Источники формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 08:01, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей курсовой работы: рассмотреть особенности финансирования учреждений культуры в условиях действия рыночной модели хозяйствования.

Задачи моей курсовой работы:

1.охарактеризовать особенности бюджетного финансирования учреждений культуры;
2.рассмотреть внебюджетные источники финансирования культуры;
3.проанализировать данные о финансировании культуры из федерального бюджета в 2005г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4

I. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ И

ИСКУССТВА………………………………………………………………………5

1. Содержание расходов бюджета на культуру и искусство………………5

2. Порядок расчета расходов учреждений………………………………….9

3. Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства………………………………………………………………..…12

II. СИСТЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ………………17

III. ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2005г………………………………………………………………..….20

1. Формирование бюджета 2005г. по новой бюджетной классификации расходов…………………………………………………………………………..……..21

2. Бюджет раздела “Культура, кинематография и средства массовой информации”……………………………………………………………………………22

3. Снижение ставки единого социального налога……………….…………24

4. Финансирование основных мероприятий раздела и проектной деятельности……………………………………………………………………….……25

Заключение………………………………………………………………….…….28

Список использованной литературы……………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по «Финансы бюджетныхФинансирование культуры, искусства..doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

    Таким образом, государственная политика в сфере культуры в первую очередь  направлена на обеспечение необходимых условий для реализаций конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа населения к культурным ценностям.  
 
 
 
 

    2. Порядок расчета  расходов учреждений

    Провозглашенный Бюджетным кодексом РФ принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единой правовой базой, единственной бюджетной классификацией и единством форм бюджетной документации, непосредственным образом отразился на системе культуры. Согласно положениям ст.161. БК РФ значительная часть государственных организаций культуры получила статус бюджетных учреждений, поскольку их деятельность финансируется на основе сметы доходов и расходов. В культуре, как и в других областях социальной сферы, действует не нормативный, а постатейный принцип выделения бюджетных средств. По каждой статье применяется своя специфическая методика. Наибольшую трудность при оценке предстоящих расходов и определении необходимого объема бюджетного финансирования представляют музеи из-за чрезвычайно большого разнообразия условий их деятельности и непредсказуемости доходов. Несмотря на то, что состав расходов вполне конкретен, они не поддаются формализации и нормированию. При определении расходов на заработную плату штатную численность музейных специалистов нельзя привести к общему знаменателю. Например, число хранителей музейного фонда зависит от его структуры, состава предметов, их ценности, состояния; число смотрителей – от площади экспозиционных залов, степени доступность экспонатов, наличии охранной сигнализации. Подобная ситуация складывается и с планированием средств на приобретение музейных экспонатов и оформления экспозиций, с комплектованием библиотечных фондов в библиотеках, приобретением реквизитов и материалов для проведения мероприятий и т.п. Какая бы сумма средств не была исчислена учреждением, при утверждении сметы учитываются ее фактическое исполнение за ряд лет и объем бюджета.

    Важным  условием функционирования музеев и  получения права на бюджетное  финансирование является лицензирование их деятельности. В соответствии с законодательством уставы государственных музеев должны утверждаться правительством РФ. Определенное место в ряду документов, обеспечивающих сохранность ценностей, должен занимать Государственный каталог музейного фонда.

    Планированию  бюджетных расходов, как по музеям, так и по другим типам учреждений и организаций культуры, предшествуют определение возможности учреждения получать доходы для обеспечения  самофинансирования, выяснение культурно-исторического  значении объекта, определение круга социальных групп населения, пользующихся услугами данного учреждения культуры. Как правило, финансирование за счет бюджетных источников осуществляется в тех случаях, когда учреждения не могут гарантировать рост собственных доходов за счет предоставления платных услуг населению. Их основная деятельность имеет ярко выраженный характер общественных благ, в частности деятельность государственных библиотек. Долевое финансирование за счет бюджета может осуществляться для развития материально-технических и информационных технологий, обеспечивающих получение организациями культуры в будущем высоких собственных доходов.

