Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:37, курсовая работа
Сформировавшийся в течение 90-х годов фондовый рынок воспринимается в российском обществе как обособленная часть экономики, интересы и деятельность которой не связаны с функционированием отраслей, занятых производством товаров и услуг. Это не позволяет использовать возможности рынка ценных бумаг для целей повышения эффективности функционирования экономики. Фондовый рынок не обеспечивает привлечения и перераспределения инвестиционных ресурсов, дефицит которых, по некоторым оценкам.
Цель данной работы - рассмотреть рынок корпоративных ценных бумаг, его сущность и назначение.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ…………………………………………………………………………...3
1.1 Корпоративные ценные бумаги : понятие и особенности………………..3
1.2 Акции………………………………………………………………………...4
1.3 Облигации……………………………………………………………………7
1.4 Финансовые инструменты : вексель, банковские ценные бумаги……...10
1.5 Рынок корпоративных ценных бумаг в России и за рубежом…………..15
Глава 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ...20
2.1 Этапы становления рынка корпоративных ценных бумаг………………20
2.2 Возникновение и основные этапы эволюции рынка корпоративных ценных бумаг…………………………………………………………………...23
2.3 Приватизация государственных предприятий и ее последствия………..27
Глава 3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………………………………………...29
3.1 Структура современного рынка…………………………………………...29
3.2.Тенденции развития рынка………………………………………………..30
3.3. Оценка современных тенденций развития фондового рынка России….32
3.4 Ожидаемые результаты корпоративных ценных бумаг…………………34
Заключение………………………………………………………...……………36
Используемая литература……………………………………………………...38
В англо-американской во главу угла поставлены интересы собственников, которые защищаются четко определенными законодательными нормами и возможностью быстрой продажи акций на вторичном фондовом рынке, что является основными инструментами контроля акционеров за менеджерами предприятий.
Главным каналом мобилизации
капитала для инвестиций в реальном
секторе в данной модели является
ликвидный рынок ценных бумаг, который
обеспечивает быстрое перетекание
капитала в наиболее эффективно развивающиеся
отрасли и предприятия. Однако в
основе критериев эффективности
лежат показатели поквартальной
прибыли на акцию, как наиболее доступные
для понимания, что приводит к
смещению интересов в сторону
роста стоимости компании в ущерб
задачам долгосрочного
Противоположностью является японская модель, основанная на учете широкого спектра интересов: акционеров, работников, поставщиков и потребителей, групп аффилированных предприятий, государства. Механизмы финансирования и контроля в японской модели основаны на совмещении банковского кредитования и взаимного участия в акционерном капитале в рамках финансово-промышленных групп. Этим создаются жесткие долгосрочные связи финансовых и нефинансовых институтов, дополненные связями на основе взаимной торговли в рамках маркетинговых каналов. В результате управленческий состав получает значительную независимость от краткосрочных интересов собственников, что полностью освобождает японских менеджеров, в отличие от американских управленцев, от целой системы рыночных аналитиков, трейдеров, менеджеров фондов. Это делает роль фондового рынка как механизма финансирования, регулирования и контроля весьма незначительной.
Промежуточное положение
занимает континентально-европейская
(германская) модель, в которой главную
цель представляет кооперация и достижение
консенсуса между группами интересов.
Подобно японской модели, предприятия
реального сектора пользуются банковским
кредитом и используют перекрестное
инвестирование. Преобладание банков
и других долгосрочных инвесторов в
капитале предприятий, а также отсутствие
обязанности публиковать
Сопоставляя российские предприятия реального сектора и рынок ценных бумаг, нетрудно обнаружить, что модель поведения российских предприятий более напоминает континентально-европейскую или японскую, тогда как рынок ценных бумаг стремиться развиваться в рамках англо-американской модели. В результате фондовый рынок, как механизм привлечения капитала, регулирования экономики и контроля управления, оказывается не востребован со стороны реального сектора.
Зарождение рынка
Одними из первых акционерных
обществ были крупные, в основном,
бывшие государственные, банки. Акционерные
общества в промышленно-производственном
секторе стали активно
Но, несмотря на определенные трудности формирования рынка ценных бумаг, в 1991 и 1992 гг. были сделаны определенные шаги к его созданию и развитию. Прежде всего, это касается создания фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж.
По существу весь ограниченный поток ценных бумаг предприятий, банков и других учреждений устремился на фондовые биржи, фондовые отделы товарных бирж. Однако рынок фондовых ценностей наполнялся, в основном, за счет акций коммерческих банков и так называемых финансовых инструментов, т.к. на тот момент еще не началась широкая приватизация государственной собственности, которая позволила бы создать акционерные общества и таким образом наполнить рынок ценных бумаг акциями и облигациями предприятий [2].
В результате этого произошло определенное искажение понятия рынка ценных бумаг в России, и в частности, в производительности фондовой биржи в общем понимании. Торговля ценными бумагами в 1991 — 1992 гг. не стала основным видом деятельности фондовых бирж Российской Федерации, поскольку ведущее положение на них заняли не акции и облигации предприятий, а финансовые инструменты за счет расширения их номенклатуры. Так, в 1992 г. на Московской центральной фондовой бирже (МЦФБ) при покупке и продаже преобладали опционы, депозитные, сберегательные и инвестиционные сертификаты.
Таким образом, фондовая биржа выполняла в основном не свойственные ей функции. Денежные ресурсы, предложенные на бирже, носили исключительно краткосрочный характер. Поэтому заемщики не могли использовать эти средства для долгосрочных инвестиционных программ.
