Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:59, контрольная работа
Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
1. Сущность государственных и муниципальных финансов, финансовая стратегия государства.
Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.
Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.
Государственные
и муниципальные финансы
Рис.2.1. Состав государственных и муниципальных финансов
Финансы как
экономическая категория
Важным методологическим фактором
является определение принципов организации и функционирования государственн
Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.
Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.
Финансовая
стратегия и тактика Российской
Федерации.
Представленная на заседании Госсовета
президентская стратегия социально-экономического
развития России до 2020 года (далее — Стратегия)
по сути, является политическим решением
о переводе российской экономики с инерционного
энерго-сырьевого на инновационный путь
развития. Реализация этой стратегии должна
основываться на Концепции социально-экономического
развития страны, разработанной Правительством
исходя из этого решения (далее — Концепция).
Президент в своем выступлении на Госсовете
определил основные ориентиры социально-экономического
развития России до 2020 года: возвращение
России в число мировых технологических
лидеров, четырехкратное повышение производительности
труда в основных секторах российской
экономики, увеличение доли среднего класса
до 60%-70% населения, сокращение смертности
в полтора раза и увеличение средней продолжительности
жизни населения до 75 лет. При этом он призвал
«сконцентрировать усилия на решении
трех ключевых проблем: создании равных
возможностей для людей, формировании
мотивации к инновационному поведению
и радикальном повышении эффективности
экономики, прежде всего на основе роста
производительности труда».
Для реализации
заявленной президентом стратегии
социально-экономического развития Правительству
придется пересмотреть многие фундаментальные
составляющие экономической политики.
В Концепции долгосрочного
В Концепции говорится о формировании национальной инновационной системы и мощного высокотехнологического комплекса, о диверсификации экономики и создании условий для реализации творческого потенциала личности. Ставятся задачи достижения мировых стандартов финансирования науки, образования и здравоохранения создание условий для эффективного использования квалифицированного труда и повышения качества человеческого капитала, построения эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры.
Для достижения этих задач у государства есть ограниченный набор инструментов: бюджет и налоги, денежное предложение, регулирование цен и внешнеэкономической деятельности, антимонопольная политика, госпредприятия. На основе их использования государство может формировать свою политику развития в расчете на правильную реакцию институтов рыночной самоорганизации. Если в отношении последних Концепция ограничивается туманными рассуждениями, смысл которых не всегда понятен, то планы использования перечисленных инструментов государственной политики представлены достаточно четко.
Во-первых, по расходам
на социальную сферу бюджет России
существенно приблизится к
Заметим, что планируемый
на 2020 год уровень государственного
финансирования расходов на воспроизводство
человеческого потенциала и социально-экономическое
развитие остается ниже ныне достигнутого
уровня развитых стран. Его достижение,
с учетом накопленных средств Стабфонда,
вполне реально до 2010 года. Затягивание
до 2020 года процесса выравнивания уровня
госфинансирования расходов на цели социально-экономического
развития в России с другими странами
не способствует переходу на инновационный
путь развития.
Более того, в ближайшие три года планируется
сохранить двукратное по сравнению с общемировыми
стандартами, недофинансирование уровня
расходов на образование, науку и здравоохранение,
в которых именно сейчас критически важно
провести модернизацию и кардинально
поднять зарплату. Откладывание этих мер
еще на несколько лет приведет к углублению
необратимых тенденций деградации российской
науки и образования и тем самым сделает
реализацию инновационного сценария в
принципе невозможной. Разрыв между уходящим
и подрастающим поколениями ученых и педагогов,
как по количеству, так и по качеству кадров
через три года может стать непреодолимым.
