История государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть систему органов Государственного управления Российской Империи в XIX веке.
Задачами курсовой работы являются:
- тенденции государственного управления России в XVIII веке;
- система органов государственной власти и управления России в XIX веке;
- система органов судопроизводства;
- внутренняя и внешняя политика Империи в XIX веке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 4
1 Тенденции государственного управления России в 18 века ………………. 6
1.1 Государственный строй России в 18 века ………………………….. 6
1.2 Высший и центральный государственный аппарат управления в России…………………………………………………………………………… 9
2 Система органов государственной власти и управления России в 19 века..15
2.1 Система законосовещательных органов …………………………. 15
2.2 Система высших и центральных органов государственного управления……………………………………………………………………... 20
2.3 Система органов судопроизводства………………………………. 23
3 Система органов местного управления в России в 19века ……………….. 28
3.1 Система управления автономными территориями………………. 28
3.2 Формирование и развитие органов местного управления ………. 30
4 Внутренняя и внешняя политика Империи в XIX века ………………….. 34
4.1 Земская и городская реформы XIX века…………………………... 34
4.2 Контреформы России в 19века ……………………………………. 40
4.3 Реформа системы просвещения и цензуры………………………... 43
4.4 Военная реформа…………………………………………………… 44
Заключение……………………………………………………………………... 48
Список использованной литературы…………………………………………. 49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ИГУ (2).docx

— 92.86 Кб (Скачать файл)

По уставу 1884 г. ликвидирована была университетская автономия. Должности  ректоров, деканов, профессоров вновь  стали замещаться не по выбору, а  по назначению. Университеты были поставлены в полную зависимость от министра просвещения и попечителей учебных округов. В 1887 году были изменены правила приема: за добропорядочный, с точки зрения правительства, "образ мысли" абитуриентов, должна была поручаться средняя школа. Одновременно в пять раз повысилась оплата за обучение. В том же 1887 году последовал известный министерский циркуляр о "кухаркиных детях". Он закрывал доступ в гимназии детям кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников. Все эти меры были направлены на возрождение сословности в образовании. Решительный удар был нанесен по женскому высшему образованию. Прием на высшие женские курсы был прекращен. Он возобновился лишь в самом конце XIX века. Усилился контроль церкви за содержанием образования (в том числе и высшего).

В 1882 году были введены новые "Временные правила о печати", фактически восстанавливавшие предварительную цензуру для периодической печати. Усиливались административные меры против «строптивых» изданий: их душили штрафами и конфискациями тиражей. Для поощрения и "подкормки" проправительственных изданий в Главном управлении по делам печати был образован специальный фонд, прозванный "рептильным". Школой, церковью, цензурой активно проводился в жизнь официальный лозунг: "Православие, самодержавие, народность", выдвинутый еще в царствование Николая I тогдашним министром просвещения графом Уваровым [13].

 

        

4.3 РЕФОРМА СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЦЕНЗУРЫ

 

В общем ряду реформ 60-80-х годов  существенное место занимали школьные и университетские реформы, а  также реформа цензуры. Развитие капитализма требовало отмены сословных  ограничений для разночинной  интеллигенции, наиболее зажиточной части  крестьян и квалифицированных рабочих. Развивавшаяся промышленность нуждалась  в массовой квалифицированной рабочей  силе, что требовало решительного расширения начального образования. Все  это и обусловило реформы системы просвещения. В 1863 году был утвержден новый университетский устав, который ввел автономию университетов. Ректоры стали избираться Советами университетов, а деканы - Советами факультетов. Советы избирали на должности (по конкурсу) профессоров и преподавателей. Однако министру народного просвещения принадлежало право утверждения в должности избранных Советами лиц, а попечитель учебного округа осуществлял контроль за деятельностью университетов и имел право отменять решения их Советов.

