Коммерческие банки и их операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 12:17, контрольная работа

Краткое описание

Большое значение в процессах, связанных с формированием и развитием экономических структур любого современного общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках избранной властными органами экономической политики. В качестве одного из наиболее важных механизмов, которые позволяют государству осуществление процессов экономического и социального регулирования, выступает финансовый механизм финансовой системы общества, являющийся государственным бюджетом. Именно посредством финансовой системы государство может осуществлять процессы, которые связаны с формированием децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы разнообразных функций.

Содержание

Введение 3
1 Сущность, виды и механизмы бюджетного выравнивания. Виды финансовой помощи регионам 4
2. Коммерческие банки и их операции 9
Заключение 17
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

финансы -контрольная.docx

— 40.62 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

1 Сущность, виды  и механизмы бюджетного выравнивания.  Виды финансовой помощи регионам 4

2. Коммерческие  банки и их операции 9

Заключение 17

Список литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Большое значение в процессах, связанных с  формированием и  развитием экономических структур любого современного общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в рамках избранной властными органами экономической политики. В качестве одного из наиболее важных механизмов, которые позволяют государству осуществление процессов экономического и социального регулирования, выступает финансовый механизм финансовой системы общества, являющийся государственным бюджетом. Именно посредством финансовой системы государство может осуществлять процессы, которые связаны с формированием децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы разнообразных функций.

Вся совокупность экономических  и политических реформ, которые проводятся в России с начала девяностых годов прошлого столетия, оказывают воздействие на сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Федеральный бюджет, выступая  в качестве главного средства мобилизации и расходования ресурсов государства, позволяет политической власти осуществлять воздействие на экономику, проводить финансирование ее структурной перестройки, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать различные виды социальной поддержки наименее защищенных слоёв населения.

В настоящее время наиболее актуальными и значимыми   является совокупность проблем, связанных с  дальнейшим развитием экономической  деятельность России, так как от  правильности из решения зависит  будущее  нашего государства.  Проведение  реструктуризационных мероприятий, по реформированию банковской системы,  в  рамках содействия развитию данного  экономического сектора является вопросом очевидным и не требующим доказательств.

1 Сущность, виды и механизмы  бюджетного выравнивания.  Виды  финансовой помощи регионам

 

Бюджетное выравнивание – можно  определить как  одну из центральных проблем бюджетного федерализма. Следует различать понятия «бюджетное выравнивание горизонтальное (горизонтальная сбалансированность)» и «бюджетное выравнивание вертикальное (вертикальная сбалансированность)», которыми   на протяжении длительного времени используются в зарубежной практике бюджетного федерализма и которые нашли  свое применение в РФ с 1994 г.  ХХ века, после введения системы трансфертов из Федерального фонда по осуществлению разнообразных видов  финансовой поддержки субъектов Федерации.  Основной смысл и цели вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания  отличаются друг от друга. Бюджетное выравнивание осуществляется как в федеративных, так и в унитарных государствах. Как правило, оно может  выступать в качестве   объективного необходимого способа, связанного с  функционированием бюджетной  и экономической систем единого государства.  Основную стратегическую задачу бюджетного выравнивания  можно определить  в качестве процесса, связанного с объединением федеративное государство, его земель и народов,  а также всех его граждан. В России необходимость применение процессов  бюджетного выравнивания обусловлена также существенной дифференциацией субъектов Федерации, связанной с уровнем их социально-экономического развития, бюджетным потенциалом и, как следствие, уровнем бюджетной обеспеченности соответствующих территорий.

Если говорить более просто, то система бюджетного выравнивания  может быть определена   как  взаимодействие между федеральным  бюджетом и субъектами федерации, которое  способно  обеспечить любого гражданина,  который проживает в России, определенным уровнем государственных услуг, независимо   от территории региона  его проживания. [8, с. 105].

