Казначейская система исполнения федерального бюджета, ее роль и пути укрепления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире бюджет – это не только и не столько экономическая основа для осуществления традиционных функций государства (поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка), сколько важнейший инструмент государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение: -стр. 3

Глава 1 (теоретическая): Основы

казначейского исполнения бюджета:
Исполнение федерального бюджета

и необходимость организации

Федерального казначейства:
Задачи и функции органов

федерального казначейства:
Права и обязанности органов

Федерального казначейства:
Организационная структура

Федерального казначейства РФ:

Глава 2 (практическая): Осуществление

Федеральным казначейством управления

исполнением федерального бюджета на практике:

2.1. Лицевые счета органов казначейства в банках:

2.2. Порядок исполнения федерального

бюджета по доходам:

2.3. Порядок исполнения федерального

бюджета по расходам:

2.4. Порядок открытия и обслуживания лицевых

счетов в органах федерального казначейства:

2.5. Заключительные обороты по счетам

Федерального казначейства:

Глава 3 (итоги и перспективы): Роль казначейской

системы исполнения федерального бюджета,

пути укрепления и итоги работы

Федерального казначейства в РФ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 86.44 Кб (Скачать файл)

В процессе исполнения федерального бюджета запрещается  осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Последующие статьи раздела VIII БК развивают основную концептуальную установку на казначейское исполнение бюджетов.

По статье 244 БК «Счета Федерального казначейства», Федеральное казначейство имеет  право открывать и закрывать  счета федерального бюджета, определять их режим. Кроме того, единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) должен находиться в Банке России.

В целях управления средствами федерального бюджета, государственным  долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право  открывать и закрывать иные счета федерального бюджета.

Счета Федерального казначейства в Банке России и  кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Открытие  и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без соответствующего решения Федерального казначейства не допускаются.

Согласно  статье 246, «Сводная бюджетная роспись  федерального бюджета», на исполнение Федеральному казначейству передается утвержденная министром финансов РФ сводная бюджетная роспись федерального бюджета. Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ и утверждается министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете.

Статья 247, «Санкционирование  расходов федерального бюджета», разъясняет процедуру санкционирования расходов федерального бюджета, порядок и  правила санкционирования устанавливаются Федеральным казначейством в соответствии с Бюджетным кодексом.

Процедуры санкционирования расходов федерального бюджета действуют  в целях исключения принятия к  финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального бюджета. Санкционирование расходов федерального бюджета включает:

-утверждение  и доведение бюджетных ассигнований  до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям;

-утверждение  и доведение до распорядителей  и получателей средств федерального  бюджета лимитов бюджетных обязательств;

-принятие  денежных обязательств получателями  средств федерального бюджета;

-подтверждение  денежных обязательств федерального  бюджета.

В соответствии со статьей 248, «Уведомление о бюджетных  ассигнованиях из федерального бюджета», на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из федерального бюджета, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета доводит по установленной форме объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через органы Федерального казначейства.

По статье 249 БК, «Уведомления о лимитах бюджетных  обязательств федерального бюджета», объем распорядительных прав получателей  средств федерального бюджета на принятие денежных обязательств федерального бюджета устанавливается в порядке  утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств.

Лимиты бюджетных  обязательств федерального бюджета  формируются на период, не превышающий  три месяца, на основании сводной  бюджетной росписи федерального бюджета, доведенных бюджетных ассигнований и прогноза поступления доходов  и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Лимиты бюджетных  обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета утверждаются Федеральным казначейством.

Свод лимитов  бюджетных обязательств по всем получателям  средств федерального бюджета в  едином реестре лимитов бюджетных  обязательств направляется Федеральным  казначейством для сведения в  Счетную палату РФ.

Статья 251, «Подтверждение платежных обязательств федерального бюджета», дает право Федеральному казначейству совершать расходование средств федерального бюджета только после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, а также требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Федеральное казначейство осуществляет процедуры  выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления документов совершает разрешительную надпись, при этом объем принятых денежных обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств.

Согласно  статье 252, «Финансирование расходов федерального бюджета», финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством и представляет собой последовательно совершаемые действия, включая:

-разрешение (распоряжение) на осуществление  платежа;

-осуществление  платежа;

Осуществление платежа из федерального бюджета  осуществляется органами Федерального казначейства в соответствии со статьей 253 БК. Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж на основании представленных получателем средств федерального бюджета платежных документов, оформленных надлежащим образом. Платеж осуществляется путем списания средства с единого счета федерального бюджета, при этом выполненная операция отражается казначейством на лицевом счете.