В 1869 году были открыты высшие женские курсы университетского типа в Петербурге (высшие Бестужевские курсы), а затем в Москве, Киеве и Казани. Начали работать врачебные женские курсы. В 1864 году был утвержден новый устав гимназий и прогимназий (дававших неполное среднее образование), вводивший в средней школе всесословный принцип обучения, открыты были и женские гимназии. В том же 1864 году утверждено "Положение о начальных народных училищах". Народные училища открывались как Министерством прощения, так и земствами и частными лицами. Однако под контролем государственных чиновников, для чего в каждой губернии утверждались должности директора и инспекторов народных училищ. Программы обучения утверждались министерством и контролировались уездными и губернскими училищными советами. Либерализация идеологического контроля в системе образования была дополнена некоторой либерализацией цензуры. Новые сменные правила о цензуре, принятые 6 апреля 1865 года, отняли предварительную цензуру на книги объемом более 10 печатных листов, хотя для массовой литературы (книг, брошюр менее 10 листов) предварительная цензура сохранялась. Периодическая печать (газеты, журналы) с разрешения министра внутренних дел освобождалась от предварительной цензуры, но за опубликование чего-либо преступного с точки зрения правительства авторы и издатели могли быть привлечены к судебной ответственности, а при обнаружении “вредного направления” подлежали административной ответственности (предостережению, штрафу). Половинчатый характер цензурной реформы усугублялся тем, что цензура с 1863 году была передана из Министерства народного просвещения в Министерство внутренних дел, в составе которого было создано Главное управление по делам печати.

 

 

4.4 ВОЕННАЯ РЕФОРМА

 

Крымская война показала коренные пороки феодальной организации  вооруженных сил, оказавшихся неспособными в военном столкновении с буржуазными  государствами обеспечить оборону  страны. Так, хотя Россия по численности  населения превосходила Францию  и Англию, вместе взятые, у России не оказалось обученных резервов, и в ходе войны русскую армию нечем было пополнять. Это объяснялось тем, что русская армия комплектовалась на основе рекрутского набора из податных сословий (крестьян и мещан). Солдаты служили по 25 лет, то есть практически пожизненно. Поэтому армия, как в мирное, так и в военное время имела фактически одну и ту же численность. Военно-обученного резерва для развертывания армии во время войны и восполнения боевых потерь практически не было. Офицерский корпус комплектовался из дворян, то есть назначения на командные должности производились не за заслуги и знания, а по принципу сословной принадлежности по протекции. Отсюда крайне слабая общая и боевая подготовка командного состава, особенно высшего. Запутанная, хаотическая система военного управления, устаревшее вооружение (как следствие отсталости промышленности), крайне слабая маневренность войск, вынужденных передвигаться к месту боевых действий пешим порядком, подчас тысячи километров из-за неразвитости сети железных дорог - все это дополняло общую неприглядную картину состояния армии. Необходимость военной реформы была ясна даже самодержавному правительству. Ее подготовка началась с 1862 году, когда военным министром был назначен генерал (в будущем фельдмаршал) Д. А. Милютин, либерально настроенный профессор Военной академии. Новый Устав о воинской повинности был введен в действие с 1 января 1874 года.

       Существо военной реформы заключалось прежде всего, в изменении системы комплектования армии и флота. Вместо набора рекрутов из числа податных сословий была введена всеобщая бессословная воинская повинность. Сроки действительной службы были установлены следующие: в армии 6 лет и 9 лет в запасе; во флоте - 7 лет и 3 года в запасе. Таким образом, новая система комплектования давала возможность создать резерв военнообученных вооруженных сил во время войны. Однако этот резерв был сравнительно небольшим из-за слишком длительных сроков действительной службы (6 и 7 лет). Армия не в состоянии была принять всех, подлежавших ежегодному призыву. Поэтому призывники тянули жребий. Тот, кому досталось по жребию, зачислялся на действительную службу, а остальные - в ополчение II разряда, которое практически на службу не созывалось. Слишком длительные сроки действительной службы в армии сокращали число военнообученного резерва, отрицательно сказывались на обороноспособности страны. Но армия предназначалась царским правительством не только для обороны страны, но рассматривалась и как мощное орудие внутренней политики, вооруженная опора государственной власти. Важной задачей реформы явилось укрепление и обновление офицерских кадров, создание резерва офицеров на случай войны. Была создана широкая сеть военных училищ. В мирное время в офицеры, как правило, производились лица, окончившие военные училища и сдавшие соответствующие государственные экзамены. Для подготовки офицерского резерва на случай войны был учрежден институт "вольноопределяющихся".       Лица с высшим образованием призывались на действительную службу на 6 месяцев, а со средним - на 1,5 года, затем держали экзамен на офицерский чин и увольнялись в запас младшими офицерами. Реформа открыла дорогу в офицерский корпус разночинной интеллигенции, но только на должности младших офицеров. Генералы и старшие офицеры по-прежнему были в основном родовитыми дворянами.