В России   и  горизонтальное и  вертикальное бюджетное выравнивание связано с определенными трудностями.  Основная задача горизонтального выравнивания  является очень сложной, поскольку  в процессе её решения   в результате которого происходит  обеспечение  каждого гражданина гарантированными государством услугами, имеют место   быть большие различия в экономическом  положении тех или иных регионов, уровне затрат и большими дифференциациями бюджетных возможностей региональных и местных органов власти.  Различные рыночные  процессы и  последствия мирового финансового  кризиса оказывают огромное  воздействие, которое связано обеспечением каждому  социальных стандартов,  гарантированных  государством, заставляя предприятия  отказываться от социальных затрат и  проводить сокращение численности  работников, которые  могут обращаться за защитой к государству. Данная совокупность факторов породила ряд  факторов, которые совместно с  естественными географическими  подлежат обязательному учеты в  процессах, направленных  на организацию  горизонтального выравнивания бюджетной  обеспеченности.  К данным факторам необходимо отнести  процессы, связанные  с дифференциацией населения  относительно уровня денежных доходов, и   разнообразие существенных региональных различий в прожиточном минимуме, и различный уровень цен. Все  эти обстоятельства могут  значительно  усложнять  процессы бюджетного выравнивания.

Стимулирующей функцией межбюджетных отношений является формирование механизмов, связанных с финансовыми взаимоотношениями  между публично-правовыми образованиями,  которые направлены на формирование условий необходимых для роста  их финансовой самостоятельности,  которая осуществляется за счет развития доходного потенциала.

Следует учитывать в процессах, направленных на  бюджетное выравнивание не только  размеры доходов бюджета, но и  объемы денежных средств,  которые  поступили на данную территорию из других источников.  Все это  может   помогать проведению  более точных оценок социально-экономического положения, а также влияний  совокупности  разнообразных  факторов на процессы, связанные с  уровнем и качеством жизни населения данной территории.  Учет  данных параметров в методиках финансового выравнивания  может оказывать  влияние на повышение эффективности  процессов, направленных на межбюджетное  регулирование.

Финансовая помощь центра регионам  может  быть оказана  в следующих  формах:  фондом финансовой поддержки  регионов; фонд компенсаций (льготы по ЖКХ); фондом софинансирования социальных расходов; фондом реформирования региональных и муниципальных финансов.

Адресная федеральная помощь   регионам может оказываться в  виде:

- федеральной целевой программы; 

- индивидуальных финансово-бюджетных  отношений с центром; 

- индивидуальной целевой статьи;

- финансовой компенсации регионам,  которые находятся на   особом  положении; 

- субвенций и дотаций, которые  направляются на содержание автомобильных  дорог.

В качестве одного из важнейших информационных оснований, которое необходимо для  принятия решений по  распределениям из  региональных фондов поддержки  муниципальных образований и  проведения стимулирующей политики бюджетного выравнивания,  выступает  совокупность параметров, связанных с территориальной, текущей и общей бюджетной обеспеченности.

Территориальную бюджетную обеспеченность можно рассчитать из расходов местного бюджета; текущую бюджетную обеспеченность следует рассчитывать учитывая (в дополнение к расходам местных бюджетов) текущие и целевые расходы из региональных бюджетов, расходы из целевых программ для субъектов Федерации; общую бюджетную обеспеченность   рассчитывают учитывая (в дополнение к перечисленным в текущей бюджетной обеспеченности расходам) капитальные расходы из региональных бюджетов.

Показатель текущей бюджетной обеспеченности помогает оценить, в дополнение к величине расходов местного бюджета, размер средств, которые поступают на данную территорию из региональных бюджетов в качестве расходов, предназначенных для содержания бюджетных учреждений (текущие материальные затраты и заработная плата работников) и из целевых программ субъектов Федерации. Размеры данных расходов не подлежат отражению в местном бюджете, но остаются в соответствующих территориях.

 В основании показателя общей бюджетной обеспеченности находиться учет,  связанный с максимальным перечнем расходов из региональных бюджетов, в результате чего из всех видов бюджетной обеспеченности, которые применяются, именно данный показатель позволяет в наиболее полной мере отразить размер фактических расходов на душу населения   и более точно провести  оценку степени дифференциации бюджетной обеспеченности по городам и районам региона.

Новые показатели текущей бюджетной  обеспеченности значительно заметно отличаются от  предложенных ранее. В целом, эффективность процессов бюджетного регулирования может проявляться в том, насколько действие системы межбюджетного перераспределения  помогает  реализовать принципы бюджетного федерализма. Процессы развития отношений бюджетного федерализма могут выражаться не только, в показателях, которые характеризуют состояние бюджетной системы или бюджетную обеспеченность территорий, сколько в показателях, характеризующих степень развития экономической и социальной сфер в отдельном регионе и муниципальном образовании и в показателях,  позволяющих оценить уровень и качество жизни населения.

