Контрольная работа по дисциплине "Финансы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 09:01, контрольная работа

Краткое описание

1. Теоретические задания
Проблемы и перспективы развития брокерско-дилерских компаний в России
Современное состояние, проблемы и перспективы развития депозитарно- клиринговой инфраструктуры рынка ценных бумаг в России.
2. Практические задания

Вложенные файлы: 1 файл

kontrolnayaПД.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

В связи с тем, что подтверждение наличия и характера правоотношений по поводу ценных бумаг является одним из краеугольных камней рынка ценных бумаг, а также в связи с тем, что неточное осуществление таких действий влечет за собой значительные риски для этого рынка и всей экономики в целом, деятельность депозитариев должна быть предметом специального регулирования со стороны государства. Поэтому оказывать депозитарные услуги может только юридическое лицо, имеющее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности.

Допускается совмещение депозитарной деятельности с брокерской, дилерской деятельностью, деятельностью по управлению ценными бумагами и клиринговой деятельностью.

Итак, теперь можно дать определение депозитарной деятельности. По Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги.

Условия при выполнении функций расчетного депозитария:

Лицензиат, осуществляющий депозитарную деятельность на рынке ценных бумаг, вправе выполнять функции расчетного депозитария на рынке ценных бумаг, то есть осуществлять расчеты по ценным бумагам по результатам клиринга и проведение всех операций по счетам депо участников рынка ценных бумаг, при исполнении сделок, совершенных через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих соответствующую лицензию. При этом лицензиат, совмещающий депозитарную деятельность на рынке ценных бумаг с брокерской деятельностью на рынке ценных бумаг и/или дилерской деятельностью на рынке ценных бумаг, и/или с деятельностью по управлению ценными бумагами на рынке ценных бумаг, не вправе выполнять функции расчетного депозитария.

Депозитарная система в России характеризуется рядом особенностей:

  • недостаточно развита нормативно-правовая база, устанавливающая ответственность за правонарушения на фондовом рынке, слабо проработаны вопросы взаимодействия регулирующих органов с правоохранительными органами и судебной системой;
  • не отработана практическая реализация правового механизма защиты прав инвесторов;
  • несоответствие российских депозитариев международным стандартам и технологическим требованиям, предъявляемым к иностранным кастодианам, что ограничивает возможность их участия в международных депозитарных, расчетных и клиринговых системах;
  • большинство российских депозитариев - кастодиальные, основная часть их клиентов - это юридические лица Российские депозитарии не оказывают полного комплекса кастодиальных услуг (например, не все кредитуют клиентов ценными бумагами);
  • не существует единых стандартов информационного взаимодействия и документооборота между профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Изначально в России сложилась децентрализованная система, но в настоящее время все идет к централизации. Основой создания централизованной системы безусловно является появление Центрального депозитария. Вопрос о значение Центрального депозитария был рассмотрен еще в 1989 г. группой экспертов, называемой «Группа тридцати». В своем докладе они определяют основную цель создания такого института: обездвижение и дематериализация ценных бумаг. Данным докладом был установлен срок создания Центрального депозитария для европейских стран - 1992 г. Таким образом, за достаточно короткий срок все развитые европейские страны создали национальные центральные депозитарии. А в настоящее время уже создаются международные институты, выполняющие функции центрального депозитария для нескольких стран.

В России уже долгое время обсуждается вопрос о создании Центрального депозитария. Так, был разработан проект Федерального закона о Центральном депозитарии. Согласно данному проекту Центральный депозитарий определяется как юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности, а также лицензию Центрального депозитария.

Среди функций Центрального депозитария, определены следующие:

1) расчеты по результатам сделок, совершенных на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

2) проведение депозитарных операций  по поручению своих клиентов;

3) хранение сертификатов эмиссионных  ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, за исключением облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

4) открытие счета номинального  держателя иностранному депозитарию;

5) учет прав на ценные бумаги, владельцами которых являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации и Центральный Банк Российской Федерации;

6) хранение сертификатов ценных  бумаг, владельцами которых являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации.

Так же законопроектом определены обязанности Центрального депозитария:

1) вести счета клиентов с указанием  даты и основания каждой операции по счету, и передавать клиентам всю информацию о ценных бумагах, полученную центральным депозитарием от эмитента или регистратора;

2) обеспечить хранение и защиту  всей информации, связанной с депозитарной деятельностью, в том числе путем создания резервных копий информации и определения процедур, направленных на предотвращение технических сбоев и ошибок;

3) вести в электронной форме  регистры внутреннего учета ценных бумаг. Регистры внутреннего учета ценных бумаг должны позволять составлять отчетные документы центрального депозитария на любую дату и за любой период функционирования центрального депозитария;

4) проводить ежедневную сверку  ценных бумаг, права на которые учитываются центральным депозитарием на счетах депо, с ценными бумагами, учтенными на счетах номинального держателя, открытых центральному депозитарию в реестрах владельцев ценных бумаг, а также ценных бумаг, сертификаты которых хранятся центральным депозитарием;

5) страховать риск ответственности  за нарушение своих обязанностей по договору;

6) представлять в федеральный  орган исполнительной власти по финансовым рынкам отчеты в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами указанного органа;

7) представлять держателям реестра  сведения о владельцах ценных бумаг, необходимые для осуществления прав по ценным бумагам, в срок, установленный федеральным законом;

8) обратиться к держателю реестра  для открытия счета номинального держателя не позднее следующего рабочего дня после получения уведомления о регистрации проспекта ценных бумаг от федерального органа исполнительной власти по финансовым рынкам или иного государственного органа, уполномоченного в соответствии с федеральными законами осуществлять государственную регистрацию проспектов ценных бумаг;

9) соблюдать при осуществлении  своей деятельности иные требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Законодательством Центральному депозитарию предоставлялось право требовать от лиц, которым открыты счета депо номинального держателя, представления сведений о владельцах ценных бумаг, необходимых для осуществления прав по ценным бумагам, учитываемых центральным депозитарием, а также ценным бумагам, сертификаты которых хранятся центральным депозитарием.

