Лекции по «Финансы организаций (предприятий)»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:52, курс лекций

Краткое описание

Тема I: Финансы организаций в системе экономических отношений
Тема II: Экономическое содержание внеоборотных активов организаций
Тема III : Экономическое содержание оборотного капитала организации
Тема IV: Доходы организаций
Тема V: Расходы организаций
Тема VI: Экономической содержание, функции, виды прибыли
Тема VII: Финансовое планирование

Вложенные файлы: 1 файл

краткий курс лекциq по финансам организации.doc

— 812.50 Кб (Скачать файл)

Функции можно разделить на две группы:

  • объективные
  • субъективные

 Основополагающей объективной  функцией финансов организаций является обслуживание денежными средствами жизнедеятельности организации. Содержание этой функции проявляется, прежде всего, при осуществлении расчетов и платежей по своим обязательствам, при организации расчетов за поставку своей продукции и др.

Вторая объективная функция  – это обеспечение жизнедеятельности организации достаточным количеством денежных средств – проявляется в обеспечении способности организации каждый момент времени платить по своим долгам, т.е. обеспечивать необходимую платежеспособность.

Третья объективная функция  – это обеспечение финансовых пропорций (в отечественной практике – контрольная). В рыночной экономике это столько контроль, сколько усиление саморегулирования финансовой жизни фирмы с целью обеспечения устойчивого самофинансирования.

Четвертая объективная  функция – это функция финансового планирования.

К субъективным функциям относится  распределительная. Через данную функцию реализуются экономические интересы многих участников финансовых отношений: собственников предприятия;  кредиторов; инвесторов; сотрудников организации; государства.

Следующая субъективная функция  – функция поддержания заданной структуры капитала организации, где  доля собственного и заемного капитала прямо зависит от интересов участников финансовых отношений.

Субъективной является функция обеспечения рационального использования денежных средств организацией. Содержание этой функции проявляется прежде всего в финансовом обеспечении инвестиционной политики, рациональном размещении средств на открытом рынке.

 

4.Финансовые ресурсы организаций

 

Финансовые ресурсы организаций – это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.

В условиях рыночной экономики  чаще оперируют понятием «капитал», являющимся для финансиста – практика реальным объектом, на который лон может постоянно воздействовать с целью получения новых доходов.

Капитал – это часть  финансовых ресурсов, задействованных  организацией в оборот и приносящих доходы от этого оборота. В таком смысле капитал выступает как превращенная форма финансовых ресурсов. В такой практике принципиальное различие между финансовыми ресурсами и капиталом состоит в том, что на любой момент времени финансовые ресурсы больше или равны капиталу организации.

При этом равенство означает, что у организации нет никаких финансовых обязательств и все имеющиеся финансовые ресурсы пущены в оборот.

В реальной жизни равенства  финансовых ресурсов и капитала у  организации не бывает. Финансовая отчетность во всем мире строится так, что разницу между финансовыми ресурсами и капиталом обнаружить невозможно. Дело в том, что в стандартной отчетности представлены не финансовые ресурсы как таковые, а их превращенные формы – обязательства и капитал.

Из определения финансовых ресурсов следует, что по происхождению  они делятся на  внутренние (собственные) и внешние (привлеченные).

В свою очередь внутренние финансовые ресурсы в реальной форме представлены в стандартной отчетности в виде чистой прибыли и амортизации, а в превращенной форме – в виде обязательств перед работниками, налоговыми органами, внебюджетными фондами и другими организациями.

Внешние или привлеченные финансовые ресурсы делятся также  на две группы: собственные и заемные. Такое деление обусловлено формой капитала, в который он вкладывается внешними участниками в развитие данной организации: как предпринимательский или ссудный капитал.

Соответственно результатом  вложений предпринимательского капитала является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов, а результатом вложений ссудного капитала формирование заемных средств.

