Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 09:17, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование ликвидности коммерческих банков как способность своевременно и без потерь выполнять свои обязательства перед вкладчиками, кредиторами и другими клиентами.
Для достижения поставленной цели, в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятия сущности банковской ликвидности;
-выявить факторы, влияющие на банковскую ликвидность и риски, возникающие под их влиянием;
-объем, структура и динамика ликвидных активов банка;
-объем, структура и динамика обязательств банка со сроками "до востребования" и "до 30 дней".
Показатели краткосрочной ликвидности согласно Базелю III имеют более сложную структуру типов активов и пассивов, а также других факторов, характеризующих ликвидность активов, ожидаемых оттоков и притоков денежных средств, которые должны ежедневно рассчитываться банком суммарно во всех видах валют, драгоценных металлах (в рублевом эквиваленте). Также на расчет данного показателя влияют действия подразделений, уполномоченных принимать решения[24].
Наиболее эффективным и привычным расчетом для банка является тот, который приспособлен к текущей банковской среде. В Базеле III очень много показателей, которые не позволят кредитным организациям в полной мере использовать те или иные активы и обязательства (пассивы) для расчета, и их необходимо корректировать под наш банковский сектор.
Таким образом отсюда видно, что важнейшим фактором, влияющим на состояние ликвидности, являются вероятные притоки и оттоки денежных средств. Их объем в отличие от плановых не всегда зависит от внутрибанковских потребностей, а может зависеть от различных рыночных условий: цикличности, законодательных изменений, других факторов конъюнктуры и финансовой политики. Возможный объем таких средств определяется по историческим данным за достаточно продолжительный прошлый период, а отслеженные закономерности отображаются в планируемом периоде.
II. АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ПО ОЦЕНКЕ И УПРАВЛЕНИЮ ЛИКВИДНОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ СБЕРБАНКА РОСИИ.
2.1 Организационно –
экономическая характеристика
Первые Сберегательные кассы открылись в 1862 году при Московской и Санкт-Петербургской сохранных казнах. Двадцать лет спустя наряду с двумя столичными насчитывалось уже 146 губернских касс. К 1900 году их насчитывалось 5415 с общим объёмом вкладов 660 млн. руб.
Согласно принятому в 1895 году Уставу сберегательных касс они стали именоваться государственными, что подчёркивало их значение для государства и его ответственность за помещаемые в них средства.
В начале 20 века в России, как и в других странах Европы, общей тенденцией развития сберегательного дела стало превращение сберегательных касс в универсальные кредитные учреждения. С 1906 года наряду с вкладными и кредитными операциями сберкассы занимались страхованием капиталов, доходов и жизни вкладчиков.
С приходом к власти большевиков сберкассы, в отличие от коммерческих банков, первоначально были сохранены, но операций они практически не проводили.
В годы Отечественной войны сберегательные кассы способствовали мобилизации денежных средств населения для покрытия военных расходов. За счёт выручки от госзаймов было покрыто около шестой части военных расходов. Кроме того, через сберкассы поступали значительные средства и ценности, вносимые населением в фонд обороны.
В связи с оккупацией значительной части СССР сеть сберегательных касс сократилась вдвое и была восстановлена до довоенного уровня лишь к 1952 году. В результате на начало этого года в стране насчитывалось 41787 сберкасс[2].
В 1963 году сберкассы были переданы в введение Госбанка, сбережения населения с вкладов стали направляться на пополнение его кредитных ресурсов.
В 1987 году на базе государственных трудовых сберегательных касс создан специализированный Банк трудовых сбережений и кредитования населения - Сбербанк СССР, который обслуживал и юридические лица. В составе Сбербанка СССР было образовано 15 республиканских банков, в том числе Российский республиканский банк.
