Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:15, доклад
Термин «финансы» произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII- XV вв. Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений. Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в условиях регулярных товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах. Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Возникновение финансов как исторической категории обусловлено такими факторами, как:
Введение
Термин «финансы» произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII- XV вв. Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений. Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в условиях регулярных товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах. Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Возникновение финансов как исторической категории обусловлено такими факторами, как:
1) общественное
разделение труда и деление
общества на социальные группы;
2) развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД;
3) появление
самостоятельных, независимых
4) создание централизованного государства.
В
условиях капитализма, когда товарно-денежные
отношения приобретают
Финансы: исторический аспект
Каковы
предпосылки возникновения
Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное- произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств- бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в.
Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы, государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Таким
образом, только на данном этапе развития
государственности и денежных отношений
стало возможным распределение
созданного продукта в стоимостном
выражении.
Этапы развития финансов в России XVII -XIX веков
Решение
сложнейших государственных и общественных
задач требовало больших
В начале XVII века в России складывалась система финансового управления. Были созданы приказы, имевшие финансовые функции, Приказ большой казны, Стрелецкий, Ямской. Доходы с собственных земель царя поступали в Приказ большого дворца. При дворе патриарха был свой финансовый приказ. Финансовая система России оставалась сложной и запутанной, поэтому налогово-финансовая сфера была одной из первых, подвергшейся упорядочению при царе Алексее Михайловиче. В 1655 году был создан Счетный приказ, регулировавший расходы и доходы государства.
Доходы казны складывались из разнообразных поступлений. Сумма всех прямых налогов - податей на общество и физических лиц - называлась тягло, а люди, земли, дворы - тяглыми. Доходы увеличивались путем включения в состав тяглого населения все новых категории жителей. Дополнительные доходы давали государству займы; у монастырей, церковных иерархов и купцов. Быстрое освоение Сибири имело в основном экономическую подоплеку. Только продажа за границу добытой в Сибири и собранной в виде ясака пушнины приносило до 1/3 всех доходов казны, кроме того, в значительных количествах вывозился "рыбий зуб" (клыки моржей, заменявшие слоновую кость). Сбор ясака с нерусских народов Поволжья и Сибири осуществляли Казанский и Сибирский приказы.
Правительственные финансовые средства составлялись из доходов окладных и неокладных. Окладные доходы составлялись из прямых и косвенных налогов. Прямые налоги давали 44% всех государственных доходов. В начале XVII века был образован Приказ большой казны, в ведении которого находились сбор прямых налогов с городского населения, занятого торговлей и ремеслами, и монетное дело (Денежный двор). Взимание прямых налогов в городах и черных волостях проводилось выборными властями волостей, посадов или специальными выборными сборщиками и целовальниками, а в боярских, помещичьих и других частных владениях - приказчиками. Все сборы поступали в земскую избу или к воеводе (съезжая изба), откуда передавались в соответствующий приказ.
Главным предметом тяглого обложения были земли на основании сошного письма, то есть расписания тяглых земель и дворов на сохи. Соха "черных" ("добрых'") земель равнялась 500 четям в одном поле, монастырских - 600, а служилых по отечеству - 800 четям. Соха земель менее плодородных была больше. Чем больше четей входило в соху (соха служилых людей по отечеству в одном поле в 1,6 раза больше сохи черносошных крестьян), тем меньше становился налог и тем большая доля от эксплуатации крестьянина оставалась у помещика. Эта привилегия отражала дворянский характер налоговой политики. В царствование Федора Алексеевича была проведена принципиально важная налогово-финансовая реформа: переход от поземельной системы налогообложения к подворной, при которой податной единицей становился крестьянский двор. Для этого в 1678 - 1679 годах была проведена общая подворная перепись и составлены переписные книги, в которые внесено 800 тысяч тяглых дворов. Чтобы уменьшить подати, крестьяне шли на укрупнение дворов, совместное проживание в одном дворе нескольких семей.
