Лекции по "Рынку ценных бумаг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:51, курс лекций

Краткое описание

Основные понятия теории потребностей. Потребности и сервисная деятельность. Желание или стремление – это внешнее выражение потребности, которая осознана человеком. Близкое к ним понятие прихоть обозначает желание, в котором преобладает субъективный момент, каприз. Иными словами, прихоть не имеет под собой достаточных объективных, разумных оснований. В противоположность желанию или прихоти, нужда – это обедненная, упрощенная потребность, имеющая чисто объективный неотлагательный и повелительный характер. В нужде преобладает объективный компонент, который определяется законами природы и человеческого организма, а не сознательным выбором или субъективными пристрастиями человека.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры рцб.docx

— 99.74 Кб (Скачать файл)

1. . Основные понятия теории потребностей. Потребности и сервисная деятельность. Желание или стремление – это внешнее выражение потребности, которая осознана человеком. Близкое к ним понятие прихоть обозначает желание, в котором преобладает субъективный момент, каприз. Иными словами, прихоть не имеет под собой достаточных объективных, разумных оснований. В противоположность желанию или прихоти, нужда – это обедненная, упрощенная потребность, имеющая чисто объективный неотлагательный и повелительный характер. В нужде преобладает объективный компонент, который определяется законами природы и человеческого организма, а не сознательным выбором или субъективными пристрастиями человека. Поэтому говорят, например, что потребности в пище, одежде, жилье – это нужды (человек нуждается в них), а потребность в изысканных блюдах, элитных автомобилях – это желания или капризы. Они зависят не от жесткой необходимости выживания организма, а от субъективных пристрастий и вкусов, не являющихся необходимыми для существования человека.

Наконец, саму потребность можно определить несколькими способами. Так, ее рассматривают как «побуждающее к деятельности состояние субъекта, направленное на преобразование и присвоение предметов и явлений внешнего мира для поддержания оптимальных взаимосвязей со средой». В потребности объединены два компонента – объективный и субъективный. Объективная сторона потребности обусловлена свойствами внешнего мира и человеческого организма, а субъективная сторона определяется самим человеком, который осознает существующую объективно, т.е. независимо от его воли реальность. Понятно, что осознание тех или иных явлений и обстоятельств может быть разным – правильным или ошибочнымё полным или неполным, своевременным или запоздалым. Кроме того, потребность зависит от мировоззрения, системы ценностей данного человека и т.п. Наличие этого субъективного компонента и приводит к тому, что в одной и той же ситуации у разных людей возникают разные потребности. Поэтому лучше всего рассматривать потребность как «единство объективной предрасположенности и субъективного побуждения». Наиболее удачным является такое определение потребности.

Потребность – это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побеждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

В нужде преобладает объективный компонент (нужды существуют независимо от того, осознаются они или нет). В желании преобладает субъективный компонент, осознание человеком того, что он хочет. Поэтому желание – особенно принявшее форму каприза или прихоти – может быть сильно оторвано от реальных нужд личности. В потребности объединены, уравновешены объективный компонент (нужда) и то или иное осознание этой нужды человеком (в виде желаний, стремлений, прихотей).

Мотивы – это побудительные причины деятельности человека по удовлетворению потребностей. В психологии, социологии, юриспруденции, маркетинге считается, что понять человеческое поведение без раскрытия его мотивов невозможно. Близким по значению к понятию мотива является понятие стимула.

Интерес определяется как проявление социальных потребностей, как осознанное выражение отношений человека или социальной группы к своим потребностям и условиям их удовлетворения. Чаще всего понятие потребности применяют к отдельным людям («потребности личности»), а понятие интереса – к крупным социальным группам и организациям (интересы народов, государств, фирм, общественных классов, профессиональных и возрастных групп и т.п.). Осознание интересов, как и потребностей, может проявляться в разной степени. Так, социологи отмечают, что в постсоветской России предприниматели крупного бизнеса осознали свои групповые интересы довольно быстро, а другие слои населения делают это с опозданием.

