Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:07, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть систему органов Государственного управления Российской Империи в XIX веке.
Задачами курсовой работы являются:
- тенденции государственного управления России в XVIII веке;
- система органов государственной власти и управления России в XIX веке;
- система органов судопроизводства;
- внутренняя и внешняя политика Империи в XIX веке.
Введение…………………………………………………………………………. 4
1 Тенденции государственного управления России в 18 века ………………. 6
1.1 Государственный строй России в 18 века ………………………….. 6
1.2 Высший и центральный государственный аппарат управления в России…………………………………………………………………………… 9
2 Система органов государственной власти и управления России в 19 века..15
2.1 Система законосовещательных органов …………………………. 15
2.2 Система высших и центральных органов государственного управления……………………………………………………………………... 20
2.3 Система органов судопроизводства………………………………. 23
3 Система органов местного управления в России в 19века ……………….. 28
3.1 Система управления автономными территориями………………. 28
3.2 Формирование и развитие органов местного управления ………. 30
4 Внутренняя и внешняя политика Империи в XIX века ………………….. 34
4.1 Земская и городская реформы XIX века…………………………... 34
4.2 Контреформы России в 19века ……………………………………. 40
4.3 Реформа системы просвещения и цензуры………………………... 43
4.4 Военная реформа…………………………………………………… 44
Заключение……………………………………………………………………... 48
Список использованной литературы…………………………………………. 49
В сфере суда предлагалось
воспринять новые французские
Однако реализована на практике была лишь часть проекта преобразований: в сентябре 1802 г. были учреждены первые министерства.
Таким образом, идея преобразования Сената в законодательный орган была отвергнута "негласным комитетом". Сенату отводилась роль высшего судебного и надзорного органа, непосредственно подчиненного императору. Сам император видел в Сенате тормоз его планирующимся преобразованиям и долго не соглашался передать Сенату контроль над министерствами. "Негласный комитет" прекратил свою деятельность весной 1802 г., подготовкой и проведением реформ стал заниматься Комитет министров. Несмотря на обвинения членов "негласного комитета" в радикализме и "якобинстве", результаты его трудов были скромными, ни вопрос об ограничении самодержавия, ни вопрос об отмене крепостного права решены в нем не были (Приложение В).
2.3 СИСТЕМА ОРГАНОВ
Структуру дореформенной
судебной системы составляли разнообразные
исторически сложившиеся
1)Учреждения судебных установлений;
2)Устав уголовного судопроизводства;
3) Устав гражданского
4)Устав о наказаниях, налагаемых мировыми
судьями.
Судебные уставы предусматривали
создание бессословных судебных учреждений
двух типов - общих судов и мировых
судов. Мировые суды учреждались
для рассмотрения мелких уголовных
и гражданских дел. Они избирались
уездными земскими собраниями из лиц,
имевших высшее или средне образование,
высокий имущественный ценз, который несколько
снижался только для отставных офицеров.
Приговор или решение мирового судьи можно
было обжаловать в уездный съезд мировых
судей (в апелляционном порядке), и, наконец,
в кассационном порядке в Сенат. Система
общих судов состояла из окружных судов
и судебных палат.
Первой инстанцией системы общих судов
был окружной суд. Их было учреждено 70.
Обычно судебный округ совпадал с территорией
губернии. Именно в окружном суде рассматривалась
основная масса судебных дел, как уголовных,
так и гражданских. Те уголовные дела,
по которым подсудимым грозили наказания,
связанные с лишением или ограничением
гражданских прав, рассматривались с участием
присяжных заседателей. Заседание окружного
суда с участием присяжных заседателей
происходили следующим образом - судебным
заседанием руководил председатель коллегии
коронных судей (судебных чиновников).
Он же по окончании судоговорения делал
заключение и ставил вопрос перед присяжными.
Присяжные, удалившись в совещательную
комнату, выносили вердикт - виновен или
невиновен подсудимый, если виновен, то
заслуживает ли снисхождения. Иными словами
вопрос о виновности присяжные решали
самостоятельно, независимо от коронных
судей. Затем коронные судьи уже без участия
присяжных определяли меру наказания
и выносили приговор. Приговоры суда, вынесенные
с участием присяжных заседателей, не
подлежали апелляции, а могли быть обжалованы
лишь в Сенат в кассационном порядке по
признаку формального нарушения процессуального
закона. Имущественный ценз, необходимый
для включения в состав присяжных, был
сравнительно высок. В присяжные допускались
крестьяне, занимавшие должности в крестьянском
самоуправлении - сельские старосты, волостные
старшины и так далее. Решающую роль в
подборе присяжных играли предводители
дворянства и председатели судов, то есть
представители сословия дворян. Второй
инстанцией по всем уголовным и гражданским
делам (за исключением уголовных дел, решаемых
с участием присяжных) выступали судебные
палаты. Их было всего 14, каждая из них
направляла деятельность 8-10 окружных
судов. Вместе с тем судебная палата рассматривала
в качестве первой инстанции дела по обвинению
в преступлениях государственных, должностных
и некоторых иных. Эти дела судебная палата
рассматривала с участием сословных представителей:
губернского и одного из уездных предводителей
дворянства, городского головы губернского
города и одного из волостных старшин
по жребию. Сословные представители заседали
в одной коллегии с коронными судьями
(чиновниками), что фактически сводило
к нулю роль этих представителей. Высшей
судебной инстанцией стал Сенат, в котором
были созданы кассационные департаменты.
