Исследование проблем разграничения полномочий и взаимодействия органов государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 02:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности анализ взаимодействия Счетной Палаты и Центрального Банка РФ, найти пути решение проблем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля.
2. Определить виды финансового контроля.

Содержание

Введение
1. Предмет, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля в Российской Федерации (РФ)
1.1 Сущность и виды финансового контроля
1.2 Цели и задачи государственного финансового контроля
1.3 Формы и принципы государственного финансового контроля
2. Система органов государственного финансового контроля в РФ
2.1 Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля РФ
2.2 Подробная характеристика Счетной палаты
2.3 Подробная характеристика Центрального Банка РФ
3. Анализ взаимодействия органов государственного финансового контроля.
3.1 Анализ взаимодействия Счетной палаты и Центрального Банка РФ
3.2. Предложения по улучшению организации взаимодействия Счетной палаты и Центрального Банка РФ
4. Расчетная часть
4.1. Финансовый баланс региона
4.2 Анализ финансового потока между домохозяйствами
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

 

[Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»]:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
  • монопольно осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает правила бухгалтерского учёта (Положение Банка России N 302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации») и отчётности для банковской системы Российской Федерации (Указание Банка России от 12 ноября 2009 года № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»);
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса Российской Федерации;
  • принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Участники Национального  банковского совета (НБС) за исключением  председателя Банка России не являются сотрудниками ЦБ и не получают вознаграждения за свою деятельность. Совет собирается не реже одного раза в квартал. Из числа  участников избирается председатель НБС. Кворум составляет семь человек, решение принимается простым большинством голосов.

Совет директоров

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» в Совет директоров Центрального банка Российской Федерации входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России и назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации [Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»].

 

 

По состоянию на 16 марта 2011 года членами совета директоров Центрального банка Российской Федерации  являются:

Члены совета

Должность

Утверждён

Сергей Игнатьев

Председатель Центрального банка Российской Федерации

24 июня 2009 года

Георгий Лунтовский

Первый заместитель  Председателя Банка России

27 июня 2007 года

Геннадий Меликьян

Первый заместитель  Председателя Банка России

5 мая 2010 года

Алексей Улюкаев

Первый заместитель  Председателя Банка России

25 апреля 2008 года

Виктор Мельников

Заместитель Председателя Банка России

18 октября 2006 года

Людмила Гуденко

Главный бухгалтер—Директор Департамента бухгалтерского учета и отчетности

18 октября 2006 года

Надежда Иванова

Директор Сводного экономического департамента Банка России

5 мая 2010 года

Алексей Симановский

Директор Департамента банковского регулирования и  надзора Банка России

26 января 2007 года

Михаил Сухов

Директор Департамента лицензирования деятельности и финансового  оздоровления кредитных организаций  Банка России

26 января 2007 года

Надежда Савинская

Начальник Главного управления Центрального банка Российской Федерации  по г. Санкт-Петербургу

18 октября 2006 года

Константин Шор

Начальник Московского  главного территориального управления Центрального банка Российской Федерации

18 октября 2006 года


 

Нормативные акты, регулирующие деятельность Банка России

  • Статья 75 Конституции России
  • Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  • Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1
  • Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 года N177-ФЗ
  • Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года N40-ФЗ

[официальный сайт ЦБ РФ]

Глава 3

3.1.

Счетная палата и Центральный банк заключили соглашение о сотрудничестве. Соглашение подписали председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин и председатель ЦБ РФ Сергей Игнатьев. Документ предусматривает сотрудничество сторон в сфере контроля за обслуживанием федерального бюджета и государственного долга России, в области внедрения новых методов и технологий контрольно-ревизионной и научной деятельности.

Счетная палата осуществляет годовое и текущее планирование своей деятельности. План работы Счетной  палаты представляет собой совокупность контрольных мероприятий, экспертно-аналитических и других работ.

Проект годового плана  работы рассматривается и утверждается Коллегией Счетной палаты, после  чего становится обязательным для исполнения всеми должностными лицами и сотрудниками аппарата. Любые изменения, дополнения, уточнения могут быть внесены в план работы Счетной палаты не иначе как по решению Коллегии Счетной палаты.

Текущее планирование реализуется  в ежеквартальных планах работы Коллегии. Эти планы определяют конкретные сроки (месяц, число) представления и рассмотрения на заседаниях Коллегии отчетных материалов по контрольным мероприятиям.

Счетная палата информирует  Федеральное Собрание о результатах  проведенных ревизий и проверок, в частности об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона.

