Курсовая работа по "финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений финансовой политики в Российской Федерации.
Объектом исследования является финансовая политика Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik_daaaaaaaaaaaaaaaaaa.docx

— 66.03 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

     Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

 В финансовой политике  конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Финансовая политика в целом  направлена на обеспечение эффективного государственного и муниципального управления, сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях экономической политики страны, обеспечение финансовой устойчивости и безопасности государства, установление режима рационального использования национальных богатств, повышение жизненного уровня населения.

  Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений финансовой политики в Российской Федерации.

Задачами данной курсовой работы  является:

  • изучение значения финансовой политики государства
  • рассмотрение основных элементов финансовой политики государства
  • рассмотрение финансовой политики в современной России

    Объектом  исследования является финансовая  политика Российской Федерации.

       Предметом – особенности финансовой политики Российской Федерации.

В курсовой работе использованы математические, статистические методы , а также метод теоретического анализа.

Для выполнения курсовой работы использовались интернет источники, учебники  по экономическим дисциплинам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы финансовой политики

 

    1. Содержание и значение финансовой политики

 

Финансы – это не только экономическая , но и историческая категория. Их существование  насчитывает не одну тысячу лет. Финансы  появились в условиях действия товарно-денежных отношений, образования государств и необходимости удовлетворения потребностей предпринимателей и органов власти в финансовых ресурсах[ 3, с.3].

Финансы – это система экономических  отношений, возникающая по поводу формирования, распределения и конечного использования фондов денежных средств, имеющих целевое назначение  [2,  с.6].

Финансовая политика государства  – часть социально-экономической  политики государства по обеспечению  сбалансированного роста  финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны [1, с.7].

     Финансовая политика является структурным элементом системы управления финансами. От неё зависит эффективность использования финансовых отношений в экономике. Финансовая политика призвана обеспечить реализацию целей и задач социально-экономической политики государства.

     Под финансовой политикой  понимают систему мер государственной  власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов в области формирования, распределения и использования, обеспечивающую реализацию целей и задач в области социально-экономического развития страны, территорий и субъектов хозяйствования.

     Объектами финансовой  политики являются финансовые  ресурсы, доходы и расходы государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной власти (в отношении государственной и муниципальной финансовой политики), собственники и органы управления хозяйствующих субъектов (в отношении финансовой политики хозяйствующих субъектов).

     Концепция финансовой  политики – это совокупность основополагающих целей, задач, приоритетов и способов управления финансами, составляющих методологию финансового обеспечения концепции экономической политики государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов. Концепция финансовой политики, как правило, носит долгосрочный характер, но она в значительной степени зависит от стадии экономического цикла, на которой находится экономика страны (территории, отрасли) и хозяйствующего субъекта. Концепция финансовой политики конкретизируется путем определения финансовых форм и методов ее реализации [4]. 
Задачами финансовой политики является:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами[5].

Важной частью финансовой политики является также формирование финансового механизма с помощью которого происходит осуществление государственной деятельности в области финансов. Финансовый механизм – это более динамичная часть политики государства. Финансовый механизм очень сильно реагирует на особенности экономической и социальной ситуации в стране.

Управление финансами связано  с практическим пользованием финансовым механизмом. Оно осуществляется специально созданными для этого структурами. В управление финансами входит: планирование, прогнозирование, оперативное управление а также контроль и регулирование. Результаты финансовой политики государства во многом зависят от качественной разработки финансового механизма, реализации и согласования слоев общества и объективных возможностей финансовой политики[6].

       По сферам финансовой системы выделяют государственную (муниципальную) и корпоративную финансовую политику. По функциональному признаку финансовая политика государства (муниципальных образований) и хозяйствующих субъектов делится на доходную, расходную и контрольную. Они связаны между собой так же, как и функции финансов, но вместе с тем имеют и относительно самостоятельное значение.

