Контрольная работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:17, контрольная работа

Краткое описание

Финансы — это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

Вложенные файлы: 1 файл

ФДОК.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Финансы предприятий различных  форм собственности составляют основу финансов. Именно здесь создаются  материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. От состояния финансов предприятий зависит общее финансовое положение страны.

 

 

3. Особенности российской финансовой  системы и перспективы ее развития.

Преобразования финансовой системы в России началось раньше всех экономических структур, так как финансовая система плановой экономики не позволяла даже приступить к решению задач перехода к рынку.

Эти преобразования коснулись всех звеньев финансовой системы, которые были рассмотрены выше.

Коренная перестройка государственной  бюджетной системы началась в 1991 году. До этого момента государственный  бюджет РСФСР, как и других союзных  республик, включался в государственный  бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, включая сельские и поселковые.

В настоящее время бюджетная  система РФ состоит из трех уровней:

1. Федеральный бюджет РФ

2. Бюджеты субъектов федерации

3. Местные бюджеты

Государственная бюджетная система  РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, бюджеты 21 республики, которые входят в РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 2 городских бюджета (Москвы и Санкт-Петербурга), 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, поселковых, сельских).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами  в бюджеты вышестоящих уровней.

Основными принципами построения современной  бюджетной системы в РФ являются: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов.

Единство бюджетной системы  РФ обеспечивается за счет единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного процесса, единого порядка ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Разграничение доходов и расходов означает закрепление соответствующих  видов доходов (частично или полностью) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ. Органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Самостоятельность бюджетов предполагает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня. Эти источники определяются в соответствии с законодательством РФ. Органы власти самостоятельно принимают решения о направлениях использования полученных средств.

Внебюджетные фонды РФ в настоящее  время, образуются в соответствии с  Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. Решения об образовании или ликвидации соответствующих внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные органы представительной власти субъектов федерации и местного самоуправления .Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.

По своему назначению внебюджетные фонды делятся на две группы: социальные фонды и экономические фонды. В зависимости от правового статуса различают внебюджетные фонды, находящиеся в собственности федеральной власти - федеральные фонды, и фонды, создаваемые по решению органов власти субъектов федерации и местных органов самоуправления - региональные фонды, а также внебюджетные фонды создаваемые группами предприятий - отраслевые и межотраслевые фонды. Так, например, к основным социальным федеральным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования. К экономическим фондам относятся федеральные и региональные дорожные фонды, к региональным социальным фондам - фонды развития жилищной сферы, к экономическим отраслевым и межотраслевым фондам - фонды НИОКР и пр.

В настоящее время средства большинства федеральных и региональных внебюджетных фондов включены в соответствующие бюджеты.

Денежно-кредитная система Российской Федерации раньше других звеньев  финансовой системы подверглась  радикальной перестройке. Фундаментом  новой денежно-кредитной системы стали преобразования в банковской сфере. В дореформенный период фактически существовала однобанковская система, в которой Госбанк СССР распределял в соответствии с планом через свои филиалы все финансовые ресурсы в стране. Кроме того, лишь один банк мобилизовывал сбережения населения - Сбербанк, являвшийся, по сути, отделением Госбанка. 

В 1991 году три крупных специализированных банка - Промстройбанк, Агропромбанк и  Жилсоцбанк - были перерегистрированы как самофинасируемые, акционерные  банки со своими центральными конторами и региональными отделениями. Сбербанк был утвержден в качестве коммерческого, но со своими специфическими функциями обслуживания вкладов населения.

В конце 1991 г. в связи с распадом СССР Центральный Банк Российской Федерации  взял на себя все полномочия Госбанка СССР. В январе 1992 г. был упразднен союзный Сбербанк, а его российское отделение преобразовано в Сбербанк России.

Бывшие специализированные банки  стали крупнейшими коммерческими  банками России. Появился ряд совместных банков с участием иностранного капитала (международный московский банк, Диалог -банк и др.). Они специализируются на международных операциях и различного вида финансовых услуг. Всего в РФ в настоящее время действует около 1.300 коммерческих банков.

Девяностые годы в России характеризуются также быстрым ростом небанковских финансовых посредников: пенсионных фондов, кредитных союзов, ссудосберегательных ассоциаций и т.п. Особое место среди небанковских финансовых структур занимают инвестиционные фонды. В России они появились, прежде всего, в виде ЧИФов (чековых инвестиционных фондов). Это было вызвано принятием законодательных актов о ваучерной приватизации. Множественные ограничения в деятельности фондов и экономическая ситуация в стране не позволили этим фондам проявить себя в полной мере в качестве надежного инвестора.