Как уже отмечалось, потребности находятся в глубокой связи с мировоззрением и системой ценностей. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир в целом и свое место в мире. На основе мировоззрения в каждом обществе и социальном слое формируется система ценностей. Ценность – это значение предметов явлений для человека и общества, оценка явлений и событий как добра или зла, полезного или вредного, прекрасного или безобразного, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.п. Знание о мире раскрывает объективные законы природы и общества, а оценка тех или иных явлений устанавливает, какое значение они имеют для человека и как следует к ним относиться. В истории европейской цивилизации необходимость изучения человеческих интересов, пристрастий, потребностей и ценностей впервые глубоко осознали софисты. Возможность сопоставления окружающего мира с потребностями и ценностями человека с блестящей точностью выражена в афоризме древнегреческого софиста Протагора (ок. 490 – ок. 420 гг. до н.э.): «Человек есть мера всех вещей». В этом высказывании ярко проявляется ценностный подход к миру.

Система ценностей – совокупность оценок человеком предметов и явлений окружающего мира – прямо указывает на то, как надо относиться к существующим потребностям, каким образом следует их формировать и корректировать. Формирование самой системы ценностей – результат сложного взаимодействия семейного воспитания, экономики, политики, культурных традиций, религии, науки, искусства и всего многообразия социальных процессов.

 

уменьшается. Потребности в самоуважении Маслоу разделил на два типа:

- самоуважение, которое включает такие понятия, как компетентность, уверенность, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь; удовлетворение потребностей в самоуважении порождает чувство уверенности, достоинство и осознание того, что человек полезен и необходим;

- уважение  другими — это потребность  в престиже, признании, репутации, статусе, оценке и приятии. Здесь человеку необходимо знать: то, что он делает, признается и оценивается. Маслоу предположил, что потребности в уважении достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается.

Потребности в самовыражении — это потребности человека реализовать желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, полностью использует свои таланты, способности и потенциал личности; можно сказать, что самоактуализироваться — значит стать тем человеком, который достиг вершины своего потенциала. Но, по Маслоу, многие избегают в полной мере использовать свой потенциал, опасаясь ответственности. Они предпочитают ставить перед собой незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Это явление Маслоу назвал «комплекс Ионы». Он характеризуется страхом успеха, что мешает человеку стремиться к самосовершенствованию. Корни комплекса Ионы можно усмотреть в том, что человек боится изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боится оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть.

В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:

- дефицитные  мотивы, направленные на удовлетворение  дефицитарных состояний, например голод, холод, опасность. Они являются стойкими характеристиками поведения;

- мотивы  роста, или метапотребности, иными  словами, бытийные потребности имеют отдаленные цели, функция которых состоит в обогащении и расширении жизненного опыта. К метапотребностям можно отнести потребности в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, уникальности, истине, чести и т.д.

Согласно теории Д. Мак-Клелланда, человеку присущи три типа потребностей:

- потребность  власти, выражаемая в желании  воздействовать на других людей. Чаще всего люди, испытывающие эту потребность, откровенны и энергичны, не боятся конфликтов, стремятся отстаивать первоначальные позиции, хорошие ораторы. У них отсутствует склонность к авантюризму и тирании, главное для них — проявить свое влияние на других;

- потребность в успехе, удовлетворяемая  доведением работы до удачного завершения. Люди с этой потребностью рискуют умеренно, любят ситуации, которые позволяют им брать на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Они хотят, чтобы достигнутые результаты поощрялись вполне конкретно;

- потребность  в причастности, проявляемая в  заинтересованности человека в компании знакомых, в оказании помощи другим и налаживании дружеских отношений. Такого человека привлекает работа, которая предоставляет широкие возможности для социального общения.

Все названные потребности в той или иной, хотя бы в начальной стадии можно обнаружить в каждой личности.

