Малое предпринимательство. Роль и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в Р.Ф., оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

Содержание

Введение................................................................................................................ 2

1 Малое предпринимательство: роль и перспективы развития..............4

1.1 Понятие, сущность и цели предпринимательства...................................4

1.2.Налогообложение малого бизнеса в 2010 году........................................11

1.3. Конкурентоспособность малого бизнеса.................................................12

1.4. Перспективы развития малого бизнеса на современном этапе............13

2. Анализ развития малого и среднего бизнеса в РБ…………………….17

2.1. Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса………17

3. Проблемы малого бизнеса и пути решения..............................................24

Заключение ........................................................................................................27

Список используемой литературы ……………………………....................28

Вложенные файлы: 1 файл

Малое предпринимательство роль и перспективы развития.docx

— 58.87 Кб (Скачать файл)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение................................................................................................................ 2

1 Малое предпринимательство:  роль и перспективы  развития..............4

   1.1 Понятие, сущность и цели  предпринимательства...................................4

   1.2.Налогообложение малого бизнеса в 2010 году........................................11

   1.3. Конкурентоспособность малого бизнеса.................................................12

   1.4. Перспективы развития малого бизнеса на современном этапе............13

2. Анализ развития малого и среднего бизнеса в РБ…………………….17

    2.1. Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса………17

3. Проблемы малого бизнеса и пути решения..............................................24

Заключение ........................................................................................................27

Список  используемой литературы ……………………………....................28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические  данные, характеризующие влияние  малого предпринимательства на экономическое  и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в Р.Ф., оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

      Экономический интерес, энергия и изобретательность  предприимчивых людей активно содействовали  прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых  государств всемерно поощряет их деятельность и  особенно, в создании новых, разнообразных  по специализации и направлениям малых предприятий.

     Как показывает опыт развитых стран, малое  и среднее предпринимательство  играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение  научно-технического прогресса, на насыщение  рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих  мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

     Во  всех экономически развитых странах  государство оказывает большую  поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все  больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики  в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения  ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о  способности страны приспосабливаться  к меняющейся экономической обстановке.

     Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует закон  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор  данной темы для курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Малое предпринимательство:  роль, проблемы, перспективы,  развития

    1. Понятие, сущность и цели  предпринимательства

  По  мере того, как развивалось производство, люди сталкивались с теми или иными  экономическими проблемами.

  Предпринимательство (бизнес) характеризует деловые отношения  между людьми, а конкретнее, между  участниками дела. Человек, который  занимается каким-то делом, является деловым  человеком, бизнесменом. Под делом  понимается не всякое дело, чем может  заниматься человек, а его экономическая  деятельность.

  Бизнес  представляет собой хозяйственную  деятельность, при которой производятся материальные блага и оказываются  услуги. Бизнесмен при осуществлении  дела преследует чисто эгоистический  интерес - получение прибыли.

  Мы  с уверенностью можем сказать, что  бизнес есть экономическая деятельность человека, нацеленная на получение  прибыли, выгоды посредством производства материальных благ или услуг.

  Одной из наиболее существенных черт рыночной системы является предпринимательство. Предприниматели постоянно генерируют новые идеи в производстве, обслуживании населения, создают новые товары. Они концентрируют энергию других и направляют ее на реализацию общей  цели.    

  Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые  в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. По своему уровню жизни  и социальному положению они  принадлежат к большинству населения  и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.  Малое предприятие является «клеточкой»  малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее есть особый сектор экономики, образуемый совокупностью  малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка1

     

 Малый  бизнес - вполне самостоятельная  и наиболее типичная форма  организации экономической жизни  общества со своими отличительными  особенностями, преимуществами и  недостатками, закономерностями развития. 

    По  уровню развития малого бизнеса специалисты  даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для начала следует определить те отрасли и  сферы экономики, в которых предприятия  малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое  обслуживание машин и оборудования; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, это торгово-закупочные операции, а  также посредническая деятельность. 

  Поэтому одним из решающих условий для  проведения экономических реформ в Башкортостане, чтобы вывести республику из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого бизнеса. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной экономики, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

  Сущность  предпринимательства хорошо выражается в его принципах: ориентации на человека, беззаветное служение покупателю, создание и поддержание культурной среды фирмы, духа товарищества, взаимного уважения, постоянное стремление вырваться вперед.

  Предпринимательство реализуется в конкретной социально-экономической  среде на макроуровне, и оно не может не учитывать ее, поскольку  и исходит из этой среды, и приспосабливается  к ней. В конечном итоге предпринимательство  является продуктом этой среды.

  Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

  Экономическая активность представляет собой форму  участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

    -  собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);

    -   наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);

    -  индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);

    -  государственного или муниципального служащего;

    -  менеджера (управляющий чужим предприятием);

    -  пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

    -  учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

    -  безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

    - занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);

    - вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство     и др.). 2

  Предпринимательство выступает в качестве особого  вида экономической активности, ибо  его начальный этап связан, как  правило, лишь с идеей — результатом  мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

  Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена  профиля деятельности или основание  нового предприятия. Новая система  управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

  Основным  субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера). (См.приложение рис.1)

  Во  взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому  все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

  Таким образом, целью предпринимателя  выступает необходимость "завоевать' потребителя, создать круг собственных потребителей.

  Основными средствами воздействия предпринимателя  на потребителя выступают следующие  факторы:

    -  новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

    -  качество;

    -  цена, доступность товара;

    -  степень универсальности товара;

    -  внешний вид и упаковка;

    -  позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

Информация о работе Малое предпринимательство. Роль и развитие