Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 18:54, курс лекций
Краткое описание
Вопрос 1. Финансы как экономическая категория. Роль и функции финансов. Вопрос 2. Сбережения, инвестиции и финансовые рынки. Движение капитала. Вопрос 3. Государственное регулирование экономики и финансов. Вопрос 4. Характеристика государственных финансов. Вопрос 5. Бюджетная система. Сущность государственного бюджета. Вопрос 6. Бюджетный дефицит и государственный долг.
3) Этот государственный
бюджет РФ обсуждается, корректируется
и утверждается Государственной
Думой.
4) Государственный бюджет
РФ утверждается Федеральным
собранием РФ
5) Государственный бюджет
РФ подписывается президентом
РФ как закон
6) Кабинет Министров РФ
и органы государственной власти,
субъектов Федерации и областей
исполняют государственный бюджет
РФ
7) Счетная палата осуществляет
мониторинг исполнения бюджета
и представляет отчет в Государственную
Думу
8) Государственная Дума
утверждает отчет об исполнении
бюджета
Государственная Дума и Федеральное
собрание утверждают федеральный бюджет,
отчет о его исполнении, устанавливают
налоги, объекты налогообложения, доходы,
поступающие в бюджеты субъектов Федерации
и местные бюджеты, а также расходы бюджета
Бюджетное послание Президента
может включать:
1) Основные показатели
социально-экономического развития
на соответствующий период (это
критерии достижения доставленных
целей)
2) Сводный финансовый
баланс на территории России
3) Основные направления
бюджетной политики
4) Сведения о государственных
доходах на территории России
5) Проект республиканского
бюджета
6) Проект консолидированного
бюджета
7) Оценку исполнения бюджетов,
предшествующего и текущего финансовых
годов
Комиссии и комитеты ГД проводят
постатейное рассмотрение проекта бюджета
и выносят к нему заключение. Время, отводимое
на утверждение бюджета, ограничивается
законом.
После утверждения бюджета
по основным характеристикам утверждают
бюджетное ассигнование по конкретным
статьям в соответствии с предметной бюджетной
классификацией. Для обеспечения общегосударственной
и международной сопоставимости бюджетных
данных наряду с предметной, может использоваться
экономическая, ведомственная и смешанная
бюджетные классификации.
Порядок исполнения бюджетов
устанавливается Правительством. Исполняется
бюджет через казначейство или смешанную
систему исполнения – казначейско-банковскую.
В процессе исполнения бюджета распределение
средств осуществляется на основании
росписи расходов и доходов.
Роспись- это основной оперативный
план распределения расходов и доходов
бюджета по подразделениям бюджетной
классификации.
Вопрос 6.
Бюджетный дефицит и государственный
долг.
Бюджетный дефицит – это финансовое
явление, которое нельзя назвать чрезвычайным
и которое является неотъемлемым элементом
экономической системы.
Основные мероприятия по сокращению
бюджетного дефицита это:
I. Стимулирование притока
денежных средств в бюджет
II. Сокращение государственных
расходов.
Меры
1) Направление государственного
инвестирования в эффективнее
сферы
2) Использование бюджетных
средств и санкций, позволяющих
полнее учитывать конкретные
условия и стимулирующих рост
общего производства.
3) Сокращение сферы государственной
экономики и государственного
инвестирования (приватизация и
разгосударствление)
4) Продажа части задолженности
других стран на мировом рынке
5) Сокращение и прекращение
правительственной помощи другим
государствам
6) Снижение военных расходов
7) Сохранение и финансирование
менее важных социальных программ
8) Более широкое привлечение
в страну иностранного капитала
Нарастание бюджетного дефицита
ведет к увеличению государственного
долга
Бюджет развития – это средства,
идущие на финансирование инвестиционной
и инновационной деятельности, а также
другие затраты, связанные с расширенным
производством.
Бюджет текущих расходов –
это все расходы, не вошедшие в бюджет
развития. При бюджетном дефиците первоочередному
финансированию подлежат текущие расходы.
В процессе исполнения бюджета, когда
имеет место превышение предельного уровня
дефицита бюджета или значительное снижение
поступления доходных источников бюджета
вводится механизм секвестра расходов,
т. е. пропорциональное снижение расходов
(5, 10, 15 % и т.д. ) ежемесячно по всем статьям
бюджета в течение оставшегося времени
текущего финансового года. Секвестру
не подлежат защищенные статьи, состав
которых определяется законодательно.
Государственный долг.
Это сумма накопленных в стране
за определенный период времени бюджетных
дефицитов за вычетом имеющихся за это
же время положительного сальдо бюджета.
Различают: внешний и внутренний
государственный долг.
Внешний – долг иностранным
государствам, организациям и лицам.
Внутренний – долг государства
своему населению, приводящий к перераспределению
доходов внутри страны.
Вопрос 7.
Налоговая система государства. Принципы
налогообложения и функции налогов. Налоговая
система.
Основы теории налогообложения.
Основные понятия.
Налоги – это обязательные
сборы с юридических и физических лиц,
проводимые государством на основе налогового
законодательства.
