Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:28, курсовая работа
Экономические кризисы знакомы каждому, но не все вдаются в подробности их происхождения. Современный экономический кризис показал как быстро люди забывают уроки прошлого, ведь сегодняшняя ситуация достаточно сильно напоминает кризисы прошлых лет. Тяжелые времена вызванные ситуацией на рынке, доказывают, что существует необходимость постоянно помнить и анализировать ситуацию основываясь на опыте прошлых лет.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие биржевого кризиса и самые известные случаи прошлых веков 4
1.1 Понятие биржевого кризиса. 4
1.2 Известные случаи проявления экономических кризисов в прошлом. 5
Глава 2. Кризисы современности: Великая депрессия и кризис 2008 года
2.1 Великая депрессия и ее последствия…………………………………….11
2.2 Характеристика кризиса 2008 года………………………………………14
Глава 3. Оценка практики применения резервных фондов федерального бюджета для стабилизации финансового рынка РФ 18
3.1 Финансовый анализ федерального бюджета РФ и его резервов за 2008-2012 г.г. 19
3.2 Анализ эффективности применения финансовых ресурсов из резервов федерального бюджета для стабилизации рынка ………………………….22
Заключение27
Список литературы28
Ниже можно увидеть изменения дохода с 2009 по 2014 год.
Рисунок № 2. Доход федерального бюджета (утвержденный и исполненный)
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
61,065 |
75,92 |
109,35 |
~115 |
Таблица №2. Динамика Urals(цена в долларах за баррель)
Можно заметить положительную динамику начиная с 2009 года. В 2008 году доход составлял 6 644,4 млрд. рублей, а в 2009 году уже 7 7337,7. Что является достаточно неплохим результатом, учитывая, что это время все еще являлось кризисным, хотя и результат заданный правительством не был осуществлен до конца. Дальше можно заметить интересную картину, исполненные доходы превысили ожидаемые результаты. Скорее всего, в этом стоит винить неожиданное повышение цен, которое нивелировала проблемы в остальных секторах, все еще тяжело переносящих кризис. Далее цена на ЮРАЛС продолжала расти, благодаря чему и образовывалась положительная динамика. Из предварительных анализов видно, что рост доходов ожидается и в 2012, 2013, 2014 годах. Эксперты подтверждают оптимизм правительства и задают среднюю цену на нефть за 2012 в размере примерно 115 долларов за баррель.
Рисунок № 3. Расход федерального бюджета (утвержденный и исполненный)
По динамке расходов можно сделать следующий вывод: до 2011 года они заметно превышали доходы, что можно объяснить тем, что цены на нефть были заметно ниже докризисного уровня, а расходы как правило, планируются на долгое время и невозможно, как правило, резко сократить расходы вслед за падением расходов. Профицит бюджета связан с тем, что Резервный фонд РФ за счет удорожания доллара смог справится с дефицитом.
Рисунок № 4. Дефицит/профицит Федерального бюджета (утвержденный и исполненный)
Как мы можем видеть по верхней диаграмме, несмотря на дефицит в 2011 году и удорожание стоимости нефти, в 2012, 2013, 2014 году ожидается дефицит. По сообщениям Минфина, причиной этому будут взятые на себя повышенные обязательства государства, такие как:
Рисунок № 5. Объем денежных средств Резервного фонда РФ
Как мы можем проследить, Резервный фонд копирует динамику показателя Юралс, за исключением 2011 года. Несмотря на рост стоимости нефти, объем средств упал. Можно предположить, что деньги пошли на обеспечение профицита бюджета в 2011 году. Однако в 2012 году рост объема средств увеличился, но, к сожалению, это говорит, скорее всего, не об изменении инвестиционной политики, а о росте за счет удорожания нефти.
3.2 Анализ эффективности применения финансовых ресурсов из резервов федерального бюджета для стабилизации рынка.
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния Российской Федерации составляют часть международных резервов России в виде валютных резервов Министерства финансов, номинированных в иностранной валюте и размещенных Правительством РФ на счетах в Банке России. В период кризиса 2008 г. доля резервов в общем объеме золотовалютных резервов страны составляла более 57%, после кризиса эта доля снизилась наполовину (до 23%) и стала составлять четвертую часть международных резервов страны.
Сложным испытанием для Резервного фонда стал кризис 2008г. С одной стороны, средства фонда были направлены на финансирование бюджетного дефицита, благодаря чему Россия уже в 2011 году вышла на бездефицитный бюджет. С другой стороны, многие жаловались на то, что в тяжелые для экономики кризисные годы внутренний сектор так и не увидел желанной господдержки.
Мировой финансово-экономический кризис 2008 г. и дефицит бюджетов разных уровней лишний раз доказал, что попытка решить проблему недостатка финансирования реального сектора экономики только за счет государственных резервов закончится либо слишком медленным строительством объектов промышленности, что будет тормозить экономический рост, либо раздуванием государственных расходов, которое чревато подрывом макроэкономической стабильности. Кризис потребовал поиска новых форм взаимодействия государственного и частного секторов экономики для эффективной реализации совместных инвестиционных проектов, при которых государство в условиях бюджетного дефицита могло бы снизить свои расходы в данный момент или перенести их в будущее.
