Лекции по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:13, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Основы организации бухгалтерского учета в
финансовых и бюджетных учреждениях
1.Понятие бюджетного учета
2.Организация бюджетного учета в Республике Казахстан
3.Задачи и принципы бюджетного учета

Вложенные файлы: 1 файл

6 Лекционный комплекс Учет и отчетность в ФБО.doc

— 405.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Движение денег в кассе оформляется  приходным и расходным кассовыми  ордерами. Записи в кассовую книгу  производятся ежедневно. В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующее число. Отрывной лист кассовой книги с приложенными к нему первичными документами передается в бухгалтерию под расписку в кассовой книге.

 

2. Особенности  учета расчетных операций в бюджетных организациях

 

Современный финансовый механизм Республики Казахстан, в том числе и  бюджетный, невозможен без системы расчетов.

Расчеты классифицируются по своему характеру на группы:

-   внутренние расчеты, осуществляемые  внутри организации, например, между        администрацией и персоналом,

- внутрихозяйственные расчеты,  осуществляемые между структурными подразделениями организации,

- внутриведомственные расчеты,  осуществляемые между учреждениями и вышестоящими органами,

-  межхозяйственные расчеты – это расчеты, возникающие между организациями за поставки материальных ценностей, оказание услуг, выполнение работ,

- одногородние расчеты, осуществляемые  внутри города.

- иногородние расчеты, осуществляемые  между организациями находящимися в разных городах.

-  международные расчеты, производимые  между плательщиком и получателем, находящимся на территории разных государств.

В бюджетных организациях для учета  расчетов применяют счета:

15 «Расчеты с поставщиками, подрядчиками  и заказчиками за выполненные  

     работы и оказанные  услуги»;

16 «Расчеты с подотчетными лицами»;

17 «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами»;

18 «Расчеты с рабочими и служащими  и стипендиатами»;

19 «Расчеты по пенсионному и  социальному обеспечению»

Субсчет 150 пассивный, расчетный, применяют  для отражения расчетов с поставщиками за приобретаемые у них материалы и продукты питания, оборудования, стройматериалы, МБП и т.д., а также подрядчиками за выполненные работы по капитальному строительству и другие работы и услуги.

Учет расчетных операций осуществляется следующим образом:

Содержание операций

Корреспонденция счетов

Дебет

   Кредит

ТМЦ получены от поставщиков и оприходованы на склад:

- оборудование  к установке  

- строительные материалы  Д 041 - К 150

- молодняк животных   Д 050 - К 150

- материалы и продукты питания Д 06 - К 150

- МБП      Д 07 - К 150

040

150


 

1.

2.  Оплачены счета поставщиков  за поставленные  ТМЦ:   

                                                               Д 150 - К 090,093

3.  Приняты к оплате счета  подрядчиков за строительные, монтажные   работы и др. виды услуг:                                  

                                                               Д 203,216 - К 150

4. Погашена (оплачена) кредиторская  задолженность подрядчикам за  выполненные работы и услуги:

                                                               Д 150 - К 093,103

5. Переданы подрядчику оборудования  к установке, конструкции и  детали, строительные материалы:

                                                    Д 150 - К 040,041

Аналитический учет по каждому поставщику и подрядчику производят в карточках ф. №292-а, книге ф.292.

На субсчете 157 «Расчеты с покупателями и заказчиками» учитывается дебиторская задолженность покупателей и заказчиков:

в основном в бюджетных учреждениях  – это авансы, полученные от организации  в счет выполнения учреждениями работ и услуг по договорам.

1. Поступили средства от заказчиков:   

                                                    Д 113 - К 157

2. Зачисление средств в состав  единого фонда финансовых средств  производится после выполнения  заказа или отдельных его этапов 

                                                  Д 157 - К 270

Если завершение заказа или этапа  работ приходится не на квартал, месяц, то зачисление в состав единого фонда финансовых средств, поступивших от заказчика сумм, производится в размере затрат, предусмотренных на выполнение этого заказа в плане на данный отчетный период.

Аналитический учет по субсчету 157 ведется  на карточках ф. 292-а, книге ф.№292.

Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия из кассы на мелкие хозяйственные расходы и на командировочные расходы. Основание, сроки и порядок  выдачи подотчетной суммы (заявление, расходный кассовый ордер), те же, что и в производственной сферы.        

Об израсходовании авансовых сумм, подотчетные лица представляют отчет с приложением документов, подтверждающих производственные расходы. В бухгалтерии авансовые отчеты проверяют арифметически, а также правильность оформления документов, расходование средств по назначению и проставляется счетные подразделения, подкласс, специфика. Проведенные авансовые отчеты утверждаются руководителем учреждения.

Неиспользованный остаток аванса должен быть возвращен подотчетным лицом не позднее 3-х дней после сдачи авансового отчета. Выдача новых авансов подотчетному лицу может быть произведена при условии погашения ранее выданного аванса.

Подотчетные суммы учитываются  на активном расчетном счете 16 «Расчеты с подотчетными лицами» (одноименный субсчет 160).