    При расчете объемов бюджетного финансирования по театрам и концертным организациям также определяются объемы предполагаемого  поступления доходов, которые зависят от количества обслуживаемых зрителей и средней цены билета. Чтобы рассчитать количество зрителей, необходимо вместимость зрительного зала умножить на количество планируемых спектаклей и их среднюю посещаемость. Все спектакли распределяются на утренние, дневные и вечерние. Цена билетов зависит от времени проведения спектакля. Кроме доходов от спектаклей театры могут получать доходы от оказания услуг населению. Методика расчета расходов по основным статьям расходов не имеет каких либо особенностей. Фонд оплаты труда артистического и художественного персонала подразделяются на фонд оплаты труда штатных работников и приглашенных. Затраты на новые постановки, реализацию билетов, рекламу, другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства, как правило, выделяются в виде субсидий. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы от сборов по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии. Во втором – все расходы, независимо от источников их покрытия.

    В отличие от театров концертная деятельность включает в себя различные жанры  – эстрадные, филармонические и  т.д. Государственная финансовая поддержка оказывается филармоническому направлению, так как из-за своей специфики оно наиболее убыточно. Расчеты и обоснования по финансированию концертных организаций аналогичны театральным.

    В важнейшем государственном документе  – Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. обосновывалась необходимость внедрения контрактных методов финансирования учреждений культуры. Это значит, что в практику взаимоотношений между государственным учредителем и исполнителем услуг в сфере искусства входят договорные отношения с условием предоставления бюджетных средств по стабильному нормативу. В то же время дискуссионным остается вопрос о критериях выбора единицы нормирования. При большом разнообразии не похожих друг на друга учреждений и организаций культуры сложно определить как единицу нормирования, так и стоимость бюджетной услуги. Так, в театрах объем услуг может быть выражен в количестве обслуженных зрителей и в количестве спектаклей. Нельзя не заметить, что рыночная ценность услуг культуры не всегда свидетельствует о ее художественном уровне. В то же время зрительский спрос является лучшим индикатором результативности работы театра. Установление жесткой связи между государственным финансированием и числом зрителей может оказаться дестимулирующим фактором, что свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к проектируемым расходам.  
 
 

    3. Организация планирования  и финансирования  расходов на учреждения  культуры и искусства

    В настоящее время Министерство культуры и массовых коммуникаций  РФ финансирует федеральные учреждения и организации. Их перечень определяется правительством РФ. В него входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, а их деятельность является эталоном в сфере культуры и искусства.

    Бюджетные ассигнования выделяются на следующие  цели:

  • оплату труда    работников     (специалистов,     творческого, управленческого,  производственного  и вспомогательного персонала) как состоящих в штате,  так и привлекаемых по  договорам,  выплату гонораров    авторам   произведений,   используемых   организацией культуры;
  • содержание зданий  (включая  расходы  на  коммунальные услуги, освещение,  текущий  ремонт   и   прочие   аналогичные   расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;
  • содержание природных  комплексов  и  объектов,  относящихся  к данной организации культуры;
  • содержание животных в зоопарках и цирках;
  • комплектование библиотечных   фондов,   формирование  новых  и пополнение существующих музейных  коллекций,  обеспечение особого режима   их  хранения,  приобретение  материалов  для реставрации фондов, научно - методическую деятельность;
  • материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание  новых  постановок,  представлений,  подготовку концертных  программ  и других видов массовых зрелищ,  организацию фестивалей,  выставок,  проведение работ по созданию и  обновлению экспозиций)   и  поддержание  в  рабочем  состоянии  материального оформления   постановок   (программ,   номеров),    художественных экспозиций;
  • оснащение организации   культуры   современными   техническими средствами   и   оборудованием,   в   том   числе  обеспечивающими безопасность фондов хранения и здания организации культуры;
  • проведение капитального ремонта;
  • реставрацию памятников  истории,   культуры   и   архитектуры, переданных в пользование организации культуры;
  • другие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры.

        Запрещается нецелевое  использование бюджетных ассигнований, выделяемых  на  осуществление основной  деятельности  организации культуры,  в том числе размещение  бюджетных ассигнований   на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценных бумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием   для   уменьшения   размера   бюджетных   ассигнований организации культуры.