Кроме того, при Сенате 1872 г. было учреждено
особое присутствие Сената для рассмотрения
особо важных политических дел. Наконец,
дела высших должностных лиц и особо важные
дела могли рассматриваться в Верховном
уголовном суде, состав которого по каждому
конкретному делу назначался императором.
Реорганизовывалась
Одновременно учреждалась
В 1817 г. создается Министерство духовных дел и народного просвещения, которому передавались административные функции Синода, устанавливался контроль за его судебной деятельностью. Синод подчинялся Министерству духовных дел. В ведение обер-прокурора Синода передаются некоторые вопросы, ранее рассматриваемые самим органом. В 30-е гг. в непосредственное ведение обер-прокурора переходят канцелярия Синода и комиссия духовных училищ. В 1836 г. создаются особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, подчиненный обер-прокурору. Все исполнительные органы Синода оказались подчиненными одному лицу, а высший орган церковного управления оказался изолированным от местного аппарата, утратившим хозяйственные, финансовые и административные функции, перешедшие к светским органам и чиновникам. Государство стремилось организационно и административно подчинить себе церковь, сохранив ее в качестве идеологической системы и центра (Приложение Г).
3 СИСТЕМА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ В 19 ВЕКЕ
3.1СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ
Российская империя была многонациональным
государством, на территории которой
проживали разные народы. В XIX веке все
ещё происходил её территориальный рост.
В состав России были включены Финляндия
(1809 г.), Бессарабия (1812 г.), Польша (1815 г.),
Кавказ (первая половина XIX в.) и Средняя
Азия (60 - 80-е гг. XIX в.). Царство Польское
с 1815 по 1830 год имело свою конституцию.
Российский император был одновременно
польским царём и осуществлял верховное
управление через наместника. Законодательная
власть принадлежала Сейму. В административном
отношении Царство Польское подразделялось
на воеводства и поветы. После восстания
1830 - 1831 гг. польская конституция и Сейм
были упразднены, а воеводства и поветы
переименовались соответственно в губернии
и уезды. На территории Польши была размещена
действующая армия. В 1874 году была упразднена
должность наместника. Финляндия имела
статус великого княжества (её великим
князем был российский император). В ней
также существовал свой законодательный
орган - Сейм, избиравшийся сословиями.
С конца 80-х гг. XIX века усилилось наступление
правительства на финляндскую автономию.
В 1822 году была проведена реформа управления
Сибирью. Она включала изменение административно-
К началу ХХ века на территории Сибири существовало 4 губернии (Тобольская, Томская, Енисейская и Иркутская) и 4 области (Забайкальская, Амурская, Якутская и Приморская). С 1801 по 1876 года три прибалтийские губернии - Курляндская, Лифляндская и Эстляндская - объединялись в единое Прибалтийское генерал-губернаторство. После его ликвидации в прибалтийских губерниях началось формирование общероссийских городских и судебных учреждений, которые в течение длительного времени существовали вместе с сословными органами управления и суда немецких баронов и бюргеров. Из присоединённой к России в 1812 году Бессарабии была образована Бессарабская область, переименованная в 1873 году в Бессарабскую губернию. Наибольшей сложностью отличалось управление Кавказом. Присоединение Кавказа к России растянулось более чем на полвека. В 1801 г. в состав России вошла Восточная Грузия. В 1804 году Россия установила протекторат над Западной Грузией, в 1810 году вошедшей в состав в качестве Имеретинской области. В результате русско-персидских войн 1804 -1813 гг. и 1826 - 1828 гг. и русско-турецкой войны 1828 - 1829 гг. вся территория Закавказья вошла в состав России.
В 40-х гг. XIX века Кавказским комитетом и Шестым отделением Собственной Его Императорского Величия канцелярии была подготовлена административная реформа для Кавказа. В соответствии с ней в 1844 году учреждается Кавказское наместничество. В ходе присоединения к России Средней Азии из большей части её земель было образовано Туркестанское генерал-губернаторство (1867 года), преобразованное в 1886 году в Туркестанский край. Здесь сложилась так называемая военно-административная система управления.