Система показателей различных  сторон (свойств) качества жизни имеет реальный социально-экономический смысл и может меняться по составу в зависимости от конкретных целей её использования. Так, например, оценка уровня благосостояния населения отражает, и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей и может включать в себя следующие показатели - степень дифференциации доходов населения, уровень обеспеченности общественными благами и услугами и др. Исходя из этого, показатели бюджетной обеспеченности территорий могут быть включены в систему мониторинга качества жизни и использованы для проведения политики бюджетного выравнивания, эффективной с точки зрения обеспечения максимально возможного уровня жизни населения.

Концепция межбюджетных отношений  и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях до 2013 года предусматривает создание системы  мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах  РФ, а также показателей оценки качества такого процесса. Эти показатели должны содержать индикаторы использования  в бюджетном процессе инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.

В качестве индикаторов эффективности  бюджетной политики автором предлагается использовать показатели, характеризующие  степень дифференциации территорий по основным параметрам социально-экономического развития.

Создание устойчиво растущей национальной экономики невозможно без решения  проблем выравнивания межрегиональных  различий, результатом чего должно стать последовательное приближение  показателей благосостояния населения  и экономического развития в худших (по этим показателям) регионах, по крайней  мере, к среднему по стране уровню [9, с.14-15].

 

 

 

2. Коммерческие банки и  их операции

 

Под банковской деятельностью, следует понимать  особый вид предпринимательской деятельности, которая связана  с процессами движения, мобилизации и распределения ссудных капиталов.

Банковская деятельность – это вся совокупность видов деятельности (операций),  которые осуществляются  на основании прямых императивных предписаний федерального законодательства и нормативных актов Банка России. Осуществлять банковскую деятельность  можно  только после   завершения процессов, связанных с регистрацией кредитной организации и получением разрешения (лицензии) Банка России [7, с.110].

В рыночной экономике банковские учреждения выполняют следующие  важные функции: посреднические услуги, связанные с  предоставлением  кредитов; посреднические услуги в  платежах; мобилизацию денежных доходов  и сбережений и превращение их в капитал;  разработку кредитных  продуктов

Деятельность банковских учреждений как выражение его  экономических отношений с клиентами, можно   определяться  его сущностью,  различными функциями и назначением (ролью) в экономике страны.  Вышеобозначенные процессы  имеют следующие особенности.

1. Банковские учреждения  осуществляют свою деятельность  в сфере обмена, а не в сфере производства. Косвенно, конечно,   могут затрагиваться и производственные процессы, поскольку банковское учреждение   выполняет  обслуживание разнообразных производственных потребностей (накопление производственных материалов, приобретение новой техники и оборудования), однако сами процессы способны  отражать деятельность экономических субъектов  в сфере распределения созданных материальных благ.

  1. Банки   можно определить  как торговые институты потому что,  торговые мотивы преобладают в его деятельности. Не  являясь собственником денежных средств, которые отражают процессы движение материальных потоков, банковское учреждение осуществляет  «покупку» их и «продажу» другим экономическим субъектам. В основании данных  операций  находится покупка ресурсов по одной цене и продажа по другой, более  высокой цене.
  2. Банк  являются коммерческими предприятиями Операции как эмиссионных, так и коммерческих банков должны  совершаться на платной основе. За предоставление кредитов  банковские учреждения получают ссудный процент, за проведение расчетных, кассовых и других операции,  которые  они выполняют  по поручению своих клиентов, -  банки получают определенный размер комиссии.
  3. Банковская деятельность носит предпринимательский характер. Благодаря    банковской деятельности бездействующие капиталы одних экономических субъектов могут  начать «работать» у других. Благодаря энергии, связанных с  перераспределением капиталов между экономическими субъектами, отраслями, территориями и странами банковские учреждения  способны усиливать производительные движения материальных, трудовых и денежных ресурсов,  которые могут содействовать внедрению разнообразных экономических проектов.
  4. Банк представляют собой не только коммерческие предприятия, но и общественные институты. Банковские учреждения   способны обеспечить соблюдение общественных интересов и удовлетворения общественных потребностей. Однако  банковской деятельности присущ экономический, а не политический характер. 

Работая в сфере обмена, банковское учреждение  выступает в  качестве  производительного института,  который осуществляет процессы, связанные с регулированием денежных оборотов в наличной и безналичной формах.

Информация о работе Коммерческие банки и их операции