Предпринимательский капитал представляет собой капитал, инвестированный  в различные организации с целью получения прибыли и прав на управление предприятием.

Ссудный капитал – это денежный капитал, предоставленный в долг на условиях возвратности и платности. В реальной жизни предпринимательский и ссудный капитал тесно связаны.

Собственные привлеченные финансовые ресурсы – это базовая часть  всех финансовых ресурсов организации, которая образуется на момент создания  и находится в распоряжении организации весь период деятельности. Эту часть финансовых ресурсов принято называть уставным фондом или уставным капиталом организации (предприятия).

В зависимости от организационно-правовой формы предприятия, уставный капитал формируется за счет выпуска и последующей продажи акций; далее за счет вложений в уставный капитал паев, долей и т.д.

Привлеченные заемные финансовые ресурсы наиболее часто встречаются  в следующих формах: 1) банковских кредитов и ссуд; 2) средств от выпуска и продажи облигаций; 3) займов от других небанковских субъектов рынка.

В реальной жизни капитал предприятия  в денежной форме не может оставаться продолжительное время, т.к. он должен «зарабатывать» новые доходы. И процесс превращения капитала из денежной формы в производительную называется финансированием. В международной практике принято различать две формы финансирования: внешнее, внутреннее. Такое деление обусловлено жесткой связью между формами финансовых ресурсов и капитала фирмы с процессом финансирования.

 

5. Финансовый механизм организации (предприятия) как система управления финансами в целях достижения максимальной прибыли

 

Управление финансами организации (предприятия) осуществляется с помощью финансового механизма, под которым понимается система управления финансами организации (предприятия) в целях достижения максимальной прибыли.

Система управления финансами включает в себя:

- финансовые методы;

- финансовые инструменты;

- правовое обеспечение;

- информационно-методическое обеспечение  управления финансами.

К финансовым методам относятся  следующие:

  • финансовое планирование
  • финансовый учет
  • финансовый анализ
  • финансовое регулирование
  • финансовый контроль.

Под финансовыми инструментами, в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета, понимают любой контракт, из которого возникает финансовый актив для одной организации и финансовое обязательство для другой.

К финансовым инструментам относятся  дебиторская и кредиторская задолженность, акции, финансовые опционы, фьючерсы и др.

Финансовый актив может быть в виде: денежных средств, контрактного права на получение денежных средств или другого финансового актива от другой организации (предприятия), контрактного права обмена на финансовый инструмент с другой организацией (предприятием).

Финансовое обязательство – это любое обязательство, которое является контрактным: передать денежные средства или иной финансовый актив; обменять финансовые инструменты с другой организацией (предприятием) на потенциально неблагополучных условиях.

Операции с финансовыми инструментам сопровождаются финансовыми рисками. Информационное обеспечение позволяет  пользователям финансовой отчетности оценить степень рискованности  финансовых инструментов.

 

6.Организация финансовой деятельности организации (предприятия). Финансовые службы, их задачи и функции

 

Долгое время в отечественной  практике финансовые службы организаций не имели самостоятельного значения, их работа сводилась к обслуживанию расчетов с использованием строго определенных форм, составлению элементарных финансовых планов и отчетов, не имеющих реальных последствий. И, как правило, объединились финансовая работа с бухгалтерской в рамках одной службы – бухгалтерии.

Столкновение старых подходов к  организации финансовой работы с новыми требованиями жизни, с новыми функциями финансов организаций – одна из главных причин «пробуксовки» реформ в реальном секторе экономики. Это наиболее наглядно проявилось в деятельности менеджмента отечественных организаций, основными чертами которого являются:

  • слабые способности и стимулы к собственному росту по мере роста предприятий;
  • низкое доверие в финансовых кругах;
  • неспособность выдерживать длительную конкурентную борьбу.

Здесь рассматривается общая причина, их порождающая – отсутствие чисто рыночных экономических знаний в области финансового управления, что наиболее отчетливо проявляется в состоянии информационных систем отечественных организаций.