Бухгалтерские проводки:

1.Суммы, выданные подотчетным  лицам:      

                             Д 160 - К 09,10,11,12

2.Расход подотчетных сумм:

- на приобретение материалов, продуктов  питания, МБ

                             Д 06,07 - К 160

3.  За счет подотчетных сумм: 

- оплачены оказанные услуги                     

                            Д 20,21 - К 160  

-  оплачены затраты на производство  и др. цели         

                             Д 08 - К 160

4. Остаток подотчетных сумм возвращен  в кассу:

                             Д 120 - К 160

5. Остаток подотчетных сумм удержан с заработной платы работников                        

                                Д 180 - К 160

Аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется в накопительной  ведомости по расчетам с подотчетными лицами ф. 386 Мемориальный ордер №8. Учет в этой ведомости ведется порционным способом как в журнале-ордере №7. По каждой строке записывается фамилии подотчетных лиц, суммы выданного аванса и суммы произведенных расходов, а также поступившая сумма неиспользованного аванса. По окончании месяца итоги по дебету и кредиту субсчета 160 записываются в книгу «Журнал-главная».

Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации. Их называют дебиторами.

Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работниками, и лицам, которые называются кредиторами.

В бухгалтерском балансе дебиторская  и кредиторская задолженности отражается по их видам. Сумма кредиторской и депонентской задолженности, числящиеся на балансе по которой истек срок исковой давности остаются в распоряжении учреждения, кроме платежей в бюджет и расчетам с фондами. Суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, списывается с разрешения руководителя учреждения на уменьшение финансирования или фондов, а суммы задолженности по бюджету, государственным внебюджетным фондам – подлежат возврату в соответствующий бюджет и фонды.

Для учета расчетов с разными  дебиторами и кредиторами в бухгалтерском учете применяют счет 17 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

На субсчете 170 «Расчеты по недостачам»  учитываются суммы недостач и  хищений денежных средств и ценностей, суммы потерь от порчи материальных ценностей, отнесенные за счет виновных лиц.

При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба.

Бухгалтерские проводки:

1. Выявлены недостачи и потери:    

                            Д 170 - К 06,120

2. Отражается возмещение недостач ТМЦ или денежных средств:

            Д 10,11,12 - К 120

3.Удержание из заработной платы  сумм недостач и порчи:

                            Д 180 - К 170

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5.  Особенности  учета основных средств в финансово-бюджетных организациях

1.Понятие основных  средств, их классификация и   оценка.

           2.Особенности учета основных средств в бюджетных организациях

 

1.Понятие основных  средств, их классификация и   оценка.

 

Основные средства — это материальные активы, которые: (а) используются предприятием для производства или поставки товаров или услуг для сдачи в аренду другим предприятиям, или для административных целей и которые (б) предполагается использовать в течение более чем одного периода.

К основным средствам относят:

  • Недвижимость (земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и др. объекты);
  • Транспортные средства;
  • Оборудование, специальные инструменты;
  • Орудия лова;
  • Производственный и хозяйственный инвентарь;
  • Взрослый рабочий и продуктивный скот;
  • Прочие основные средства (библиотечные фонды, музейные ценности, экспонаты животного мира).

Важное значение, в учете основных средств, имеет их правильная оценка.

Различают:

  • Первоначальную стоимость (по МСФО – себестоимость);
  • Текущую стоимость;
  • Балансовую стоимость;
  • Справедливую стоимость ;
  • Ликвидационную стоимость.
  • И другие виды

Первоначальная стоимость  – это стоимость, по которой основные средства отражаются в учете в момент оприходования на предприятие. В нее включаются все фактически произведенные расходы по возведению или приобретению основных средств (в т.ч. налоги, сборы, проценты за кредит, затраты по доставке, установке, пуску в эксплуатацию).

Себестоимость (по МСФО) — сумма денежных средств или их эквивалентов, выплаченных за актив или справедливая стоимость другого возмещения отданного при приобретении или сооружении актива.

Текущая стоимость –  это стоимость основных средств по действующим рыночным ценам на определенную дату.

Балансовая стоимость  – сумма, по которой актив представляется в бухгалтерском балансе, являющаяся его себестоимостью (или другой приемлемой основой, такой, как справедливая стоимость), за вычетом накопленного износа или накопленных убытков от уменьшения полезности.

          Ликвидационная стоимость — предполагаемая чистая сумма, которую ожидается получить от окончательного выбытия актива после того, как закончится срок его полезной службы, за вычетом предполагаемых затрат по выбытию.

           Справедливая стоимость - это сумма, на которую можно обменять актив при совершении операции между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию, независимыми сторонами.  
         Чистая стоимость реализации — сумма, которую можно получить от реализации актива в сделке между информированными, заинтересованными и независимыми сторонами, за вычетом затрат на выбытие актива.  
              Ценность использования актива (стоимость использования актива) — настоящая стоимость оцененных будущих денежных потоков, получение которых ожидается в результате непрерывного использования актива и его ликвидации в конце срока его полезной эксплуатация.  
              Срок полезной службы — период, в течение которого ожидается использование актива предприятием. Измеряется либо периодом времени, в течение которого ожидается его использовать, либо количеством произведенных единиц, которое предприятие предполагает получить от использования актива.

     В учете основных средств существует четыре главных вопроса:

1. Сумма, по которой активы  первоначально регистрируются при приобретении  
2. Ставка износа, по которой стоимость актива должна распределяться на будущие периоды

3. Как изменения стоимости после  приобретения должны отражаться  на счетах, включая и повышение  стоимости, и возможное снижение, следствие снижения стоимости.

Информация о работе Лекции по "Финансам"