Финансовая политика Российской империи в XVIII веке складывалась по мере проведения административных реформ государственного аппарата и усиления бюрократии, укрепления централизованного унитарного государства и наступательной внешней политики. Вслед за потребностями государства шло создание органов по управлению финансами, формирование бюджета, усовершенствование налоговой и создание кредитной системы.
В
конце Северной войны Петр I приступил
к реформе государственного аппарата.
За образец была взята швейцарская
система центральных
В
последующие годы наблюдались значительные
отступления от петровских идей и
начинаний, что искажало и деформировало
государственный аппарат и
У истоков финансовой реформы, проведенной в 1862-1866 годах, стоял государственный контролер, один из честнейших и способных сотрудников государственного аппарата эпохи- Великих реформ В.А. Татаринов. Еще в 1856 году он был командирован за границу для ознакомления с формами и способами организации финансового хозяйства других государств. Серьезно изучив действие финансовых систем многих стран, Татаринов разработал проект реформирования финансового управления в России. Свою основную задачу реформатор видел в том, чтобы прекратить злоупотребления казенными средствами и положить конец хозяйственному и финансовому произволу, которые царили в различных министерствах и ведомствах. Для этого необходимо было провести централизацию государственного хозяйства и сосредоточить распоряжение казенными средствами исключительно в Министерстве финансов. Отныне ответственным распорядителем всех государственных средств являлось не каждое министерство в отдельности, а только министр финансов. Его деятельность находилась под бдительным учетом Государственного контроля, а все сметные предложения в виде государственной росписи утверждались Государственным советом. Сама роспись, начиная с 1862 года, публиковалась в печати. Следующим шагом стало создание единства кассы. Теперь все казенные средства проводились через кассу Министерства финансов, откуда шли ассигнования на нужды ведомств в строгом соответствии с государственной росписью. Точность в использовании средств проверялась Государственным контролем.
Система государственного контроля также подверглась преобразованиям. Контролировалась не только государственная роспись доходов и расходов, но вся счетоводческая система как в центре, так и на местах. Для местного учета создавались специальные контрольные палаты, полностью независимые от администрации - губернаторов и начальников отдельных ведомств, что обеспечивало независимый контроль и документальный отчет.
Наряду с улучшением аппарата финансового управления, была предпринята еще одна важная финансовая мера: в июне 1860 года был создан Государственный банк, заменивший неповоротливые дореформенные кредитные учреждения и призванный финансировать торгово-промышленные предприятия.
Начало 1860-х годов в России было отмечено усилением падения кредитного рубля. В этих условиях министром финансов был назначен Михаил Христофорович Рейтерн (1820 - 1890). Свою первостепенную задачу М.Х. Рейтерн видел в том, чтобы остановить падение курса бумажного рубля. Министр попытался оздоровить денежное обращение путем обмена кредитных денег на звонкую монету, а в перспективе осуществить переход к постоянной металлической валюте. Для осуществления своего плана он сделал 5%-й внешний заем на 15 млн фунтов стерлингов или 100 млн руб., с целью подкрепления обменного фонда и открытия затем свободного размена. Заем был предоставлен Англией и Францией при посредничестве влиятельных представителей западных финансовых кругов - лондонских и парижских банкиров братьев Ротшильд. Промах М.Х. Рейтерна состоял в том, что заранее было объявлено об открытии свободного обмена кредитного рубля по постепенно возвышающемуся курсу с целью доведения его до нарицательного достоинства. Повышение курса бумажного рубля было неизбежно. Вокруг этой финансовой операции развернулась бешеная спекуляция, что привело к еще большему падению курса бумажного рубля. Первая попытка оздоровления денежного обращения потерпела полную неудачу и чуть не стоила реформатору занимаемого поста. Неудачу списали на начавшееся в 1863 году Польское восстание.
Восьмидесятые годы XIX столетия оставили глубокий след в истории хозяйства и финансов России. И не только потому, что в этот период удалось сделать ряд значительных шагов по стабилизации бюджета и денежного обращения, приведению финансового хозяйства в соответствие с реалиями экономики и социальных отношений в пореформенной России.
Возникла
необходимость осознанного