Контрольная работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по ГМФ.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Звеньями этой системы  являются: центральный федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ — республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты местных административно-территориальных образований — районные бюджеты районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Здесь необходимо определить понятие «консолидированный бюджет» — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

До 1991 г. бюджетная система  станы была единой.

В последние годы в условиях создания Российского государства  развития рыночных отношений, многообразие форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными:  республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований.

Сегодня бюджетная  система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты.

 Основа бюджетного  устройства в РФ построено  на принципах: единство; разграничение  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы; самостоятельность  бюджетов; полнота отражения доходов  и расходов всех звеньев бюджетной системы; сбалансированность бюджетов; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность, достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств.

Единство бюджетной  системы РФ — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Самостоятельность бюджетов — это наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством  РФ, и самостоятельное определение  направления расходования средств соответствующих бюджетов. К собственным источникам доходов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти в составе РФ, местными органами управления.

Полнота отражения  доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в  их полном объеме.

Сбалансированность  бюджета — объем предусмотренных  бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Эффективность и экономность использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.

Общее (совокупное) покрытие расходов означает, что все  расходы бюджета должны покрываться  общей суммой доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Гласность —  обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.

Достоверность бюджета - реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

Адресность  и целевой характер бюджетных  средств означает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с установлением направления их на финансирование конкретных целей.

Консолидированный бюджет РФ представляет собой федеральный  бюджет и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. Этот бюджет используется для свода статистических показателей  и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов Федерации. Консолидированный бюджет РФ не утверждается законодательным органом власти.

Советы министров  республик в составе РФ, исполнительные органы субъектов Федерации составляют свои консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующих территорий.

Наиболее сложная  проблема в бюджетном устройстве — бюджетный федерализм, т.е. бюджетные  взаимоотношения центра и регионов.

В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и  регулирующих доходов, дотаций и  субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные  доходы — это доходы, поступающие  полностью в соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местными бюджетами — налог на имущество физических лиц.

Регулирующие  доходы — средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов; зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

Основная часть  налоговых доходов субъектов Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регулирующих доходов.

Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета  в твердой сумме для сбалансирования  нижестоящих бюджетов при их дефиците.

Субвенции —  средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия. В 1999 г. в составе расходов федерального бюджета образован фонд целевых субвенций в сумме 7111 млн. руб., средства которого направляются на обеспечение финансовой поддержки жизнеобеспечения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства и др.

Кредитные ресурсы — средства, передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены с процентами или без них.

Методика формирования Федерального фонда финансовой поддержки  регионов постоянно совершенствуется. В 1999 г. внесены принципиальные изменения  в формирование данного фонда. Они состоят в том, что средства территориальным бюджетам выделяются на основе единой для всех бюджетов методологии, учитывающей: 1) собственные среднедушевые доходы территорий; 2) численность населения, проживающего на данной территории.

В 2001 году Правительство  РФ разработало комплекс мер по реформированию межбюджетных отношений, способствующих повышению заинтересованности субъектов  Российской Федерации в максимальной мобилизации их финансовых ресурсов, оптимизации расходов и снижению дефицитов субъектов Российской Федерации.

Формирование  Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов РФ осуществляется нарастающим  итогом на последнюю отчетную дату, предшествующую планируемому периоду, исходя из фактических поступлений  в федеральный бюджет налоговых доходов, за исключением доходов, контроль за поступлением которых, осуществляет Государственный таможенный комитет РФ.

Средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов  РФ выделяются только тем субъектам, которые выполняют требования бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации без каких-либо исключений, дополнений и особых условий.

Суммы, передаваемые из федерального бюджета в бюджеты  субъектов Федерации, называются трансфертами.

Трансферты  регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических поступлений средств в федеральный бюджет. В 2001 г. трансферты были предоставлены 76 регионам из 89.

Не получают трансфертов 9—13 субъектов Федерации. Эти регионы — доноры не имеют  реальных стимулов для принятия мер, направленных на расширение налогооблагаемой базы, поскольку значительная часть собираемых ими средств перераспределяется в пользу не обеспечивающих себя ресурсов субъектов Федерации.

Наряду с  трансфертами сохранился порядок выделения  регионам бюджетных ассигнований на капитальные строительство для осуществления федеральных целевых программ, а также на иные мероприятия, согласованные на федеральном уровне.

Однако, несмотря на увеличение средств, поступающих  из федерального бюджета в бюджеты  субъектов Федерации, проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и особенно местных органов самоуправления остается исключительно актуальной.

За последние  годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов. Однако их доходная база не была расширена.

По мнению Правительства, для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:

  • не предоставлять финансовую помощь субъектам Федерации, имеющим превышение собственных доходов над расходами;
  • оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы не лишать их стимулов к развитию собственных доходных источников;
  • упорядочить схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий;
  • создать эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов.

Доходы бюджетов субъектов Федерации формируются  за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением  доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

Формирование  доходов местных бюджетов осуществляется за счет собственных доходов и  доходов за счет отчислений от федеральных  и региональных регулирующих налогов  и сборов.

Основная их часть расходов отдельных звеньев бюджетной системы осуществляется из федерального бюджета. Из этого бюджета полностью финансируются расходы на оборону, значительная часть затрат на финансирование государственных программ и инвестиций, предоставляются дотации отдельным отраслям народного хозяйства, крупные средства бюджетам территорий, погашается огромная внутренняя и внешняя задолженность страны.

В бюджетах территорий основные — расходы на социальные цели. Расходы бюджетов всех уровней  подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

Бюджеты всех уровней  должны быть сбалансированы. При наличии  дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

В целях сбалансированности бюджетов соответствующие представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, заключающегося в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Покрытие дефицита бюджета развития происходит также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.

Все доходы и  расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющей собой группировку  доходов и расходов бюджета всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

В соответствии с Федеральным законом бюджетная  классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"