Принятым в июле 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР Российский республиканский банк Сбербанка СССР объявлен собственностью РСФСР. В декабре 1990 года он был преобразован в акционерный коммерческий банк, юридически учреждённый на общем собрании акционеров 22 марта 1991 года. Вскоре Сбербанк России зарегистрировал свой Устав в Центральном Банке Российской Федерации и впервые провёл эмиссию акций.
Сбербанк России - единственный из коммерческих банков России, вошедших в число 200 крупнейших кредитных институтов мира, в первую сотню европейских банков и ставший членом Всемирного института сберегательных касс. Ему был предоставлен статус наблюдателя в Европейской группе сберегательных банков (ЕГСБ).
Открытое акционерное общество «Сбербанк России» является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 января 2013 г.). Основанный в 1841 г. ОАО «Сбербанк России» сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики[2].
Учредитель и основной акционер Банка - Центральный банк Российской Федерации (Банк России), ему принадлежит 60,25 % голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц[3].
«Сбербанк России» является юридическим лицом и со своими филиалами (территориальные банки и отделения) и их внутренними структурными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России.
Филиалы «Сбербанка России» не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Сбербанка России, имеют баланс, который входит в баланс Сбербанка России, имеют символику Сбербанка России.
Органами управления Банка являются:
-Общее собрание акционеров.
На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка. Проводится один раз в год. Общее собрание акционеров решает следующие вопросы: утверждение годового отчета, рассматривает отчет ревизионной комиссии, отчет руководства, порядок распределения прибыли и ее использования (размер и порядок выплаты дивидендов), план развития на следующий год, определяет стратегию развития банка, избирает Совет банка;
-Наблюдательный совет.
Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора;
-Правление Банка.
Правление Банка состоит из 14 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка[3].
Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организационная структура Сбербанка представлена следующим образом:
-Сберегательный банк РФ;
-территориальные банки;
-отделения;
-филиалы;
-агентства.
Основной целью ОАО «Сбербанк РФ» является обеспечение роста инвестиционной привлекательности и сохранение лидерства на российском рынке финансовых услуг путем модернизации управленческих и технологических процессов. Для достижения поставленной задачи деятельность ОАО «Сбербанк РФ» направлена на совершенствование клиентской политики, создание гибкой эффективной системы взаимодействия с клиентами на основе учета потребностей различных клиентских групп[3].
Основные направления деятельности ОАО «Сбербанк РФ»:
-кредитование российских предприятий;
-кредитование частных клиентов;
-вложение в государственные ценные бумаги и облигации банка России;
-осуществление операций на комиссионной основе.
Кроме того, наличие поддержки со стороны государства и, как следствие этого стабильность и прибыльность деятельности, являются теми характеристиками, которые обеспечивают инвестиционную привлекательность акций Сбербанка, которые обладают наибольшей ликвидностью среди финансово-кредитных организаций России.
Можно так же отметить, что филиальная сеть Сбербанка охватывает всю страну, и это как раз является важным показателем конкурентоспособности. Практически во всех населенных пунктах России (не только в городах, но и в селах) есть филиалы банка.
Своей главной задачей Сбербанк считает удовлетворение потребностей каждого индивидуального клиента (физического лица, или корпоративного, государственного). При этом в приоритетах не только количественный показатель, но и качественный показатель обслуживания.В своей работе Сбербанк опирается на уважение законных интересов, права клиентов, акционеров, открытость информации. С помощью таких подходов он старается поддерживать стабильность и прибыльность своей деятельности. Также, банк знает о своей значимой роли в обеспечении устойчивого функционирования и развития банковской системы всей страны и прилагает для реализации этого все усилия. Сбербанк стремится к осуществлению идеи объединения внутренней и внешней корпоративной культуры, к грамотному, качественному обслуживанию клиентов.
Поэтому в Сбербанке предъявляются высокие требования к уровню подготовки и квалификации персонала, создаются все возможные условия для постоянного ее повышения. Два раза в год Сбербанк организует всероссийские спортивные Сбербанкиады, а также проводит активную общественную деятельность[3].
