Контрольная работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:17, контрольная работа

Краткое описание

Финансы — это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

Вложенные файлы: 1 файл

ФДОК.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 1

Вопрос 2

Список литературы    19

 

1. Финансовая система: ее состав и структура

 

Финансы — это экономический  инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через  рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

В настоящее время во всем мире, независимо от политического устройства и уровня экономического развития того или иного государства, финансы вступили в очередной период своего развития, связанный с многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику и большим разнообразием финансовых отношений. Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий.

Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.

По причине сложности не всегда можно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции – разделению системы на части (подсистемы) – и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности выделяют субъект и объект управления. Каждая из этих подсистем является сложной системой.

Подсистемами называют крупные  составляющие сложных систем, которые  обычно, в свою очередь, являются сложными системами. В качестве подсистем  финансовой системы выступают сферы  и звенья.

Структура финансовой системы –  это совокупность её элементов и связей между ними.

Финансовая система состоит  из трёх основных элементов:

1) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);

2)  совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;

3)  система финансовых органов – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.

Финансовые системы разных стран  имеют разный состав, что определяется разными государственными структурами и организационно - правовыми формами.  

 Следует иметь в виду, что  первичные доходы сферы финансов  частных и государственных предприятий,  а также доходы граждан создают  основу системы финансов любого  государства. И это не только  теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем (сфер):

1) государственных и муниципальных финансов

2) финансов хозяйствующих субъектов.

Классификационным признаком такого деления является роль субъекта в  общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.

Так, непосредственно участники  общественного воспроизводства, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары и занимаются оказанием услуг. Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежных средств.

Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.

Каждая сфера финансовой системы  в свою очередь имеет структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.

Группировка финансовых отношений  внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники  формирования финансовых ресурсов и  порядок их использования. Часть  организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.

Такие организации не преследуют цель получения прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.

Участниками товарного производства также выступают ПБЮЛ (предприятия  без образования юридического лица).  Под деятельностью таких предприятий понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

 Характеристика основных элементов  финансовой системы.

Основные звенья финансовой системы.

Необходимость существования финансов объективно обусловлена нуждами  субъектов хозяйствования. Финансы  возникают в связи с потребностью в общественном развитии, а также в связи с затратами денежных средств на это развитие. Все хозяйствующие субъекты своей деятельностью активно влияют на формирование финансовых отношений. Исходя из этого, дадим следующие определения финансовой системы.

Финансовая система (в широком  смысле) представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в  рамках данного экономического режима.

Финансовая система (в узком  смысле) – совокупность финансовых институтов, социально-экономическое  содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, и при помощи которых государство собирает и использует необходимые ему денежные средства.

Финансовые системы стран мира могут включать разное количество звеньев. В финансовой системе РФ их пять:

1) государственная бюджетная система;

2) государственный кредит;

3) внебюджетные специальные фонды;

4) фонды страхования;

5) финансы предприятий.

Схематически финансовая система  РФ представлена на рис. 1.

 

 

 

Рис. 1. Финансовая система Российской Федерации

Рассмотрим  каждое из звеньев финансовой системы  отдельно.

1) Бюджетная система России - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов. В бюджетную систему входят государственный кредит, государственный фонд страхования.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ:

Бюджет — форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ (статья 10) закрепляет трехуровневую структуру бюджетной  системы Российской Федерации:

первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень — бюджеты  субъектов Российской Федерации  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

третий уровень — местные  бюджеты.

Федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет PФ.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов; бюджеты субъектов РФ и  бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов — в форме  законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Бюджетной системе принадлежит  решающая роль в перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

2) Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит - это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.

3) Внебюджетные  специальные фонды – фонды  денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. В начале 90-х годов общее число таких фондов составляло более 20. Начиная с 1999 г. фонды консолидировались с федеральным и региональными бюджетами, и в настоящее время на центральном уровне осталось только три социальных внебюджетных фонда.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – расширить  социальные услуги населению, стимулировать  развитие тех или иных отраслей экономики.

Важнейшее место среди социальных фондов занимает Пенсионный фонд, формируемый за счет единого социального налога (ЕСН), дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, в связи

Фонд социального страхования  главным образом предназначен для выплат разных пособий. Фонд обязательного медицинского страхования призван обеспечить охрану здоровья населения.

4) Фонды страхования занимают  значительную часть финансовой  системы, связанную с перераспределением  денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии распределяется между участниками страхования.

Рынок страховых услуг в РФ недостаточно развит. Для преодоления этой ситуации необходимо:

обеспечить надежность и финансовую устойчивость системы страхования;

повышение государственного регулирования  страховой деятельности;

развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков;

совершенствование нормативной базы страховой деятельности.

5) Финансы предприятий – совокупность  денежных отношений, возникающих  у хозяйствующих субъектов в  процессе формирования собственного  капитала, иных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"