Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 18:54, курс лекций
Краткое описание
Вопрос 1. Финансы как экономическая категория. Роль и функции финансов. Вопрос 2. Сбережения, инвестиции и финансовые рынки. Движение капитала. Вопрос 3. Государственное регулирование экономики и финансов. Вопрос 4. Характеристика государственных финансов. Вопрос 5. Бюджетная система. Сущность государственного бюджета. Вопрос 6. Бюджетный дефицит и государственный долг.
Вопрос 1. Финансы как экономическая
категория. Роль и функции финансов.
Вопрос 2. Сбережения, инвестиции
и финансовые рынки. Движение капитала.
Вопрос 3. Государственное регулирование
экономики и финансов.
Вопрос 4. Характеристика государственных
финансов.
Вопрос 5. Бюджетная система.
Сущность государственного бюджета.
Вопрос 6. Бюджетный дефицит
и государственный долг.
Вопрос 7. Налоговая система
государства. Принципы налогообложения
и функции налогов. Налоговая система.
Вопрос 8. Виды льгот по налогам.
Изменение срока уплаты налогов и сборов.
Вопрос 9. Денежное обращение
и денежная система
Вопрос 10. Основные элементы
современных денежных систем.
Вопрос 11. Спрос и предложение
денег.
Вопрос 12. Основные методы воздействия
государства на денежную массу.
Вопрос 13. Банки, банковская
система.
Вопрос 14. Кредит как экономическая
категория.
Вопрос 15. Формы и виды кредита.
Принципы кредитования.
Вопрос 1.
Финансы как экономическая категория.
Роль и функции финансов.
Финансы, выражая реально существующие
в обществе производственные отношения,
имеют объективный характер и специфические
отношения, и поэтому выступают в качестве
экономической категории.
Особенность финансов как экономической
категории – заключается в том, что они
всегда имеют денежную форму выражения.
1. Денежный характер финансовых
отношений.
2. Распределительный характер
финансовых отношений.
3. Финансы как экономическая
категория участвуют в формировании
денежных доходов и накоплений,
принимающих форму финансовых
ресурсов.
Деньги: – являются обязательным
условием существования финансов.
Появление финансовых отношений
всегда проявляется в реальном движении
денежных средств.
Финансы – это денежные отношения,
возникающие в процессе распределения
и перераспределения собственности валового
общественного продукта и части национального
богатства в связи с формированием денежных
доходов и накоплений у государства и
Х.С. и используемых на расширенное воспроизводство,
удовлетворяющее социальные и др. потребности
общества материального стимулирования
работающих и т.д.
Роль финансов в условиях рынка.
Финансы – неотъемлемый элемент
на всех уровнях хозяйствования, необходимый
для нормального функционирования низовому
звену и государственной системе управления.
В общей совокупности финансовых
отношений могут быть выделены 3 крупные
сферы:
Функция – это внешнее проявление
свойства какого-либо объекта в данной
системе отношений.
- Распределительная
- Контрольная
- Стимулирующая (регулирующая)
Вопрос 2.
Сбережения, инвестиции и финансовые рынки.
Движение капитала.
Рассмотрим, как изменится кругооборот
при включении в него финансовых рынков.
Инвестиции – это увеличение
финансового капитала в экономике, приводящее
к росту предложения факторов производства.
Реальные – разделяется на
инвестиции в основной капитал (финансирование)
и на инвестиции в товарно-материальные
запасы.
Инвестиции в человеческий
капитал связано с постоянным обучением
персонала.
Финансовые – инвестиции в
ценные бумаги.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ=РАСХОДЫ
НА ПОТРЕБЛЕНИЕ+РАСХОДЫ НА ИНВЕСТИЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД=РАСХОДЫ
НА ПОТРЕБЛЕНИЕ+СБЕРЕЖЕНИЯ →
РАСХОДЫ НА ИНВЕСТИЦИИ=СБЕРЕЖЕНИЯМ
Движение капитала выражается
через каналы перемещения финансовых
средств от собственников капитала к заемщикам
Долевое финансирование – передача
денег в обмен на право долевого участия
в собственности
Долговое – передача денег
в обмен на обязательство выплатить эти
средства в процентах но без предоставления
права собственности.
Косвенное финансирование –
предполагает передачу денег через финансовых
посредников.
Прямое финансирование – совокупность
финансовых, рыночных каналов средств,
по которым перемещаются непосредственно
от собственников сбережения к заемщикам.
Финансовые посредники – совокупность
финансовых институтов (банки, пенсионные
фонды, страховые компании, инвестиционные
компании и т.д.), чьи функции заключены
в аккумулировании денежных средств домохозяйств
и последующее предоставление этих средств
в распоряжение фирм на коммерческой основе.
Вопрос 3.
Государственное регулирование экономики
и финансов.
