Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 11:13, контрольная работа
История развития кредитных отношений и основного их звена - банка - насчитывает не одну сотню лет. Все это время они совершенствовались и приспосабливались под существовавшие экономические и политические структуры. Банковские институты также прошли свой эволюционный путь - от меняльных контор, обеспечивающих путешественника и торговца необходимой валютой, до современных гигантов, предоставляющих своим клиентам сотни
услуг и действующих во всех отраслях экономики.
Введение
1.История развития банковского дела
2.Современные представления о сущности банка
3.Пассивные, активные и комиссионные операции банков
4.Банковское регулирование
5. Коммерческие банки: сущность и функции
6.Принципы регулирования банковской сферы
7.Тенденции развития банковской системы
Заключение
Список литературы
в указанном выше документе. В нем эти причины сведены лишь к
"неудовлетворительному
государственных финансов, выразившемуся в спаде производства и хроническом
дефиците государственного бюджета". Эта исходная причина действительно
серьезная, но нельзя лишь этой, внешней по отношению к банкам, причиной
объяснять кризис банковской системы. Именно не менее серьезной внутренней
причиной, его породившей, является низкое качество управления во многих
крупных коммерческих банках, что вызвало паралич системы расчетов.
Корни кризиса скрыты
глубоко. Если
непосредственного руководства банковским сообществом, то руководители и
эксперты констатируют, что причиной банковского кризиса явилось
неудовлетворительное состояние банковского менеджмента, и это, на наш
взгляд, соответствует
системы управления в крупных российских банках пришли в состояние, когда
они не смогли адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию, т. е. выполнять
свои основные функции.
Сразу после 17 августа 1998 года руководители ряда банков дружно
возложили всю вину за свое падение на государство. Действительно, вроде бы
толчком к резкому обострению ситуации в банковской сфере стали, как
известно, принятые в августе решения о приостановлении выплат по ГКО-ОФЗ и
последовавшая масштабная девальвация рубля. Но, как совершенно справедливо
отметил В. В. Геращенко, корни столь серьезного кризиса гораздо более
глубокие. Причины заключаются в недостаточно квалифицированном управлении
банковскими рисками, в первую очередь - валютным и кредитным, в
недостаточности капитала многих российских банков и чрезмерном увлечении
операциями на финансовом рынке, в
том числе и чисто
более трудоемкой и часто менее прибыльной работе с реальным сектором
экономики.
Не противоречит этой точке зрения и позиция исполнительного вице-
президента АРБ В. С. Захарова. Свое видение внутренних причин кризиса в
банковской системе он связывает, прежде всего, с низким уровнем
менеджмента, отсутствием в ряде банков, особенно самых крупных, систем
управления, адекватных объему выполняемых операций. Эти банки стали
жертвами, так называемого неконтролируемого роста, при котором расширение их
операций происходило без создания соответствующего контроля за их
проведением. Отмечается, что во многих банках плохо налажено управление
рисками, нарушались размеры риска на одного заемщика. К обычным банковским
добавлялись риски, связанные с
владением промышленными и друг
предприятиями. Некоторые банки не соблюдали элементарные принципы
бережливости; без учета доходов осуществлялись расходы на строительство
дорогостоящих офисов, приобретение престижных иномарок, содержание
управленческого аппарата. Перечислив указанные выше причины, руководитель
АРБ делает важный вывод - причины кризиса накапливались задолго до его
начала.
Следовательно, и главой Банка России, и руководством АРБ фактически
делается общий вывод, что корни банковского кризиса находятся глубоко
внутри нашей системы, поэтому их выявление и устранение внутренних причин
должно стать важнейшей
системы. В ходе решения данной задачи представляется особенно важным
установить нормальные отношения между банками и реальным сектором, ибо
"можно воспроизвести прежнюю
банковскую систему с
банков на спекулятивные операции".
Падение крупных банков
- не неожиданность. Нынешний
экономический кризис не только нанес стране ощутимый ущерб, но и принес, на
наш взгляд, определенную пользу. Так, рухнули некоторые усиленно
культивировавшийся мифы, в частности, что крупные банки более устойчивы,
чем мелкие. Причем в докризисный период Банк России упорно стремился
поднять планку минимального размера собственного капитала для банков,
обрекая на фактическую потерю самостоятельности или ликвидацию множества
хорошо работающих малых банков. Аргументы специалистов в пользу
существования малых банков не принимались в расчет.