В процессе осуществления платежа соответствующая  сумма денежных средств списывается на основании распоряжения Федерального казначейства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц. А сумма платежа из федерального бюджета не может превышать сумму, указанную в подтвержденных денежных обязательствах.

Согласно  статье 254, «Лицевые счета бюджетных  средств», исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

Лицевой счет распорядителя либо получателя средств  федерального бюджета открывается в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства.

Средства  от предпринимательской деятельности и использования государственной  собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Территориальный орган Федерального казначейства обязан отразить указанные средства на лицевом счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления их на единый счет федерального бюджета.

Федеральное казначейство осуществляет управление доходами и расходами федерального бюджета, исходя из принципа единства кассы. Это означает, что все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет казначейства в Центральном Банке, с которого производятся все расходы государства. Центральный Банк выступает главным кассиром правительства.

При новом  порядке исполнения бюджета казначейство освобождает Центральный Банк РФ от функции ведения учета средств  федерального бюджета и контроля за целевым их использованием.

Вводить Бюджетный  кодекс в действие после его принятия предполагается последовательно, в течение трех лет. С 2001 года планируется повсеместное функционирование казначейской системы исполнения местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В процессе осуществления процедуры исполнения федерального бюджета органы казначейства обладают правом на осуществление контрольных  функций. Основные направления контрольной деятельности органов казначейства можно сформулировать следующим образом:

1) проверка  коммерческих банков и учреждений  Центрального банка РФ по срокам  списания, перечисления и зачисления  доходов и средств федерального  бюджета по счетам получателей;

2) текущий  и последующий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета распорядителями;

3) проверка  территориальных органов казначейства  вышестоящими органами по соблюдению  действующего законодательства  и нормативных актов при исполнении  федерального бюджета;

4) участие  в проверках по заданиям уполномоченных  органов законодательной и исполнительной  власти и органов прокуратуры  на местах;

Для выполнения указанных контрольных функций  органы казначейства наделяются большими правами. Согласно нормам Указа Президента РФ «О федеральном казначействе», органам федерального казначейства предоставляются следующие права:

-право проводить  в министерствах, ведомствах, на  предприятиях, в учреждениях и  организациях, в банках и иных  финансово-кредитных учреждениях,  основанных на любых формах  собственности, включая совместные  предприятия, проверки денежных  документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета, а также право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;

-право получать  от банков, иных финансово-кредитных  учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета, а также внебюджетные (федеральные) средства;

-право требовать  от руководителей и иных должностных  лиц проверяемых органов государственного  управления, предприятий, учреждений  и организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения федерального бюджета, контролировать их устранение;

-право приостанавливать  операции по счетам предприятий,  учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), использующих средства федерального бюджета, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием этих средств;

-право изымать  у предприятий, учреждений, организаций  документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и совершения операций с внебюджетными (федеральными) средствами. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное постановление должностного лица органа казначейства.   

Начальник ГУФК и руководители территориальных  органов федерального казначейства вправе предусматривать взыскание в бесспорном порядке с предприятий, учреждений, организаций средства, выделенные из федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки ЦБР.

Деятельность  органов казначейства также является подконтрольной и может быть проверена  со стороны других уполномоченных органов:

-по финансово-хозяйственной  деятельности – налоговой инспекцией, представителями внебюджетных фондов;

-по исполнению  федерального бюджета – счетной  палатой, контрольно-ревизионным  Управлением Министерства финансов  РФ, Прокуратурой РФ и др.

1.4. Организационная структура Федерального  казначейства РФ:

Органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав министерства финансов РФ. Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой:

1 уровень  – Главное управление Федерального  казначейства (ГУФК), возглавляется начальником в ранге заместителя Министра финансов. Осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства. Информирует высшие исполнительные и законодательные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.

2 уровень  – Управление федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу возглавляется начальником, назначаемым на должность и освобождаемым начальником ГУФК. Обеспечивает через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета, на территории Российской Федерации по состоянию на 1999 год было создано 88 управлений федерального казначейства (с учетом отсутствующего органа казначейства в республике Татарстан).

Информация о работе Казначейская система исполнения федерального бюджета, ее роль и пути укрепления в РФ