Государственное регулирование
выражается через виды связей государства
с экономической системой, которые включают:
1. Чистые налоги
2. Государственные закупки
(заказ или расходы государства)
a. В случае, если государственные
расходы больше чистых налогов
возникает ситуация бюджетного
дефицита и правительство бережет
взаймы на финансовых рынках.
b. Если чистые налоги
больше государственных расходов,
то образуется поток денежных
средств к финансовым рынкам (если
нет внешнего долга)
3. Государственные займы
Используя эти связи, государство
может влиять на экономическую систему
и в первую очередь на:
- Величину номинального
национального продукта
- Уровень цен
- Скорость обращения денег
Цели государственного регулирования
экономики включают в себя:
1. Достижение устойчивого
экономического роста
2. Поддержание оптимального
уровня занятости
3. Обеспечение стабильности
цен
4. Создание системы социальной
защищенности граждан
5. Обеспечение равновесия
во внешнеэкономической деятельности
(оптимальное соотношение экспорта
и импорта)
Инструменты государственного
регулирования экономики и финансов включают:
1. Фискальная (налогово-бюджетная)
политика
2. Денежно-кредитная политика
(мониторная) – т.е. совокупность
механизмов воздействия на денежную
массу, находящуюся в обращении.
Дело государства – инвестиции
в производство.
3. Социальная политика
– проводимая путем индексации
доходов установленного прожиточного
минимума, проведение социальных
программ помощи малоимущим и
т.д.
4. Внешне экономическое
регулирование – торговая политика,
система внешних торговых тарифов,
правило выдачи квот и лицензий,
управление валютным курсом.
Государственное регулирование
финансов подразумевает наличие субъектно-объектной
системы управления.
При управлении финансами объекты
– это разнообразные виды финансовых
отношений, т.е. сферы финансовых отношений
(сферы – финансы предприятий, государственные
финансы, страховые отношения)
Субъекты управления – финансовые
службы предприятий, финансовые органы
государства и т.д.
Совокупность всех организационных
структур, осуществляющих управление
финансами – финансовый аппарат.
Схему управления можно разбить
на три основных этапа:
1. Планирование
2. Контроль
3. Оперативное управление
Планирование – это оценка
состояния ресурсов, анализ возможности
их увеличения, выбор направлений их эффективного
использования.
Оперативное управление – комплекс
мер по оперативному реагированию на складывающуюся
финансовую ситуацию. Оно, как правило,
сводится к перегруппировке и маневрированию
финансовыми ресурсами с целью получения
максимального эффекта.
Контроль – осуществляется
на всех стадиях управления финансами
и его цель – сравнение фактических результатов
с плановыми для определения и принятия
соответствующих мер.
Принято управление финансами
рассматривать с двух точек зрения: стратегической
и оперативной.
Вопрос 4.
Характеристика государственных финансов.
Содержание государственных
финансов
Государственные финансы –
это денежные отношения по поводу распределения
и перераспределения стоимости с формированием
финансовых ресурсов в распоряжении государства
и его предприятий и использование государственных
средств на реализацию функций государства.
1. Бюджет
2. Внебюджетные фонды
3. Государственный кредит
(займ)
4. Финансы государственных
предприятий федерального подчинения
Для выполнения государства
формируется федеральный бюджет.
Его ресурсы предназначаются
для финансирования:
1. Государственных целевых
программ
2. Обеспечения государственных
расходов, связанных с выполнением
федеральных функций (развитие культуры,
образования, социальной сферы)
3. Содержание вооруженных
сил и органов управления
4. Выполнение заключенных
международных, политических и экономических
соглашений
Бюджеты субъекта федерации
и местные бюджеты используются для регулирования
на низших уровнях экономических процессов.
Вопрос 5.
Бюджетная система. Сущность государственного
бюджета.
Основополагающие принципы
построения бюджетной системы закреплены
конституцией и специальным бюджетным
законодательством.
Основным принципом построения
бюджетной системы является принцип фискального
либерализма, который предусматривает
четкое разграничение компетенций между
уровнями бюджета.
Единство бюджетной системы
обеспечивается:
- Единством денежной системы
- Единой правовой базой
- Единой формой документации
и бюджетной классификации
- Предоставлением необходимой
информации с различных уровней
для составления консолидированного
бюджета (совокупности всех бюджетов)
Бюджетный механизм – это инструмент
реализации бюджетной политики, нацеленной
на решение важных экономических и социальных
задач.
Бюджет выступает в роли инструмента
государственного регулирования экономики.
Бюджет как инструмент государственного
регулирования имеет формы прямого и косвенного
воздействия на экономику:
- Бюджетное финансирование
- Налоги и налоговые
льготы
Бюджетный процесс – это регламентируемая
законом деятельность органа власти и
управления по составлению, рассмотрению,
утверждению и исполнению бюджета.
Бюджетный процесс в РФ включает
следующие этапы:
1) Президент и его администрация
определяют цели бюджета и
разрабатывают бюджетное послание.
2) На основании бюджетного
послания Кабинет Министров РФ
разрабатывает государственный
бюджет РФ.