Обращения иных организаций  и отдельных граждан рассматриваются  по поручению Председателя или заместителя  Председателя Счетной палаты аудиторами, в компетенцию которых входят поставленные в обращении вопросы. При этом в любом случае организации или гражданину дается официальный ответ по принятому решению.

Касательно Центрального Банка РФ деятельность Счетной палаты регулируется согласно статье 19 « Контроль за банковской системой» 
 
Счетная палата осуществляет контроль за:

  • деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета;
  • деятельностью Центрального банка Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Счетная палата осуществляет проверки финансово-хозяйственной  деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений  и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета. 
(часть вторая введена Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ)

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основной функцией Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти < Конституция Российской Федерации, ст. 75, ч. 2.>. Законом установлено, что Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности. Органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий < ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", ст. 5, ч. 2.>.

Область действия контрольных  полномочий Счетной палаты согласно Закону распространяется, с одной  стороны, на все государственные  органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, а с другой стороны - на банки и другие финансово-кредитные учреждения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества . Банк России, который является государственным органом, обслуживает бюджетные счета, использует федеральную собственность и освобожден от налогов, безусловно подпадает под все установленные Законом признаки объекта контроля Счетной палаты Российской Федерации. Кроме того, Законом прямо установлено, что по требованию Счетной палаты Центральный банк обязан предоставлять ей информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности. А в сферу непосредственной деятельности Счетной палаты входит контроль за деятельностью Банка России, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также контроль за деятельностью Банка России по обслуживанию государственного долга Российской Федерации