С 1993 г. в РФ начинает формироваться  рынок ценных бумаг негосударственных  эмитентов- частных и приватизируемых  предприятий, инвестиционных и финансовых компаний, коммерческих банков Постепенно ценные бумаги превращаются в важнейший инструмент аккумулирования денежных средств предприятий и населения и кредитования реального сектора экономики.

Получило новое направление  система государственного кредита. Он стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные формы - различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального Банка.

В 1990-ые годы в России возрождается национальный страховой рынок. В условиях административно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело. Госстрах СССР, через свои филиалы, осуществлял страхование на всей территории страны. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 года, вступивший в силу 12.1.93 г. В это же время был создан Росстрахнадзор - федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства Финансов РФ.

Демонополизация страхового дела привела  к созданию независимых частных  страховых компаний, введению новых  направлений и видов страхования, изменению в соотношении между обязательными и добровольными формами страхования. В настоящее время на страховом рынке России действуют около трех тысяч страховых компаний. Самые крупные из них - АСКО. МАКС и РОСНО. Происходит постепенное становление вторичного рынка страховых услуг (перестраховочной деятельности).

С начала девяностых годов претерпели радикальные изменения в своем  кругообороте и финансовые ресурсы  предприятий. Признание свободы  предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности привели к необходимости создания принципиально нового финансового механизма на предприятии. Развитие акционерной формы собственности на предприятиях стало основой для формирования фондовых рынков.

За последние 10-12 лет в РФ кардинальным образом изменилось управления финансовой системой. К существовавшему ранее  единому органу управления -Министерству Финансов добавился ряд специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием государственных органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль.

 

Заключение.

Таким образом, финансовая система  это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство  – разделение труда. На современном этапе выделяют пять основных составляющих финансовой системы: государственная бюджетная система; государственный кредит; внебюджетные специальные фонды; фонды страхования; финансы предприятий .

Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Финансовая политика играет важнейшую  роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

Финансовая система Российской Федерации представляет собой  совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Что же касается внутреннего устройства и основных принципов действия финансовой системы Российской Федерации, то они  мало изменились со времени господства командно-административных методов  управления и, как представляется, не полностью соответствуют задачам эффективной финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики.

 

Список используемой литературы.

1. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005.

2. Финансы. Учебник для студентов вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. Учебник для вузов. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003

 

Денежное обращение, его структура.

Денежное обращение - это движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве.

В современной экономике деньги выполняют 3 основные функции:

1) являются средством обмена, выполняют  роль посредника при обмене товарами. Они движутся навстречу товарам при реализации последних и навстречу факторам производства при их покупке;

2) деньги служат единицей счета,  позволяя оценивать не только  стоимость товаров, но и национальный  объем производства, экономическое  положение нации;

3) деньги служат также средством  накопления богатства, т. к.  их удобнее хранить, чем какие-либо  товары, и получать доход при  помещении денег в банки.

С учетом названных функций денег, основной вопрос государственного регулирования  экономики в области денежной политики сводится к поддержанию необходимого объема денег в обращении, позволяющего удерживать равновесие на денежном рынке. А это, в свою очередь, предупреждает инфляцию, т. е. переполнение каналов денежного обращения бумажными знаками, покупательная способность которых падает и вызывает рост цен.

В основе денежного обращения лежит  товарное производство. Многочисленные сделки купли-продажи образуют непрерывный  процесс товарного обращения  в обществе. В качестве средства обращения деньги позволяют заменить натуральный оборот Т-Т на более универсальную схему Т-Д-Т. Употребление денег как универсального средства обращения позволяет эффективно осуществлять товарообменные операции как с точки зрения экономии времени, так и расширения возможностей и свободы товарообмена. Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.

Налично-денежное обращение - движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими 2-х функций: средства платежа и средства обращения. Наличные деньги используются: для оплаты товаров, работ, услуг; для расчетов, не связанных с движением товаров и услуг (расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, стипендий, пенсий, по выплате страховых возмещений по договорам страхования, при оплате ценных бумаг и выплате дохода по ним, по платежам населения, на хозяйственные нужды, на оплату командировок, на представительские расходы, на закупку сельхозпродукции и т. д.). Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот (банковских билетов), бумажных денег (казначейских билетов), разменных монет, других кредитных инструментов (векселей, чеков, кредитных карточек).

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"