает проверку соблюдения норм законодательных актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчетности, который проводится для того, чтобы оп-ределить, согласуется ли учетная и отчетная информация с общепринятыми правилами бухгалтерского учета.
Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутри хозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.
К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов.
В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.
Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.