Доверие различных инвесторов к выпущенным акциям существенно снижалось, что и определило небольшой объем сделок. Так, на МЦФБ оборот акций снизился с 400 млн. руб. за первые четыре месяца 1991г. до 18 млн. руб. за соответствующий период 1992 г. В то же время этот процесс носил в определенной степени позитивный характер, поскольку имел очистительный эффект. Большое количество сомнительных акций выбыло из оборота биржи, а некоторые акционерные компании подали заявки на регистрацию своих ценных бумаг.
В результате всех этих противоречивых процессов операции с акциями, которые были официально зарегистрированы, составили всего 0,04% от общего оборота на МЦФБ [1].
Основной поток выпуска
акций на фондовые биржи России обеспечивали
коммерческие банки, так как они
раньше других юридических лиц, действующих
на рынке, начали осуществлять акционирование.
За коммерческими банками
В условиях жесткой денежно-кредитной политики в первом квартале 1992 г. предложение ценных бумаг на биржах выросло, и наоборот, обещанная правительством широкая приватизация во втором квартале 1992 г. обусловила миграцию денежных средств от ценных бумаг в банковские депозиты. Другим позитивным моментом развития рынка ценных бумаг явилось увеличение объема операций фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж. Так, к концу 1992 г. объем операций достиг нескольких сотен миллиардов рублей. Однако этот объем включал не только сами ценные бумаги, но и финансовые инструменты, и кредитные ресурсы.
Положительной стороной деятельности
российского рынка ценных бумаг
явилось установление контактов
российских бирж с крупнейшими фондовыми
биржами США, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского
региона. Эти связи использовались,
прежде всего, для изучения опыта
функционирования фондовых бирж этих
стран. Были созданы государственные
органы, регулирующие деятельность рынка
ценных бумаг: Комиссия по ценным бумагам
и фондовым биржам при Президенте
РФ, в состав которой вошли представители
фондовых бирж, специалисты ЦБР и
Минфина, Антимонопольного комитета и
Госкомимущества; Минфин определяет нормативы
выпуска ценных бумаг, деятельность
брокеров и фондовых бирж; ЦБР регулирует
нормативы выпуска
Наиболее активное расширение рынка ценных бумаг происходило в 1993— 1994 гг. и продолжалось в 1995 — 1996 гг. Новым аспектом финансового рынка стали появление новых видов ценных бумаг, работа новых кредитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг и изменение структуры рынка.
Ряд крупных предприятий,
которые прошли акционирование, стали
выпускать свои облигации для
финансирования целевых проектов по
созданию новой конкурентной продукции.
Например, Автоваз, Камаз и ряд
других крупных акционерных обществ
создали специальные
В последующие годы рынок
корпоративных ценных бумаг продолжал
развиваться и
Традиционно выделяют два этапа в эволюции рынка корпоративных облигаций в России:
1) 1996- август 1998 гг. – этап формирования.
2) август 1998 – этап активного развития.
В 1996—1997 гг. российскими предприятиями и банками началось активное привлечение средств на международных финансовых рынках. Заимствования осуществлялись как с помощью капитальных (ADS, ADR), так и разнообразных долговых инструментов, привычных для иностранных инвесторов: синдицированные займы, еврооблигации, еврокоммерческие бумаги (ЕСР). В частности, банком «Империал» была подготовлена эмиссия еврокоммерческих бумаг. Организатором их выпуска выступал инвестиционный банк SBC Warburg, так как при выпуске подобных инструментов необходимы услуги международных
посредников.
На развитие относительно нового для России сектора фондового рынка - рынка корпоративных облигаций [3],в середине 1999 г., влияли различные факторы, но главными среди них являются факторы, стимулирующие спрос на инвестиционные ресурсы и создание эффективных механизмов хозяйствования предприятий-эмитентов. Пока, на начальном этапе становления рынка корпоративных облигаций, инвестиционные настроения его участников в целом можно охарактеризовать как выжидательные.
В течение 2000 г. развитие конъюнктуры рынка корпоративных облигаций определялось в первую очередь факторами, общими для всех секторов фондовогорынка.
Особенностью
российского рынка
На первичном
рынке корпоративных
В рассматриваемый период на рынке были представлены купонные и дисконтные облигации. Купонная ставка по обращающимся выпускам варьировалась от 5 до 10% годовых при сроках обращения облигаций 3-4 года.
Дисконтные облигации в течение года размещались по ценам 72,7-91,7% от номинала в зависимости от срока до погашения, что соответствует доходности к погашению 18-35% годовых.
С точки зрения срочности данного инструмента сформировались два сегмента рынка корпоративных облигаций: сегмент среднесрочных корпоративных облигаций (преимущественно купонных) и сегмент краткосрочных дисконтных корпоративных облигаций
Корпоративные облигации, номинированные в рублях с фиксацией
валютного эквивалента, активно выпускавшиеся российскими эмитентами в 1999 г., в связи со стабилизацией национальной валюты в 2000 г. пользовались меньшим спросом.
Рынок корпоративных облигаций значительно отставал от рынка акций как по обороту биржевых торгов, так и по количеству участников. Однако, учитывая долговой характер инструмента, а также меньший срок развития рынка корпоративных облигаций, можно рассчитывать на ускорение его роста. Важными условиями реализации такого сценария развития являются совершенствование законодательной базы выпуска и обращения корпоративных облигаций, а также расширение их вторичного рынка.