Государство устраивает принципы
построения налоговой системы, методы
взимания налогов и определяет элементы
налога.
Элемент налога состоит из:
1) СУБЪЕКТ НАЛОГА (налогоплательщик)
– это лицо физическое или
юридическое, на которое государством
возложена обязанность платить
налоги. Но через механизм цен
налоговое бремя может быть
переложено на другое лицо → выделяется носитель налога,
т.е. лицо, которое фактически уплачивает
налог.
2) ОБЪЕКТ НАЛОГА – это
доход или имущество, с которого
начисляется налог.
Согласно законодательству,
объектами налогов являются:
- Доход (прибыль)
- Стоимость определенного
товара (акцизы)
- Добавленная стоимость
продукции
- Имущество юридических
и физических лиц
- Передача имущества
- Операции с ценными
бумагами
- Отдельные виды деятельности
- Другие объекты, установленные
законом.
3) ИСТОЧНИК НАЛОГА –
это доход, за счет которого
уплачивается налог
4) СТАВКА НАЛОГА – это
величина налога на единственное
обложение (денежная единица дохода,
единица земельной площади)
5) Ставка
Принципы налогообложения:
1) Однократность обложения
2) Стабильность ставок, действующих
в течение длительного периода
и простота исчисления плат
3) Дифференциация ставок,
в зависимости от уровня дохода.
4) Обоснованность конкретной
величины ставки
5) Универсальность налогообложения,
т.к. одинаковый подход к исчислению
величины налога не зависит
от:
- Вида собственности
- Организационно-правовых
форм хозяйствования
- Источника получения
дохода и т.д.
6) Гибкость налоговой
системы
7) Четкость разделения
налогов по уровням государственного
управления
8) Социальная справедливость
Функции налогов:
1. фискальная
2. регулирующая
3. стимулирующая
4. распределительная
Налоговая система – это совокупность
налогов, сборов, пошлин и др. платежей,
взимаемых в установленном порядке.
Налоговая система РФ состоит
из 3-х уровней:
1. федеральные налоги
2. налоги субъектов федерации
3. местные налоги
Прямые налоги – взимаются
непосредственно с владельцев имущества
(земли, строений, иных благ) и получателей
доходов (зарплаты, прибыли, процентов).
Косвенные налоги – взимаются
в сфере реализации или потребления продукции,
товаров и услуг.
Вопрос 8.
Виды льгот по налогам. Изменение срока
уплаты налогов и сборов.
К льготам по налогам относят:
1. Необлагаемый минимум
объекта налога
2. Изъятие из обложения
определенных элементов объекта
налога
3. Освобождение от уплаты
отдельных категорий плательщиков
4. Понижение налоговых
ставок
5. Целевые налоговые льготы,
включая налоговые кредиты
Изменением срока уплаты налога
и сбора признается перенос установленного
срока на более поздний срок.
Срок уплат налога может быть
изменен в отношении всей подлежащей к
уплате суммы, либо ее части с начислением
процентов на неуплаченную сумму. При
этом неуплаченная сумма характеризуется
как задолженность.
Сроки уплаты налогов не могут
быть изменены при:
1) возбуждении уголовного
дела, при наличии нарушений налогового
законодательства;
2) рассмотрение дела о
налоговом нарушении либо об
административном правонарушении,
связанным с нарушением законодательства
о налогах;
3) наличии оснований, что
лицо воспользуется таким изменением
для сокрытия своих денежных
средств, либо собирается выехать
за пределы РФ на ПМЖ.
Изменение срока уплаты налога
и сбора может быть в виде:
1) отсрочки или рассрочки;
2) налогового кредита;
3) инвестиционного налогового
кредита.
Отсрочка или рассрочка по уплате
налога могут быть предоставлены заинтересованному
лицу при наличии хотя бы одного из следующих
оснований:
- причинения этому лицу
ущерба в результате стихийного
бедствия, технологической катастрофы
или иных обстоятельств непреодолимой
силы;
- задержки этому лицу
финансирования из бюджета или
оплаты выполненного этим лицом
государственного заказа.
- Угрозы банкротства этого
лица в случае единовременной
выплаты им налога;
- Если имущественное положение
физического лица исключает возможность
единовременной уплаты налога;
- Если производство носит
сезонный характер.
Если отсрочка или рассрочка
по уплате налога предоставлена в связи
со стихийным бедствием или в результате
задержки финансирования из бюджета, то
на сумму задолженности проценты не начисляются.
При предоставлении рассрочки
или отсрочки по налоговым платежам при
угрозе банкротства налогоплательщика
в случае единовременной выплаты им налога,
а также, если имущественное положение
физического лица исключает возможность
единовременный уплаты налога на сумму
задолженности, начисляются проценты,
исходя из ставки, равной ½ ставки рефинансирования
ЦБ РФ. Отсрочка или рассрочка предоставляется
на срок от 1 до 6 месяцев по одному или
нескольким налогам.
Налоговый кредит может быть
предоставлен при наличии хотя бы одного
из следующих оснований:
- стихийное бедствие;
- угроза банкротства в
случае единовременной уплаты
налога;