Во-вторых, за пределы текущего
десятилетия откладываются
В-третьих, Правительство продолжает идти на поводу монополистов в энергетике, планируя дальнейший опережающий рост тарифов на газ и электроэнергию. Средняя цена на электроэнергию повысится за 2011- 2015 гг. в интервале от 35 до 45% и составит по текущему курсу в 2015 году 7,8-8 центов за кВт к 2015 году, а в 2016-2020 гг. — в интервале от 15 до 25% и 9,5-10,6 центов за кВт в 2020 году соответственно (для населения — примерно до 14-15 центов за кВт). Средняя цена на газ для всех категорий потребителей повысится за 2011- 2015 гг. в 1,5 -1,6 раза за 2016-2020 гг. — на 2 -5%. Средняя цена на газ для всех категорий потребителей повысится до 125-127 долларов США за 1000 куб. метров в 2015 году и 135-138 долларов США в 2020 году.
Повышение тарифов на базовые
энергоносители более чем в полтора
раза в ближайшее десятилетие
несомненно снизит и без того неудовлетворительную
конкурентоспособность
В-четвертых, в Концепции не планируется
устранение налоговых барьеров, мешающих
переходу на инновационный путь развития.
Речь идет, прежде всего, об отмене НДС,
который, по определению угнетает сложные
производства с длинными кооперационными
цепочками, а также о переоценке основных
фондов. В настоящее время вследствие
их недооцененности объем амортизационных
отчислений вчетверо ниже объема капиталовложений,
необходимых для простого воспроизводства
основных фондов. Кроме того, предприятиям
должны быть предоставлены возможности
списывать все расходы на НИОКР, обучение
кадров и освоение новой техники на издержки
производства.
В-пятых, в планах Правительства не стыкуются меры в сфере производства и потребления новой техники. К примеру, с одной стороны, говорится о приоритетности развития гражданского авиастроения, а с другой стороны принимаются решения о закупке контролируемыми государством авиакомпаниями иностранных самолетов и освобождении их ввоза от импортных пошлин. Вместо того чтобы освоить массовое производство уже созданных современных отечественных авиалайнеров, Правительство направляет бюджетные средства на освоение малоперспективной американской модели на основе импортных комплектующих. А тем временем российские инженеры работают, вкладывают свои знания в создание нового поколения Боинга, будучи невостребованными в собственных КБ. Таким образом, траектория развития перспективной наукоемкой отрасли формируется под влиянием лоббистов иностранных конкурентов, вследствие чего обесценивается ранее созданный научно-технический потенциал, а наиболее качественные его составляющие поглощаются зарубежными конкурентами.
Аналогичные примеры можно
привести и в других отраслях. Так,
государство тратит десятки миллиардов
рублей на закупку иностранных лекарств
при наличии более дешевых отечественных
аналогов. Многие годы блокируется развитие
отечественных мощностей по производству
инсулина, антибиотиков, вакцин. Контролируемые
государством энергетические корпорации
вкладывают миллиарды долларов в закупку
иностранного оборудования при наличии
более конкурентоспособных отечественных
аналогов. Переход добывающей промышленности
на иностранную технологическую базу
означает, что большая часть природной
ренты, образующейся при эксплуатации
российских месторождений полезных ископаемых
осваивается за рубежом. Там же остается
и значительная часть валютной выручки
от экспорта сырья, направляемая на погашение
иностранных кредитов. В то же время российская
обрабатывающая промышленность лишается
собственной сырьевой базы, так как более
половины углеводородов и 2\3 минерального
сырья уходят на экспорт.
Таким образом, использование основных
инструментов государственной политики
для перевода экономики на инновационный
путь развития либо не предполагается
вовсе, либо откладывается на середину
прогнозного периода. Едва ли при такой
политике переход на инновационный путь
развития окажется в принципе возможен.
Во всяком случае, этому будут препятствовать:
опережающее повышение тарифов на газ
и электроэнергию, затягивание изменения
денежно-кредитной политики; неизменность
налоговой системы, откладывание на конец
прогнозного периода приведения госрасходов
на социальное развитие к среднемировому
уровню.
2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.
Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируются положениями Конституции РФ, Законами «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» и целым рядом других законов и нормативных документов. Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год; правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год; другие федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.
В ст. 1 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» устанавливается, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов) законодательными (представительным) органами (статья 5). В соответствии с Конституцией РФ от 12.12.93 г., положениями Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» и Закона РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15.04.93 г. бюджетная система нашего государства представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.