Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение основных направлений финансовой политики в Российской Федерации.
Объектом исследования является финансовая политика Российской Федерации.
В Российской Федерации определяются следующие цели и задачи финансовой политики:
- снижение государственного долга ( но на практике государственный долг имеет тенденцию к росту и увеличивается с начала 2009 года по конец 2011 года с 2 801,4 млрд. рублей до 4 848,4 млрд. рублей, или на 2 047 млрд. рублей (в 1,7 раза). В структуре государственного долга увеличивается доля внутреннего долга с 64,4 % в 2009 году до 76,4 % в 2011 году, что соответствует основным направлениям бюджетной и налоговой политики, направленной в том числе на развитие рынка государственных ценных бумаг и обеспечение сбалансированности федерального бюджета );
- совершенствование налоговой политики ( например с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 % до 20 %, заменен порядок уплаты НДС, введен налог на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц и т.д ).
Таким образом, посредством этих целей и задач необходимо обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, усилить ее роль в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения, ускорения инновационного развития страны и формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу.
К федеральным органам
Важную роль в финансовой политике России играет налоговая политика. Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и эффективное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. В отраслевом энциклопедическом словаре дается определение налоговой политики как системы мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов. Он отмечает, что содержание и цели налоговой политики обусловлены следующими факторами: социально-экономическим строем общества, состоянием экономики и государственных финансов .
Согласно документу, подготовленному Минфином России, можно выявить основные приоритеты правительства в области налоговой политики 2009 – 2011 г.г. На первом месте - устойчивость бюджетной системы. Среди целей налоговой политики -это поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности. Совершенствование налоговой системы будет осуществляться по следующим направлениям: выравнивание налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасль; проработка вопроса о возможности введения налога на добавленный доход на новых месторождениях с отменой НДПИ по таким проектам; подготовка предложений о введении в отношении ряда полезных ископаемых, доля экспорта которых превышает 50%, ставки НДПИ, корректируемой с учетом мировой цены на такие полезные ископаемые. Кроме того, налоговая система будет совершенствоваться за счет введения налога на недвижимость и повышенного обложения "престижного потребления" [13].
Основными задачами налоговой политики на современном этапе развития России
является обеспечение государства финанс
Кроме налоговой политики Россия активно проводит бюджетную политику.
Бюджетная политика в России определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Президент РФ направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании Президента РФ определяются стратегические цели и бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.
Стратегическими целями бюджетной политики Росси являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Основными задачами бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу являются:
В Приложении А рассмотрим структуру доходов и расходов Федерального бюджета с 2009 – 2011 г.г по которым можно проанализировать приоритетные направления финансовой политики подробнее.
По данным таблицы доходы федерального бюджета составляют 7330,2 млрд. руб. в 2009 году, 8304,9 млрд. руб. в 2010 году и 11338 млрд.руб. в 2011 году. Темп роста доходов в это период составил 154,7 % . Наименьшую долю доходов составляют неналоговые доходы, а именно 46,8 в 2009 году, 47% в 2010 и в 2011 годах. Наименьший удельный вес среди неналоговых доходов имеют доходы от административных платежей и сборов, а также доходов от продажи материальных и нематериальных активов, в первом случае доходы составляют 0,12%, 0,18% , 0,2 % в 2009, 2010, 2011 годах соответственно, а во втором случае 0,09% в 2009 году, 0,13% в 2010 году и 0,2 % в 2011 году. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов имеют наибольший темп роста среди всех неналоговых доходов, а именно он составил 326 %. Наибольшую часть неналоговых доходов составляют доходы от внешнеэкономической деятельности , это 36%, 38% и 41% в 2009г., 2010 г. и в 2011 году соответственно .Налоговые доходы имеют долю в 53 % в 2009 и в 2010 году, а в 2001 году – 52 % от всех доходов федерального бюджета. Основную часть налоговых доходов составляют доходы от налогов на товары, реализованные на территории РФ, а именно 17 %, 18%, 15 % в 2009г., 2010 г ., 2011 г. соответственно. Меньше всего приходится на доходы от задолженности перерасчетов по отдельным налогам, сборам и иным обязательным платежам, а это 0,01 % в 2009 году, 0,4 % в 2010 гду и 0,01 % в 2011 году. Темп роста налоговых доходов в период с 2009 по 2011 годах составляет 153 %.
В расходах федерального бюджета наибольшую массу имеют в 2009 году расходы на национальную экономику ( 25 %), в 2010 году - межбюджетные трансферты (40%), в 2011 году расходы на социальную политику ( 28 %). Также основным направлением расходов федерального бюджета в 2009 , 2010,2011 годах являются расходы на национальную оборону (18,49 % , 12,62 % , 13,81 % соответственно). Меньше всего расходов приходится на охрану окружающей среды, а именно 0,2%, 0,13 %, 0,16 % в 2009, 2010, 2011 годах соответственно. Также малое внимание уделяется развитию культуры и средств массовой информации. Темп роста расходов федерального бюджета составляет 170 %.
Бюджетное послание Президента Российской Федерации было представлено 28.06.12 в Кремле на 2012-2015гг. Бюджетное послание президента Федеральному собранию является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. В документе президент обозначил основные результаты и проблемы бюджетной политики, а также определил основные цели бюджетной политики на 2013г. и среднесрочную перспективу. Документ, как и послание предыдущего года, постулирует нацеленность экономики на развитие и экономический рост, при этом особое внимание уделено вызовам нового времени и способам борьбы с ними.
Основными целями бюджетной политики государства В.Путин назвал повышение эффективности реализации социальных программ, переход к "программному" бюджету, более четкое стратегическое планирование его задач, обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости, улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности страны и жесткий контроль за госрасходами в связи с "неблагоприятной ситуацией в мировой экономике"[11].
Можно обозначить следующие проблемы финансовой политики России на современном этапе:
1.высокая
степень концентрации
2. большие
расходы по обслуживанию
3. местные
бюджеты не обладают
4. принятие
федеральными органами власти
таких решений, которые
5. доминирующая
роль регулирующих доходов в
структуре поступлений средств
в региональные и местные
6. Несоответствие задачам и целям фин политики ( например , как уже говорилось ранее, одна из целей финансовой политики – это снижение государственного долга, а на практике все выглядит иначе )
Также среди нерешенных
вопросов высокая зависимость бюджетной
системы РФ от сырьевых рынков, низкая
эффективность реализуемых бюджетных
расходов и постоянные изменения в налоговом
законодательстве, структура бюджетных
расходов, которая «не является оптимальной
для стимулирования экономического развития»,
а также высокая зависимостью бюджетов
субъектов РФ от финансовой помощи, поступающей
из других бюджетов страны.
У нас в стране
недостаточно финансируется
Ряд
этих и многих других проблем
существуют на сегодняшний
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Финансовая политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на достижение целей, декларируемых органами государственной власти в сфере финансов.