Вместе с тем по сложившейся практике участие Счетной палаты в аудите Банка России не является плановым контрольным мероприятием, а каждый год определяется решением Государственной Думы. 
Государственная Дума в своем Постановлении "Об аудиторе Центрального банка Российской Федерации по годовому отчету Центрального банка Российской Федерации" дает поручение Счетной Палате Российской Федерации во взаимодействии с аудитором Банка России по годовому отчету Банка России провести проверку счетов и операций Банка России, на которые распространяются действия Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. N 5485-1. 
На основании этого поручения Коллегия Счетной палаты вносит данное контрольное мероприятие в план работы Палаты на текущий год и утверждает программу проведения проверки. 
Объектом проверки Банка России Счетной палатой по счетам и операциям, подпадающим под действия Федерального закона "О государственной тайне", являются следующие документы и материалы: 
- нормативные и распорядительные документы Банка по отнесению сведений к указанной категории, в том числе в части счетов Банка России, операций Банка и сведений, отнесенных к данной категории по совокупности; 
- нормативные и распорядительные документы Банка, определяющие порядок совершения соответствующих операций и их отражения по соответствующим счетам; 
- бухгалтерский учет по соответствующим балансовым счетам Банка, его структурных подразделений и территориальных учреждений, документы синтетического и аналитического учета по этим счетам; 
- бухгалтерский учет по соответствующим внебалансовым счетам Банка, его структурных подразделений и территориальных учреждений, документы синтетического и аналитического учета по этим счетам; 
- бухгалтерский учет по балансовым и внебалансовым счетам Банка, его структурных подразделений и территориальных учреждений, корреспондирующих со счетами, на которые распространяется действие Закона о государственной тайне, документы синтетического и аналитического учета по этим счетам; 
- нормативные, инструктивные и распорядительные документы Банка, определяющие порядок совершения операций по соответствующим счетам, порядок совершения отдельных операций, на которые распространяется действие Закона о государственной тайне, документы синтетического и аналитического учета, а также поквартального и годового бухгалтерских учетов по балансовым счетам данных операций; 
- поквартальная и годовая консолидированная бухгалтерская и финансовая отчетность Департамента эмиссионно-кассовых операций и территориальных учреждений Банка в части эмиссионных операций; 
- поквартальная и годовая консолидированная бухгалтерская и финансовая отчетность Департамента полевых учреждений Банка и отчетность полевых учреждений, на основе которой составлена консолидированная отчетность Департамента, а также документы синтетического и аналитического учета территориальных учреждений Банка, входящих в систему полевых учреждений; 
- документы синтетического и аналитического учета по счетам и операциям, отнесенным Банком к подпадающим под действие Закона о государственной тайне по совокупности сведений и иным основаниям, документы поквартального и годового бухгалтерских учетов по балансовым счетам по учету данных операций. 
Перечень сведений (счетов и операций) Банка России, подпадающих под действие Закона Российской Федерации "О государственной тайне", определяется: 
- "Развернутым перечнем сведений, подлежащих засекречиванию в системе Банка России", утвержденным указанием Банка России от 22 марта 1999 г. N 518-У; 
- указанием Банка России "О внесении изменений и дополнений в утвержденный перечень сведений, подлежащих засекречиванию в системе Банка России" от 6 января 2000 г. N 728-У; 
- указанием Банка России "О внесении изменений в "Развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию в системе Банка России" от 15 ноября 2001 г. N 1052-У. 
В области эмиссионно-кассовой деятельности Банка России проводится ее проверка за соответствующий период и ее соответствия действующим нормативным и инструктивным документам в части работы резервных фондов, проверка полноты и достоверности аналитического, синтетического и внебалансового учетов Департамента эмиссионно-кассовых операций по эмиссионным операциям, организации и совершения эмиссионно-кассовых операций территориальными учреждениями Банка России, а также расходов, связанных с изготовлением и уничтожением банкнот. Осуществляется проверка достоверности учета и эффективности системы мер по обеспечению сохранности резервных фондов банкнот, подтверждение суммы "деньги в обращении" на основании эмиссионно-кассовых операций Банка, подтверждение годовых баланса и отчета о доходах и расходах Департамента эмиссионно-кассовых операций в части эмиссионно-кассовых операций по соответствующим внебалансовым счетам. Большое значение отводится анализу системы внутреннего контроля в Департаменте эмиссионно-кассовых операций. 
По операциям Банка России с драгоценными металлами проводится проверка полноты и достоверности аналитического, синтетического и внебалансового учета по операциям с драгоценными металлами и монетами из драгоценных металлов, их соответствия нормативным и инструктивным документам, проверка достоверности учета и эффективности системы мер по обеспечению сохранности драгоценных металлов и монет из драгоценных металлов, проверка доходов и расходов Банка России, связанных с операциями с драгоценными металлами и монетами из драгоценных металлов. Итогом контрольных мероприятий является подтверждение годовых баланса и отчета о доходах и расходах Департамента эмиссионно-кассовых операций в части операций с драгоценными металлами и монетами из драгоценных металлов. 
В ходе аудита Счетная палата осуществляет документальную проверку бухгалтерской и финансовой отчетности Департамента полевых учреждений Банка России и отдельных полевых учреждений, анализирует порядок формирования отчета о доходах и расходах Департамента и его соответствие нормативным документам Банка, исполнение сметы Департамента и системы полевых учреждений, проверяет эмиссионно-кассовую деятельность и систему внутреннего контроля Департамента и непосредственно полевых учреждений. 
По результатам аудита, проводимого Счетной палатой по счетам и операциям Банка России, на которые распространяются действия Закона Российской Федерации "О государственной тайне", Коллегия Счетной палаты утверждает заключение, которое включается в текст годового отчета Банка России. 
Таким образом, реальная практика, здравый смысл и государственные интересы диктуют необходимость однозначного законодательного закрепления полномочий Счетной палаты в отношении контроля за некоторыми аспектами деятельности Центрального банка Российской Федерации. 
В этой связи заслуживают серьезного внимания предложения о внесении соответствующих изменений в Федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О Счетной палате Российской Федерации". 
В первую очередь это касается наделения Национального банковского совета правом внесения в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. На основании этих предложений Государственная Дума уполномочена дать соответствующее поручение Счетной палате. В Закон о Счетной палате в этом случае должна быть внесена симметричная поправка, однозначно определяющая ее право осуществлять подобные проверки. Такой подход, на наш взгляд, является достаточно сбалансированным и не создаст препятствий для эффективной реализации Банком России его основных, государственно-значимых функций. 
Далее, в отношении ежегодного аудита Центрального банка необходимо устранить такую ситуацию, когда Счетная палата не учитывает эту работу в плане контрольных мероприятий, но все равно осуществляет ее каждый раз по специальному постановлению Государственной Думы. Было бы правильно ввести в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" норму, включающую заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации "О государственной тайне", в обязательный перечень документов, которые должны содержаться в годовом отчете Банка. 
Аудит Центрального Банка Российской Федерации - одна из самых сложных и важных для государства работ в области финансового контроля. Кроме того, это сейчас, пожалуй, единственный пример слаженной и результативной совместной работы органа государственного финансового контроля в лице Счетной палаты Российской Федерации и независимой аудиторской организации. Совершенствование этого процесса, в том числе его законодательного обеспечения, с учетом накапливаемого практического опыта является задачей государственного значения.

Информация о работе Исследование проблем разграничения полномочий и взаимодействия органов государственного финансового контроля