С конца XVIII века и по 60-е гг. XIX века в состав Российской империи входили Аляска и Алеутские острова. Управление ими осуществлялось Российско-Американской компанией, образованной в 1799 году. Общий взгляд на систему управления окраинами не подтверждает широко распространённого в недавнем прошлом мнения, что дореволюционная Россия являлась тюрьмой народов. Региональное управление отличалось достаточной гибкостью, хотя и было в конечном счёте подчинено великодержавным целям российского самодержавия [12].
3.2 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Основные начала екатерининской реформы: децентрализация, избрание должности, самостоятельность суда были искажены при Павле I. Александр I по восшествии на престол вернулся к началам децентрализации и самоуправлению и к екатерининским учреждениям. В течение первой половине XIX века учреждения эти подверглись массе частичных переделок, в общем значительно изменивших их характер. Надзор генерал-губернатора, в силу широты предоставленных ему полномочий и их неопределенности, принял в высшей степени личный и самовластный характер; после нескольких попыток реформировать эту должность, она была исключена в 1837 году из числа общих губернских должностей и оставлена как исключение, в виду тех или иных политических условий, лишь на окраинах. Общий надзор за губернскими установлениями перешел к министрам. Полномочия губернаторов и губернских установлений были несколько изменены обширным наказом губернаторам 1837 года и учреждением губернских правлений 1845 года. Дворянские выборы происходили под подавляющим вниманием губернаторов, и выборные должностные лица по своему положению ничем не отличались от назначенных.
К концу царствования Николая
I упадок городского управления дошел
до невероятных пределов. Министерства
и местная администрация почти
повсеместно фактически упразднили
думы, общие и шестиглавые, приняв
на себя их дела и передав их самовольно
созданным учреждениям и доведя
городское хозяйство и
В царствование Александра III были пересмотрены и Земское положение (12 июня 1890 года) и Городовое положение (11 июня 1892 года). Новое Городовое положение значительно сужало круг лиц, обладающих избирательным правом: число избирателей в результате уменьшилось в 3-4 раза. Число гласных в Думе было сокращено в два раза. Управа была поставлена в более зависимое положение от Думы, права городского головы были расширены, однако члены управы стали существенным образом зависеть от центральной администрации: так губернатор получил право отстранять их от должности. Применительно к Петербургу новое Положение привело к резкому сокращению числа избирателей (в 3,5 раза) на выборах. В 1893 году в Думу были избраны 53 человека, то же повторилось на выборах 1897 года. Ситуация для Петербурга изменилась в 1903 году, когда для столицы было принято «Положение об общественном управлении города Петербурга». Круг избирателей был расширен, хотя из-за имущественного ценза в выборах принимала участие малая часть населения (в 1912 году общий список избирателей составлял 17969 человек - менее 1% жителей), в состав Городской Думы входили 162 гласных, избираемых на 6 лет. Каждые 3 года состав обновлялся наполовину. Городская Управа состояла из 12 членов, включая Городского Голову. Роли Главы в Думе и в Управе были разделены. У Управы имелся свой аппарат, состоявший из канцелярии, регистратуры, казначейства, архива и 9 отделений (Приложение Г).
Городские органы получили большую независимость: сократился перечень дел, подлежащих утверждению министром внутренних дел. В земстве увеличено значение сословного начала: роль дворянства усилена, крестьяне лишены права избирать гласных (они назначались губернатором из избранных крестьянами кандидатов).
Самым существенным нововведением были подчинение действий органов самоуправления контролю бюрократии не только с точки зрения законности этих действий, но и с точки зрения их целесообразности. Коренным образом изменена постановка крестьянского дела: крестьянское самоуправление, по закону 12 июля 1889 года, поставлено под контроль земских участковых начальников и в значительной степени подчинено им. Крестьяне, а также лица других низших сословий, живущие в сельских местностях, поставлены в личную зависимость от земского начальника, имеющего право безапелляционно подвергать их взысканиям без всякого судебного производства. Существенно увеличено, таким образом, различие между привилегированными и непривилегированными сословиями, вообще не только настойчиво проводимое администрацией, но нередко принимаемое за исходную точку и при законодательных работах. Земским начальникам, назначаемым по общему правилу, из местных дворян, дана обширная власть над окрестным населением. Право крестьян на распоряжение надельной землей подверглось ограничениям не только в силу административных и сенатских толкований положения 19 февраля 1861 года, но и в силу новых законодательных актов (закон о переделах 8 июня 1893 года, закон о не отчуждаемости крестьянских наделов 14 декабря 1893 года) [11].