    Массовая  сеть государственных учреждений культуры финансируется за счет региональных и местных бюджетов. В зависимости от своего расположения библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы культуры, другие учреждения различаются по масштабам деятельности, числу работников, охвату населения. Значительное количество мелких учреждений культуры, расположенных в сельской местности, ориентировано в основном на бюджетное финансирование. Крупные муниципальные учреждения культуры имеют признаки юридического лица, среди которых наличие самостоятельной сметы доходов и расходов. Исходя из этого и финансирование объектов культуры может быть как сводным, так и индивидуальным.

    По-разному  строится и механизм общего объема бюджетных средств на финансирование культуры. Все ассигнования по бюджету  крупной территориальной единицы  делятся на две части. Первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая – для финансирования программ и мероприятий, а также обеспечения деятельности  негосударственных организаций и частных лиц, вносящих вклад в развитие отрасли. Вторая часть ассигнований представляет собой целевую статью расходов, при формировании которой применяется методология “от достигнутого уровня”, или же выделение средств осуществляется в определенной пропорции от расходов на содержание отрасли. За счет средств этой статьи могут финансироваться культурные программы и мероприятия как государственных, так и негосударственных учреждений культуры. В данном случае применяется программно-целевой метод обоснования и выделения средств. Этот метод можно отнести к числу новаторских. В качестве приоритетных направлений деятельности, подлежащих финансированию, рассматриваются, как правило, такие как:

  • сохранение и восстановление памятников истории, культуры и архитектуры;
  • сохранение народных традиций (поддержка фольклорного ансамбля, центров декоративно-прикладного искусства, самодеятельного творчества и др.);
  • развитие региональных культур малочисленных народов (создание центров национальных культур, проведение национальных фестивалей и т.п.);
  • развитие творчества детей и поддержки молодых дарований;
  • организация семейного отдыха и создание условий для здорового образа жизни.

    В условиях ограниченного финансирования при разработке той или иной программы  избирается некоторая крупная социально  значимая и общественно необходимая  цель, которая может быть достигнута разными исполнителями. Для повышения эффективности выделяемых средств в условиях конкурентности применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа. Возможны варианты финансирования программ из различных источников. В этом случае орган управления культуры принимает долевое участие в финансировании. При оценке результативности предлагаемого набора условий, сформулированных заказчиком, расчеты и обоснования подвергаются независимой экспертизе. С участием экспертов определяются и приоритеты финансирования, для чего при главном распорядителе средств создаются экспертные советы. В его состав включаются специалисты, имеющие профессиональный авторитет в области культуры. Этот совет с максимальной объективностью оценивает каждое учреждение культуры и дает рекомендации главному  распорядителю бюджетных средств и выделении средств на выполнение тех или иных мероприятий. Решение вопроса, как правило, основывается на системе критериев, среди которых целесообразность, экономическая эффективность, надежность реализации, социальная значимость, культурная преемственность, технологическая осуществимость, творческая подготовленность, методологическая обоснованность.

    При подготовке учреждениями и организациями  заявок на право получения государственного и муниципального заказа в области  культуры важно выделить вид деятельности, самостоятельно сформулировать и оценить  соответствие проводимого мероприятия  установленным приоритетам и критериям финансирования.

    В последние годы в экономическую  и организационно-творческую жизнь  органов управления и организации  культуры внедряется принцип применения так называемого социально-творческого  заказа. При этом способе финансирования для всех субъектов культурной деятельности создаются равные возможности на получение бюджетных средств. Процедура перечисления средств подобна процедуре финансирования программ. Однако отличительной особенностью при заключении договоров на реализацию социально-творческого заказа является то, что он разбивается на две части. Основная часть фиксируется и не может меняться ни органом управления культурой, ни исполнителем. Конъюнктурная же часть не фиксируется, так как представляет собой достаточно широкий набор мероприятий и культурных услуг. Договор предусматривает определенные допуски для замены одних мероприятий на другие, адекватные по форме или по содержанию. Разрешается вносить изменения по срокам выполнения заказа в случае изменения ресурсных условий.

Информация о работе Источники формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений