Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:13, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Основы организации бухгалтерского учета в
финансовых и бюджетных учреждениях
1.Понятие бюджетного учета
2.Организация бюджетного учета в Республике Казахстан
3.Задачи и принципы бюджетного учета

Вложенные файлы: 1 файл

6 Лекционный комплекс Учет и отчетность в ФБО.doc

— 405.50 Кб (Скачать файл)

Во II разделе отражается сумма материальных запасов бюджетного учреждения по фактической себестоимости. К ним относятся изделия производственных мастерских, продукты подсобных сельских хозяйств, материалы и продукты питания, молодняк животных и животные на откорме.

В III разделе учитывается сумма малоценных и быстроизнашивающихся предметов в оценке по первоначальной стоимости.

В IV разделе отражается затраты производственных мастерских, подсобных сельских хозяйств и других производств в виде незавершенного производства.

В V разделе отражается наличие и размещение денежных средств бюджетного учреждения на различных счетах открытых лимитов по бюджету и внебюджетным средствам.

Дебиторская задолженность по расчетным  операциям учитывается в VI разделе.

В VII разделе отражаются произведенные расходы бюджетного учреждения по бюджетным и внебюджетным средствам, непокрытые финансированием.

В VIII разделе показывается сумма убытков за отчетный период.

       В IX разделе отражаются затраты на капитальное строительство: строительные материалы, оборудования к установке, расчеты с подрядчиками и другие затраты на капитальные вложения.

В пассиве баланса отражаются источники образования и назначения средств государственных учреждений.

В I разделе отражается сумма финансирования из государственного бюджета и других бюджетов на расходы учреждения и другие мероприятия, а также суммы заемных средств.

Размеры различных фондов и средств  целевого назначения нашли отражение во II разделе. Здесь же отражаются резервы, созданные за счет износа активов, нематериальных активов и МБП.

В III разделе отражается кредиторская задолженность государственного учреждения по расчетным операциям.

В IV разделе отражается реализация изделий производственных мастерских, продукции подсобных сельских хозяйств и различные доходы. Здесь же отражается общая прибыль от деятельности государственного учреждения.

Финансирование капитального строительства  выделено в V разделе.

Баланс исполнения плана финансирования отражает количественные и качественные изменения деятельности государственного учреждения: наличие материальных запасов, сколько фактически произведено расходов по бюджету и внебюджетным средствам, каков размер дебиторской и кредиторской задолженностей.

 Составлением бухгалтерского  баланса завершается цикл бухгалтерского учета за определенный период. Он составляется на основе проведенных бухгалтерских записей, подтвержденных оправдательными документами. Как и в производственной сфере, в государственных учреждениях предусмотрено проведение инвентаризаций статей баланса, бланков строгой отчетности, за балансовых статей.

Баланс исполнения плана финансирования составляют на основании сверенных счетов и оборотов по счетам бухгалтерского учета, утверждается руководителем и главным бухгалтером и в установленные сроки предоставляется вышестоящему распорядителю ассигнований.

План счетов бухгалтерского учета (приложение 2) для государственных  учреждений служит основой организации  бухгалтерского учета. Действующий  план счетов утвержден приказом Департамента казначейства министерства финансов РК от 27 января 1998 года №30 (изменения и дополнения приказом  комитета казначейства  №67 от 14 марта 2002 года). Он состоит из 12 разделов. В них указываются счета первого порядка – синтетические счета, обозначенные двухзначными кодами, и счета второго порядка – субсчета, обозначенные трехзначными кодами.

В бухгалтерском учете корреспонденция  счетов по хозяйственным операциям отражаются кодами субсчетов, конкретизируя тем самым специфики тех или иных доходов или расходов.

В плане счетов также предусмотрено  применение 10 за балансовых счетов, на которых учет средств ведется по простой системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Учет денежных средств в финансово-бюджетных  учреждениях

1.Учет кассовых  операций

2. Особенности  учета расчетных операций

1.Учет кассовых  операций

Основным участком финансовой работы в бюджетных учреждениях является четкая организация учета денежных средств.