В благополучных по
наши крупнейшие банки непотопляемы и их в будущем ждут многие лета
безоблачного процветания. Крупные банкиры, завтрашние олигархи, а
послезавтрашние банкроты, делали оптимистичные прогнозы и раздавали
жизнерадостные интервью. Если считать, что крупным банкам, росшим как на
дрожжах, в то время действительно ничего не грозило, - это одно; а если же
тогда угроза уже существовала, но банкиры о ней не знали или не
воспринимали всерьез, это совсем другое дело.
Системы управления крупных банков состоят из довольно большого количества
элементов и связей. Учитывая, что качество таких систем, включая их
надежность, определяется состоянием наиболее слабых элементов, становится
понятным, что эта задача, решаемая даже крупнейшими банками в лучшем случае
на интуитивном уровне, имеет немного шансов на действительно хорошее
практическое решение. Таким образом, небольшие и средние банки при условии
целенаправленной концентрации своих усилий имеют возможность выйти на более
высокие параметры качества и надежности функционирования своих внутренних
систем.
Заключение
История развития
кредитных отношений и
насчитывает не одну сотню лет. Все это время они совершенствовались и
приспосабливались под существовавшие экономические и политические
структуры. Банковские институты также прошли свой эволюционный путь - от
меняльных контор, обеспечивающих путешественника и торговца необходимой
валютой, до современных гигантов, предоставляющих своим клиентам сотни
услуг и действующих во всех отраслях экономики. В этот процесс вмешивалось
государство, формируя банковскую систему, экономически и социально
приемлемую для общества. Функцию формирования обычно выполнял Центральный
Банк, создающий нормативную базу для деятельности коммерческих банков.
Банковская система России прошла сложный путь развития в рамках
различных хозяйственных укладов. До революции и во времена НЭПа банковская
система России функционировала в условиях рыночной экономики, и основу ее
составляли акционерные коммерческие банки. Затем наступил период
огосударствления
управления их деятельностью. Банковская система также претерпела
соответствующие изменения.
Возможности экстенсивного расширения банковской сферы практически
полностью исчерпаны, этому способствует ужесточение нормативных требований,
насыщение кредитного рынка традиционными банковскими услугами, возрастание
конкуренции в банковской сфере и другие факторы. В дальнейшем развитии
банковской системы главную роль получит ее качественное совершенствование,
которое может происходить в двух основных направлениях.
- Развитие процессов концентрации в банковском деле. Банки способны
сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который,
в свою очередь, даст всплеск инвестиционной активности. Крупные российские
банки имеют традиционные связи с промышленностью, развитую филиальную сеть
в регионах - предпосылки для удовлетворения инвестиционных потребностей
производственных структур через долгосрочные кредиты.
- Расширение круга услуг, предоставляемых банками своим клиентам,
диверсификация в самом
растут, а ассортимент банковских услуг еще далеко не исчерпан.
Работа по совершенствованию банковской системы России еще в самом
начале, и только в том случае, если за нее возьмется все общество: и
банкиры, и государство, и пресса, и население - мы получим быстрые и
положительные результаты.
Кризисные процессы в сегодняшней российской экономики существенно
осложняют положение в банковском секторе России. Возможности получения
надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения
банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение
банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со
средствами населения подрывают доверие к финансовым институтам.
Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности, слабая
предсказуемость государственной экономической политики повышают риск не
только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов.
Крупнейшие банки накапливают определенный потенциал для
финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических
финансово-промышленных альянсов как "локомотивов" российской экономики.
Повысился интерес крупных банков к вложениям в экономически необходимые
либо оригинальные и конкурентоспособные на мировом уровне производства.
Важнейшими направлениями развития банковского сектора стали расширение
сети филиалов по всей стране, установление связей с банковскими
учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки
Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что связано с
нестабильностью конъюнктуры кредитного рынка, усилением межбанковской
конкуренции, расслоением среди банковских учреждений.
Банковское дело затрагивает, в конечном счете, ожидания, чувства и
планы конкретных людей. Банки, стремящиеся выжить в современной конкуренции
должен стремиться к тому, чтобы чаяния его клиентов становились
реальностью. Реальное же возникает и живет на какой-то основе - духовной,
нравственной, материальной. Надежность банка - главная из составляющих той
основы, на которой сохраняются и приумножаются средства Акционеров и
Клиентов.
Список литературы
1. Конституция РФ. - М., 2005. - 40 с. - (Б-ка российского законодательства).
2. Стратегия развития
3. Аскинадзи В.М. Инвестиционные стратегии банков. Монография (Серия «Академическая серия»). - М., Маркет ДС Корпорейшн. - 2004. - 106 с.