 Доходная финансовая политика  представляет собой совокупность  мер в области формирования  доходов государства, муниципалитетов  и хозяйствующих субъектов. Этот тип финансовой политики предполагает методологическое обоснование и создание условий эффективного выполнения финансами функции формирования доходов в экономике. Концепция доходной политики предусматривает оценку и определение направлений развития доходного потенциала субъектов с учетом изменений внешней и внутренней среды.

      Расходная финансовая  политика предполагает разработку  концепции, стратегии и тактики  использования государственных,  муниципальных и частных финансовых  ресурсов и доходов.

      Государственная и частная контрольная финансовая политика направлена на реализацию контрольной функции финансов, на обеспечение условий реализации доходной и расходной политики.

      По характеру целей  финансовая политика делится  на финансовую стратегию и  финансовую тактику.

Финансовая стратегия включает в себя крупномасштабные, долговременные цели и задачи финансовой политики, которым подчинены все структурные элементы последней и которые оказывают существенное влияние на развитие страны или хозяйствующего субъекта [4].

Таким образом, финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций, а также финансовая политика является одной из основ любого государства.

 

    1. Налоговая политика как элемент финансовой политики

 

Важнейшая часть финансовой политики — налоговая политика — должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения.

Налоговая политика –  это система актов и мероприятий, проводимых государством в области  налогов и направленная на реализацию тех или иных задач, стоящих перед  обществом.

Налоги должны обеспечивать поступление  в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства.

Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить конфискационного характера. Только рост национального богатства, выраженный в том числе и в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы.

Одной из главных целей налоговой политики является повышение эффективности налогообложения.

Проведение налоговой политики основывается на том, что посредством налогов можно влиять на развитие хозяйствующих субъектов и, следовательно, на экономику страны и социальную жизнь общества. Например, устанавливая нулевую ставку по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, вывозимых в таможенном режиме экспорта, государство тем самым создает экономические условия для успешной внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, укрепляет экономический потенциал страны. С другой стороны, поскольку налоги формируют бюджет на 80—85%, они создают возможность государству через расходную часть бюджета осуществлять влияние на развитие экономики, например посредством инвестиций.

     Исходя из данного определения можно установить связь налоговой политики с отношениями между государством и налогоплательщиками. Если в области налогообложения интересы государства и населения не будут взаимосвязаны, то и реализация налоговой политики будет сопровождаться сопротивлением со стороны налогоплательщиков, а значит, она не будет полностью реализована на практике. Эффективное действие налоговых отношений в обществе невозможно без их правового обеспечения. Правовой аспект отражается в особом разделе юридической науки — налоговом праве, которое находится в неразрывном единстве с конституционным правом (Конституция страны определяет основной налоговый правопорядок). Взаимодействует налоговое право с административным и финансовым правом. Именно положения налогового права служат отправными моментами при осуществлении налоговой политики. 
В литературе также встречается определение налоговой политики как «комплекса правовых действий органов власти и управления, определяющего целенаправленное применение налоговых законов». Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. При проведении эффективной налоговой политики происходит не только обеспечение правового порядка, т.е. взыскание с налогоплательщиков налоговых платежей и финансовых санкций, но и всесторонняя оценка хозяйственно-экономических отношений, которые складываются под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение положений налогового законодательства, а постоянное их совершенствование в соответствии с развитием общества.

 Налоговая политика разрабатывается и проводится государством с расчетом как на перспективу (налоговая стратегия), так и на текущий момент (налоговая тактика). Тактика и стратегия должны быть неразделимы, если государство стремится к согласованию своих интересов, общества и хозяйствующих субъектов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства в области налогообложения на текущий момент, являются экономически не обоснованными. Это не только препятствует реализации выработанной налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства, что может привести к экономическому кризису.

В научных трудах экономистов рассматриваются  три типа налоговой политики в зависимости от величины налогового бремени: высокий уровень налогообложения; низкое налоговое бремя; достаточно существенный уровень налогообложения.

Информация о работе Курсовая работа по "финансам"