Министерство финансов России планирует увеличить размер Резервного фонда до запланированного властями уровня в 1,7 трлн. руб. уже в 2012 г. Увеличение Резервного фонда будет осуществлено за счет направления туда около 80% дополнительных доходов бюджета (в 2011 г. сверхдоходы составили 900 млрд. руб.). При этом на покрытие расходов бюджета будут направлены все не нефтегазовые и часть нефтегазовых дополнительных доходов.
Таким образом, к 2014 году планируется прекратить финансирование дефицита бюджета за счет средств Резервного фонда. Создание Фонда национального благосостояния предполагало полное или частичное сбережение средств в периоды интенсивной эксплуатации недр и высоких цен на сырье и использование сбережений в периоды сокращения добычи или падения цен. Это позволило бы поддерживать стабильный уровень государственных расходов и, тем самым, обеспечивает долгосрочную сбалансированную инвестиционную политику государства. Однако инвестиционных вложений за счет средств Фонда по причине мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. так и не произвели.
Как было отмечено, другим источником формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются доходы от управления их средствами. С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2014 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. Средства Фонда национального благосостояния могут направляться на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета.
Минфин РФ управляет средствами Резервного фонда путем размещения средств на валютных счетах в Банке России, следующим образом. Согласно утвержденному Минфином порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, ЦБ РФ уплачивает на остатки проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством РФ.
По мнению экспертов, решение задач по подъему национальной экономики с использованием только финансирования из бюджета и процентных доходов от инвестированных резервов невозможно, в том числе в силу ограниченности государственных ресурсов. Вместе с тем привлечение частных инвестиций осложняется высокими рисками и долгосрочностью соответствующих проектов, в этой связи повышение инвестиционной привлекательности на первоначальном этапе возможно за счет привлечения денежных средств российских физических и юридических лиц, а затем уже средств частных иностранных инвесторов.
Для этого, по мнению аналитиков, необходимо предварительно распределить и резервировать средства для обеспечения многолетнего финансирования государственных капитальных потоков. Стоит отметить, что, без сомнения, одна из этих задач была заложена в процедуру принятия трехлетнего бюджета страны и в идею формирования Фонда национального благосостояния. Однако неспособность российской экономики в условиях кризиса самостоятельно за счет внутренних ресурсов мобилизовать налоговые доходы в бюджет для решения ее текущих задач не позволила быстро перейти к логике планирования федерального бюджета по расходным обязательствам и эффективно распоряжаться средствами Фонда национального благосостояния.
1) расширить спрос внутри экономики путем наращивания капитальных расходов бюджета за счет сдерживания оттока капитала из страны.
Наращивание капитальных расходов бюджета может увеличить дефицит бюджета. Однако расширение экономической деятельности приведет к синергетическому росту создаваемой добавленной стоимости в экономике и как результат к восполнению дефицита бюджета за счет налоговых поступлений в будущих периодах. Текущий дефицит бюджета можно восполнять за счет ограничения оттока капитала из страны через оффшорные компании (до 10 млрд. долл. в месяц) путем государственных мер по запрету трансфертного ценообразования и стимулированию привлечения частного капитала в проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) для российских бенефициаров;
2) увеличить доходность
вложений в активы по
Данное решение может быть реализовано путем целевого распределения средств ФНБ на разработку совместных (с иностранными инвесторами) инвестиционных проектов. Для этого необходимо обеспечить привлечение средств Внешэкономбанка в рамках Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и средств иностранных инвесторов на разработку ПСД (до 10% стоимости всего проекта) крупных инвестиционных проектов, путем формирования пропорционального участия в уставном капитале новой образованной под проект компании. Для обеспечения возвратности средств в ФНБ после разработки ПСД необходимо фондировать проект на иностранных рынках для привлечения иностранных инвестиций. По каждому инвестиционному проекту установить целевые показатели по привлеченным в каждую отрасль иностранным инвесторам и показатели инновационной составляющей в этих проектах.
Таким образом, российская практика инвестирования денежных средств резервных фондов страны должна строиться на эффективных инвестиционных стратегиях и методах регулирования инвестиционной политики. Данная политика должна включать инвестиции в крупные проекты на паритетных началах с иностранными инвесторами. Эффективная инвестиционная деятельность позволит создать встроенный финансово-инвестиционный механизм влияния на процесс модернизации российской экономики и ее инновационное развитие.
Заключение
В этой работе были изучены
теоретические аспекты
Проведя исследования, мы пришли к следующим заключениям. Все кризисы несут в себе человеческий фактор. Недобросовестное поведение финансовых институтов, недальновидность населения и недостаточная защита со стороны государства – вот главные спутники финансовых и экономических кризисов.
Сейчас идет множество
дебатов экономистов
Мы думает, что государство должно следить за рынком, принимать регулирующие правила, но не вмешиваться так активно как наше государство. В пример можно привести ситуацию с пенсионной реформой, когда была принята интересная и в перспективе выгодная накопительная система, однако, государство связало руки управляющим компаниям, которым, по сути, запретили показывать какие-либо убытки. Сейчас мы наблюдаем провал этой стратегии, а государство ищет новые способы решения этой проблемы.