История возникновения финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:15, доклад

Краткое описание

Термин «финансы» произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появился в торговых городах Италии в XIII- XV вв. Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений. Сегодняшнее значение термина «финансы» появилось в условиях регулярных товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах. Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Возникновение финансов как исторической категории обусловлено такими факторами, как:

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 37.29 Кб (Скачать файл)

     Регулярность  поступлений в бюджет обеспечивали и такие прямые налоги, как подоходный налог с населения и сельскохозяйственный налог. Первый уплачивали трудящиеся предприятий, организаций всех форм собственности, второй - крестьянство.

     Вторую  группу налогов составляли косвенные  налоги в виде акцизов на товары народного потреблении.

     Широко  использовалась система доходов  от государственного имущества. Сюда относились арендная плата за земельные угодья, лесной доход, плата за добычу угли и т.д.

     Вся налоговая система была направлена на подавление частника в промышленности и торговле и кулачества в сельском хозяйстве. Эту задачу превосходно  решали дифференцированные Слоговые ставки. Для укрепления позиций социалистического - сектора применялись пониженные ставки с доходов государственных  и кооперативных предприятий  и организаций, система льгот. Для  частного сектора ставки платежей устанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное  положение было и при исчислении подоходного налога с физических лиц. По Положению о подоходном налоге 1924 г. высшая прогрессивная ставка составляла 37,5% и распространялась на всех плательщиков. Но уже в 1926 г. ставки дифференцировали по группам плательщиков.

     Максимальная  ставка для капиталистических элементов  была повышена до 67,5%, а с 1927 г. - до 81%. Кроме того, в 1931 г. введен специальный сбор на нужды культурного и жилищного строительства. С рабочих, служащих и кооперативных кустарей он взимался в виде небольшой надбавки к окладу подоходного налога; для частников эта надбавка достигла 200%, т.е. фактически изымался не только доход частника, но и значительная часть его капитала.

     Вторым  по значению общегосударственным  фондом денежных средств  был фонд государственного имущественного и  личного страхования. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию подлежало имущество предприятий и организаций всех форм собственности, так как даже для государственных предприятий в бюджете не были предусмотрены средства на возмещение ущерба, и обеспечение непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало имущество, здоровье и жизнь граждан.

     Третьим общегосударственным  фондом был фонд государственного социального страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную рабочую силу.

     Вышеуказанная система финансовых отношений обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим, здесь производилось 94,4% валовой продукции. Главными производителями  сельхозпродукции становятся колхозы  и совхозы. Оптовая и розничная  торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.

     Основным  производственным звеном стали предприятия, действующие на началах хозяйственного расчета в условиях централизованного  планового управления народным хозяйством. Все показатели деятельности предприятий  планировались и носили директивный  характер. На этом этапе у государства  уже другие задачи: реконструкция  всех отраслей народного хозяйства  на базе социалистической индустриализации. Но ограниченность финансовых ресурсов и отсутствие какой-либо помощи извне  обусловили продолжение политики жесткой  централизации средств, предназначенных  как для накопления, так и потребления. Новые условия и новые задачи требовали коренного изменения  системы финансовых отношений. Основной же группой финансовых отношений  выступают денежные отношения между  юридическими лицами и бюджетом, поэтому  изменения коснулись прежде всего их.

     Налоговая реформа 1930-1931 гг. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих признаков. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярную и устойчивую мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых предприятий.

 
 
 
 
 
 

Заключение

Информация о работе История возникновения финансов