Реорганизован был аппарат  военного управления, все отрасли  которого стали подчиняться военному министру (а по флоту морскому министру). Тогда как ранее во главе ряда отраслей военного управления (командующий  гвардией, артиллерией, и т. д.) стояли великие князья, которые как члены  императорской фамилии имели  право непосредственного доклада  царю, подчинялись министру и действовали  бесконтрольно. Территория страны была разделена на 15 военных округов, во главе которых были поставлены командующие войсками военных округов. Таким образом, была создана стройная, единообразная система военного управления. Проведена была военно-судебная реформа и отменены в армии  телесные наказания. Важной составной частью военной реформы явилось перевооружение армии современным по тем временам оружием и строительство парового броненосного флота. Введены были новые военные уставы и перестроено обучение войск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В первой половине XIX века абсолютная монархия в России стремилась приспособить государственный аппарат к изменениям в экономическом строе. Специфическими чертами монархии была ее политическая гибкость, укрепление внешней "законности" императорской власти и деятельности учреждений, проекты реформ, исходящие от представителей  высшей бюрократии, усиление карательного аппарата и идеологического воздействия государства.  На рубеже XVIII и XIX веках произошла смена коллегиальной формы управления министерской, вызвавшей усиление бюрократизации всего аппарата. Созданные реформой 1802-1811 гг. министерства и главные управления обособились в самостоятельные управления с более четкой по сравнению с коллегиями компетенцией, порядком взаимоотношений с высшими и местными учреждениями и делопроизводством.  Продолжали существовать основные административные, полицейские, финансовые и судебные  учреждения и сословные органы, созданные реформами 1775-1785 гг.  На большей части окраин правительство создало "особенное" управление, характерными особенностями  которого были большая самостоятельность местной администрации наместничества или генерал-губернаторства, слияние военного и гражданского управления, а на некоторых окраинах - привлечение местной феодальной и  родоплеменной верхушки в отдельных звеньях управления и суда.  Кризис феодально-крепостнического строя отразился и на государственном аппарате России: его основные звенья (управление армией, суд, полицейские, цензурные и финансовые органы) к середине XIX века оказались неспособными к выполнению своих задач. Антифеодальные выступления крестьян, борьба революционной демократии, политический кризис  государственности после Крымской войны поставили вопрос о реформах всего государственного аппарата России.

                    

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Полное собрание законов  Российской империи (ПСЗ). Т. 7. №  4830; Т. 8. № 5110, 5871; Т. 15. № 11418, 11538.

2. История государственного  управления и государственной  службы России / под ред. Ежова М. В. – Спб.: Ленинградская областная организация общества «Знание», 2006. – 239 с.

3. Заончковский, П.А. Государственный аппарат самодержавной России в XIX веке. М., 1978. – 576 с.

4. Исаев, И.А. История  государства и права России: учеб. пособие/ И.А. Исаев. - М.: Юрист, 1996. – 144с. 

5. История государственного  управления России: учебник / отв.  ред. Р.Г. Пихои – М.: Издательство РАГС, 2009. – 440 с;

6. История России. С начала XVIII до конца XIX в./ отв. Ред. А.  Н. Сахаров, М.: Изд. АСТ, 1996.

7. Сперанский, М.М. Проекты  и записки: учеб. пособие/ М.: 1961.

8. История отечества: учебник для вузов/под ред. А.Н.Полякова,-М.,2002.

9. История отечественного  государства и права. Ч. I: учебник  для вузов / под. Ред. О.И. Чистякова. – 3-е изд., - М.: Юрист, 2006. – 430 с.;

10. Федулова, Ю.К. История  государственного управления в  России / под ред. Марковой А.Н., Федулова Ю.К. – 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Юнити-Дана, 2007. — 319 с.;

11.Цыганов, В.Б. История государственного управления в России: учебное пособие/В.Б. Цыганов.-Екатеренбург,2000.

12. Черняк, В.З. История государственного и муниципального управления России: учебник для вузов. - М., 2001.

13. Венгеров, А.Б. Государство и право [Электронный ресурс]: Реформы и контрреформы 60-90 годов 19 века в России / Режим доступа: http://www.neuch.ru/referat/29209.html .

14. Барсенков, А. С. История России с древнейших времен до 1917 года [Электронный ресурс]: Схемы / Режим доступа: http://www.ispu.ru/files/u2/book2/history/index.html.

15.Устинов, В.М. История и исторические личности [Электронный ресурс]: Реформирования органов государственной власти в период кризиса крепостной системы первой половине XIX века / Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/history/00339257_0.html.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе История государственного управления