Задачами учета денежных средств  в государственных учреждениях являются:

    1. Точный,  полный и своевременный учет денежных средств и операций по их движению.
    2. Контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием.
    3. Контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины.
    4. Выявление возможностей более рационального использования денежных средств.

Денежные средства государственных учреждений учитываются на следующих синтетических счетах:

09 – «Открытые лимиты по бюджету»

10 – «Лимиты по местным бюджетам»

11 – «Внебюджетные, валютные  счета и специальные счета  по внешним займам и софинансированию»

12 – «Касса»

13 – «Прочие денежные средства»

Все субсчета данных счетов по учету  денежных средств активные, денежные, по дебету - отражается поступление, зачисление средств, по кредиту  - их выбытие, перечисление, сальдо означает наличие денежных средств на определенную дату.

Счет 09 «Открытые лимиты по бюджету» содержит 8 субсчетов, на которых ведется  учет денежных средств, выделенных из республиканского бюджета на расходы государственного учреждения, для перевода подведомственных учреждениям и на другие мероприятия.

В соответствии с росписью расходов республиканского бюджета, Департамент Казначейства Министерства финансов РК в пределах имеющихся финансовых ресурсов выдает министерствам (ведомствам) казначейские разрешения (Ф.1). В свою очередь, министерства и ведомства выдают подведомственным бюджетным организациям Казначейские разрешения (Ф.2) в порядке, определенном Инструкцией Министерства финансов РК от 18 сентября 1995 года №239. «По составлению финансового плана и прогнозированию потоков наличности» (с изменениями от 5 июня 1996 года за №130). Выдача организациям казначейских разрешений на расходы по республиканскому бюджету производится с учетом остатка свободных средств на Едином Казначейском счете и остатка неиспользованных лимитов.

Использование средств республиканского бюджета осуществляется строго по целевому назначению. В связи с расширением функций Департамента Казначейства в органах Казначейства и на основании соответствующего разрешения в установленном порядке открывается один бюджетный счет на расходы организации и не централизованные мероприятия. Расход денежных средств с бюджетных счетов производится органами казначейства в пределах выделенных лимитов, открытых на текущий финансовый год.

Для сверки правильности бухгалтерских  записей по счету 09 бюджетная организация за последний день месяца и в сроки по согласованию с органами казначейства получает выписку с лицевого счета (форма 044-А)

На субсчете 091 «Открытые лимиты в пути» учитываются лимиты, выделенные главными распорядителями лимитов, но полученные нижестоящими распорядителями лимитов в следующем месяце. Этот субсчет применяют учреждения, содержащиеся на республиканском и местном бюджетах.

Следующие субсчета (092,093,095,096,098,099) выполняют  функции, соответствующие своим  наименованиям, и каких-либо отличительных особенностей в методике учета не имеют.

Корреспонденции счетов по учету денежных средств на счетах открытых лимитов по бюджету:

 

Содержание операций

Корреспонденция счетов

Дебет

   Кредит

Поступление финансирования на бюджетный  счет государственного учреждения, содержащихся за счет республиканского бюджета:

- на балансе главного распорядителя лимитов;

- на балансе нижестоящих распорядителей лимитов.

 

 

 

090,092,093,

096,098,099

 

090,092,093,096

 

 

 

230,233,231,

232,238,239

 

140,141,142,

143

Перечисление средств на транзитный счет (889) территориального органа казначейства, для получения наличных денег.

 

178

 

090,110,111,

112,115

Получение в кассу наличных денег  по чекам

120

178

Оплата счетов поставщиков за материальные ценности

 

150,178,179

 

090,093,096

Перечисление с бюджетного счета  подрядчикам за выполненные работы по капитальному строительству.

Одновременно отражается списание расходов по строительству

 

 

150

 

203

 

 

093,103

 

150

Перечисление в бюджет задолженности  по налогам

 

173

 

     090, 093

Перечисление с бюджетных счетов за товары, проданные в кредит, профсоюзные взносы, по исполнительным листам и прочие

 

 

182-187

 

 

090

 Закрытие разрешенных лимитов в конце года

140-143

230-239

 

      090-099


 

Счет 100 «Лимиты по местным бюджетам» содержит 4 субсчета, на которых ведется учет движения лимитов, выделенных бюджетным организациям, содержащимся за счет местных бюджетов.