Также Центральный депозитарий получал возможность открывать

счета в иностранных депозитариях. Но этот проект был принят неоднозначно. Так, в информационно-аналитическом издании ПАРТАД63, говорится, что законопроект необоснованно наделяет центральный депозитарий монопольными

полномочиями. Так как мнения разошлись, ПАРТАД посчитала необходимым выполнить функцию организатора общественного обсуждения указанного проекта. В течение осени 2006 года ПАРТАД провела опрос, касающийся мнения участников инфраструктуры финансового рынка по отношению к законопроекту и возможным направлениям его совершенствования.

По первому и основному вопросу мнения разошлись. Так, на вопрос нужен ли закон о Центральном депозитарии, многие согласились с тем, что в именно таком виде законопроект не нужен, так как в нем, очевидно, есть спорные моменты.

В качестве основных замечаний к законопроекту были

сформулированы следующие:

— возможность появления более чем одного центрального депозитария в отношении ценных бумаг одного эмитента;

— необоснованность и недостаточность выполнения функции номинального держателя в реестрах только центральными депозитариями;

— создание более благоприятных условий для работы иностранных депозитариев в России, чем для российских;

— недостаточный учет специфики и целей деятельности специализированных депозитариев на рынке коллективных инвестиций;

— чрезмерное внимание, уделяемое в тексте законопроекта второстепенным аспектам организации внутренней работы центрального депозитария и процедуры его лицензирования в ущерб ключевым принципам его организации.

Петр Лансков предлагал внести следующие изменения в проект

закона:

  • разрешить открытие счета номинального держателя иностранным центральным депозитариям в каждом расчетном депозитарии, получившем статус центрального депозитария;
  • обязать каждый расчетный депозитарий, получивший статус центрального депозитария, открывать счета номинального держателя в реестрах владельцев именных эмиссионных ценных бумаг, допущенных к торгам фондовой биржи (организаторов торговли на рынке ценных бумаг);
  • снять любые ограничения для установления междепозитарных отношений между российскими депозитариями;
  • наделить каждый расчетный депозитарий, получивший статус центрального депозитария, в целях получения доходов по ценным бумагам, правом открывать в банке (банках), в том числе Центральном банке Российской Федерации, специальный депозитарный счет (счета) в рублях.

Таким образом, эта попытка «узаконить» создание Центрального депозитария оказалась не совсем удачной. Но к настоящему времени Федеральная служба по финансовым рынкам определилась с концепцией создания центрального депозитария. За основу взята британская система, по которой центральному депозитарию передается ведение только торгуемой части реестра эмитента, а не всего реестра торгуемого эмитента. Таким образом, по словам Миловидова в России сохраняется распределенная система, остаются и регистраторы и депозитарии.

Международные группы экспертов сформулировали принципы, которым должна соответствовать такая структура, как Центральный депозитарий. Согласно рекомендациям ISSA и «Группы тридцати» при создании и функционировании Центрального депозитария должны быть соблюдены следующие условия:

  • некоммерческий характер деятельности;
  • управляемость участниками рынка;
  • представительство всех групп пользователей в органах управления;
  • наличие государственной поддержки;
  • соответствие международным стандартам;
  • равные условия и тарифы для всех участников;
  • доступность услуг всем участникам;
  • технологичность;
  • использование накопленного опыта.

Функционирование на некоммерческой основе

Функционирование на некоммерческой основе – основополагающий фактор, который подразумевает, что центральный депозитарий не ведет себя как коммерческая структура, стремящаяся к максимизации прибыли. В России до 2009 г. НДЦ имел статус некоммерческого партнерства, но с внесением в законодательство изменения в декабре 2007 г., по которому депозитарии, созданные в форме некоммерческого партнерства, могут быть преобразованы в акционерные общества, НДЦ 10 августа 2009 г. Завершило преобразование в закрытое акционерное общество.

Управляемость участниками рынка

Права собственности и права управления - очень важные вопросы при создании Центрального депозитария. Здесь можно рассмотреть наш проект закона о центральном депозитарии и сравнить его положения с международной практикой и опытом. Согласно статье 18 проекта закона «О Центральном депозитарии» участниками (акционерами) центрального депозитария могут являться только российские или иностранные юридические и физические лица, за исключением Центрально банка Российской Федерации. В независимом исследовании Thomas Murray67 рассмотрены вопросы структур собственности и управления и предложены возможные пути их решения, основанные на мировом опыте. Так, там представлен список тех, кто может являться акционером Центрального депозитария:

  • учредители;
  • сотрудники;
  • биржи;
  • центральные контрагенты;
  • регулятор;
  • центральный банк;
  • эмитенты;
  • инвесторы;
  • профессиональные участники фондового рынка.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Финансы"