«Сбербанк России» обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и около 19 тысяч подразделений по всей стране. Сбербанк постоянно развивает торговое и экспортное финансирование, и к 2015 году планирует увеличить до 5% долю чистой прибыли, полученной за пределами России. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Беларуси.
«Сбербанк России» сегодня -
современный универсальный
По итогам 2014 года 46,6% хранящихся в российских банках сбережений граждан доверены Сбербанку.
Миссия Банка: «Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты. Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников».
Миссия определяет смысл и содержание деятельности Банка, подчеркивая его важнейшую роль в экономике России. Наши клиенты, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности Банка как организации. Миссия Банка также устанавливает амбициозную цель наших устремлений - стать одной из лучших финансовых компаний мира - и подчеркивает, насколько важны для Сбербанка его сотрудники, и насколько реализация его целей невозможна без реализации их личных и профессиональных целей[3].
Надежность и безупречная репутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых агентств. Сбербанк России является системообразующим финансовым институтом, занимающим лидирующее положение на российском финансовом рынке. Филиальная сеть банка охватывает все регионы страны. Сотрудниками банка являются свыше четверти миллиона граждан. Клиенты банка - многочисленные частные клиенты из всех уголков страны, российские предприятия всех форм собственности и отраслей экономики, исполнительные органы власти, государственные учреждения.
Таким образом, ОАО «Сбербанк России» занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Привлечение средств частных клиентов и обеспечение их сохранности является основой бизнеса ОАО «Сбербанк России», а развитие взаимовыгодных отношений с вкладчиками – залогом его успешной работы. Итак, можно сделать вывод, что «Сбербанк» стремится стать лидером на рынке финансовых услуг, поэтому немаловажное значение имеет проблема совершенствования технологии банковских операций, их учета и последующего контроля. Главной задачей здесь является оптимизация проведения операций, в том числе: унификация технологии банковских операций, особенно с физическими лицами – ее упрощение, сокращение времени при выполнении операций, стандартизация условий вкладов, разработка единых технологических требований к автоматизированным системам[12].
Придем к рассмотрению финансового состояния коммерческого банка ОАО «Сбербанк России», за период 2013-2014 год.
2.2 Анализ состояния управления ликвидностью в ОАО
«Сбербанк России».
Анализ состояния управления ликвидностью – изучение ключевых параметров и коэффициентов, дающих объективную картину финансового состояния банка: прибыли и убытка, изменение структуры активов и пассивов, ликвидности, платежеспособности, устойчивости[10].
Финансовое состояние отражает все стороны деятельности банка, является важнейшей характеристикой деловой активности и надёжности, определяет уровень конкурентоспособности, а так же потенциал в деловом сотрудничестве.
Таблица 2.1.
Основные показатели деятельности ОАО "Сбербанк России"
за 2013 – 2015 год.
Показатель |
31.12.2013 |
31.12.2014 |
31.12.2015 |
Прирост в % 2013-2015 |
Прирост в % 2013-2015 |
Капитал |
323,2 |
675,6 |
774,5 |
109,0% |
14,6% |
Прибыль |
122,5 |
153,06 |
136,9 |
24,9% |
-10,6% |
Чистая прибыль |
87,9 |
116,7 |
109,9 |
32,8% |
-5,8% |
Кредитный портфель |
1 933,1 |
4103,9 |
5561,2 |
112,3% |
35,5% |
в том числе кредитование юр.лиц (без МБК) |
1 405,6 |
79,7 |
331,3 |
118,9% |
29,1% |
Остаток средств на счетах физ. лиц |
1 500,1 |
2676,1 |
3106,4 |
77,1% |
16,3% |
Остаток средств на счетах юр.лиц |
583,4 |
1327,8 |
1 785,2 |
120,6% |
38,7% |
Отношение затрат к доходам |
37,4% |
40,1% |
43,1% |
7,2% |
7,5% |