Порядок открытия бюджетного счета, организация  учета, характеристика субсчетов и корреспонденции операций по движению лимитов по местным бюджетам аналогична методике учета открытых лимитов по бюджету. При этом вместо субсчетов счета 09 применяются субсчета, счета 10. Учет денежных средств на специальных и валютных счетах бюджетных учреждений осуществляется на счете 11 «Внебюджетные, валютные счета и специальные счета по внешним займам и софинансированию», который имеет 7 субсчетов.

Приказом    Департамента    Казначейства   Министерства   финансов   РК   от

22 апреля 1998 года № 184 внесены  дополнения и изменения в план  счетов. Например, счет 11 дополнен субсчетами 113 «Специальный счет по внешним займам», 114 «Специальный счет со финансирования».

На субсчете 113 учитывается финансовые операции по поступлению и расходованию средств  по внешним займам. При этом специальный счет открывается в банке второго уровня, рекомендованном Национальным Банком РК.  Соответственно  в  счет   по   учету    финансирования     введен           субсчет

239 «Финансирование проекта из  средств внешних займов» и  при поступлении средств на  специальный счет по внешним  займам делается бухгалтерская  запись Д 113 - К 239.

Если государственное учреждение осуществляется проект за счет внебюджетных ассигнований и предусматривается его со финансирование из средств республиканского бюджета, то учет поступления и расходования средств со финансирования осуществляется на субсчете 114 «Специальный счет со финансирования», который также открывается в банке второго уровня при наличии разрешения Департамента Казначейства Министерства финансов РК.

Учет средств софинансирования отражается следующим образом:

Содержание операций

Корреспонденция счетов

Дебет

   Кредит

Поступление средств со финансирования из республиканского бюджета на бюджетный счет организации

Одновременно отражается перечисление средств на специальный счет со финансирования

 

 

090

 

 

114

 

 

230

 

 

090


 

На внебюджетном субсчете 112 учитываются  депозитные суммы. Депозитные суммы – это средства, поступающие во временное распоряжение государственных учреждений и подлежащие возврату вносителям или передаче по назначению в установленный срок.

Учет валютных операций, порядок  совершения и оформления которых  регулируется действующим законодательством, ведется на субсчете 118 «Валютный счет». Учет наличия и движения средств в иностранной валюте отражается в тенге, путем пересчета иностранной валюты по курсу Национального Банка РК на дату совершения операции.

Операции по движению средств на валютном счете отражается следующим образом:

 

Содержание операций

Корреспонденция счетов

Дебет

   Кредит

Покупка иностранной валюты за счет бюджетных ассигнований

 

178

 

09,10

Поступление иностранной валюты на валютный счет

Одновременно отражаются расходы  по бюджету за счет фонда валютных средств

 

118

 

200

 

178

 

273


 

        Наличие и  движение денежных средств в  кассе государственных учреждений ведется на субсчете 120 «Касса».

Порядок ведения кассовых операций и определения лимита наличных денег в кассах государственных учреждений определен «Правилами ведения кассовых операций в государственных учреждениях», утвержденных Приказом Министерства финансов РК от 25 апреля 2000 года № 195 и зарегистрированных в Министерстве юстиции РК 23 мая 2000 года за № 1135.

Наличные деньги кассир государственного учреждения получает в уполномоченном банке по именным чекам казначейства. При приеме кассира на работу, руководитель организации обязан под роспись ознакомить кассира с Правилами ведения кассовых операций и заключить с ним договор  о его полной индивидуальной материальной ответственности.

В государственных учреждениях  с малой численностью работающих и не имеющих в штате кассира, обязанности кассира исполняются другим работником по письменному распоряжению руководителя.

Учет кассовых операций осуществляется следующим образом:

Содержание операций

Корреспонденция счетов

Дебет

   Кредит

Получение наличных денег по чекам  в кассу государственного учреждения

 

120

 

178

Поступление сумм в кассу по приходным  кассовым ордерам

 

120

178, 160, 170, 172

Выдача сумм из кассы по расходным  кассовым ордерам

160,171,172,

174,177

 

120

Информация о работе Лекции по "Финансам"