Если представить бытие как иерархию, то можно выделить следующие уровни:

- физический  уровень — низший;

- над  ним – биологический;

- а над биологическим возвышается психический;

- еще более высоким уровнем, которому подчинены в человеке и биологические, и психические стороны жизни, является нравственный;

- вершиной бытия является духовный уровень.

К числу социально-ценностных характеристик личности относятся:

- мировоззрение  — система представлений о  мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, о способе духовно-практического освоения мира человеком;

- идеалы  — приверженность к определенным  духовным ценностям, последовательная верность и убежденность, стремление к определенной форме жизнедеятельности; идеал всегда конкретен и он постепенно реализуется в истории;

- созидательная направленность деятельности;

- интеллект  — высшая рациональная познавательная  способность мышления, опыт деятельности;

- этические  свойства и качества — мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека в обществе;

- эстетические  свойства и качества — миросозерцание  человека, интерес к искусству, развитие вкуса, восприятия и оценки красоты, художественная, творческая деятельность человека, ее место в культуре, формирование гармонически целостной, всесторонне развитой личности;

- самосознание - осознание и оценка человеком  самого себя как личности, своего нравственного облика, интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения, понимание своего положения в обществе.

 

    • Функция экспорта, импорта капитала

Одной из важных сущностных харак-к РЦБ явл его роль в движении различ форм капитала. РЦБ можно рассм-ть как систему эк отношений, опосред-щих движение капитала во всех его функциональн формах с пом ценной бумаги.

Собственно цен бумага предст собой форму существ-я капитала, кот отлич-ся от его товарной, производств и денеж форм, когда у его владельца сам кап-л отсут-ет, но имеются все права на него в форме той или иной цен бумаги.

Денеж форма капитала. Вид рынка – рынок денег. Сегмент рынка – сегмент краткосроч гос ценных бумаг (чеки, депозитные и сберегат сертификаты).

Производств форма кап-ла. Вид рынка – рынок корпоратив обл-ций и акций.

Товар форма капитала. Вид рынка – рынок товарных запасов. Сегмент рынка – сегмент товарораспорядит ценных бумаг (складские свидетельства).

 

Билет №2. Понятие и признаки ценной бумаги.

Признаки ценных бумаг:

  • Ценная бумага есть документ, удостоверяющий имущественные права, отношения займа, определяющие взаимоотношения между владельцем документа и субъектом, выпустившим такой документ
  • Ценная бумага, выступая двойником капитала, является активом
  • Ценной бумагой является некий объект, кот может находиться как в виде материального документа, так и не иметь физич формы, однако существовать реально в виде указывающих на это записей в книгах учета, записей на счетах, а также в виде информации, записанной на электронных носителях
  • Цен бумага – это эк инструмент, кот может самост-но обращаться на опред рынке, т.е. быть объектом купли-продажи и иных сделок
  • Цен бумага есть средство достижения опред интересов ее владельца: получение регулярного или разового дохода, обладание правами на управление в акционер компании, хеджирование рисков и аккумуляция
  • Ценные бумаги могут давать возможность трансферта имущественных и иных прав, вытекающих из этих документов другим лицам

Ценная бумага является правовой категорией. В области права используются след методологические приемы решения проблемы, отнесения финансовых инструментов к категории ценных бумаг:

    1. Дать в законе исчерпывающий перечень ценных бумаг, а затем по каждому отдельному виду казать присущий стандартный набор признаков
    2. Выделение атрибутивных свойств, присущих всем без исключ видам ценных бумаг: гос облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегат сертификаты, банковские сберегат книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, кот законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг

Исходя из атрибутивных признаков цен бумаг, можно выделить 3 основных:

  • Особое содержание ценных бумаг (права, кот ими закрепляются)
  • Особые способы движения ценных бумаг
  • Особенности формы ценных бумаг (возможность существования в документарной и бездокументарной форме)

Информация о работе Лекции по "Рынку ценных бумаг"