Важнейшее требование к современным  информационным системам – это обеспечение адекватности (равный, тождественный, вполне соответствующий) отчетной и управленческой финансовой информации, в отечественном менеджменте не выполняется.

Главная роль, по мнению сотрудников большинства российских организаций, в реализации принятой стратегии в сфере управления активами отводится генеральному директору. Чаще всего он участвует (почти 2/3 организаций) в управлении материальными и нематериальными активами. В управлении финансовыми активами наравне с генеральным директором участвует финансовый директор. На нем также лежит значительная ответственность и за управление материальными и нематериальными активами. Главные бухгалтеры принимают участие в управлении финансовыми активами почти в 25%, нематериальными – в 18,1% компаний. Интересно, что в ряде фирм существует такая должность, как директор по управлению собственностью, на которого возложена ответственность за управление материальными активами.

Результаты опросов подтверждают, что главным действующим лицом в области реорганизации финансовой работы у многих организаций в настоящее время остается  главный бухгалтер.

Наверно главное в этой работе –  способность внимательно разобраться  в первичных документах и в  соответствии с инструкциями, нормативными документами точно отразить их в  бухгалтерских регистрах. Хороший бухгалтер получается из людей спокойных, не склонных к риску, педантичных, усидчивых.

Работа финансиста связана с  принятием решений в условиях неопределенности, что вытекает из многовариантности исполнения одной  и той же финансовой работы. Работа финансиста требует гибкости, финансист должен уметь рисковать и оценивать степень риска, воспринимать новое в быстроменяющейся среде.

Сопоставляя особенности этих двух профессий, не следует забывать об очень тесной взаимосвязи между ними.

Сегодня признание получили два подхода к организации финансовой службы.

Первый подход. Если руководитель – профессиональный финансист, он сам координирует организацию финансовой службы. Это оптимальный вариант, но в условиях отечественных организаций это скорее исключение, чем правило. В странах с развитой экономикой роль финансового директора расширена до управления организаций в целом.

Что обусловлено:

  • растущей конкуренцией между предприятиями;
  • технологическим усовершенствованием, требующим значительных капитальных вложений;
  • наличием инфляции;
  • изменением процентных ставок;
  • изменением законодательства;
  • наличием определенных спекулятивных эксцессов;
  • изменением экономической устойчивости в мире.

Второй подход. Руководитель, понимающий задачи и функции современной финансовой службы организации, но не будучи профессиональным финансистом, не знающий тонкостей этой профессии, привлекает стороннюю организацию для постановки и внедрения на практике необходимой модели организации финансовой работы.

Независимо от выбранного подхода к организации финансовой службы, предприятие стремится к созданию стандартной модели, организации финансовой работы, адекватной рыночным условиям. При любом варианте организации (а скорее реорганизации) финансовой работы целесообразно:

  • организовать теоретическую переподготовку кадров всех экономических служб;
  • разработать Положение о финансовой службе отдела (управления) организации;
  • разработать структурную схему управления финансами организации для практического осуществления Положения о финансовой службе и обеспечить эффективное взаимодействие службы главного бухгалтера с подразделениями финансовой службы;
  • составить штатное расписание финансовой службы и подобрать соответствующих специалистов с учетом необходимых человеческих качеств финансиста и бухгалтера;
  • обеспечить созданную службу необходимыми программными средствами и оргтехникой.          

 

7.Особенности организации финансов субъектов малого предпринимательства

 

В определении термина малое  предпринимательство у теоретиков нет пока единого мнения. Под предпринимательством понимается сфера экономической деятельности, в которой реализует себя предприниматель-субъект, ищущий и реализующий новые возможности, сферы и объекты приложения факторов производства, способный выдвигать и осваивать новые товары, технологии, формы и способы обслуживания потребителей.

Информация о работе Лекции по «Финансы организаций (предприятий)»