Малое предпринимательство. Роль и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпринимательства на экономическое и социальное развитие государства. Целью работы - анализ состояния малого бизнеса в Р.Ф., оценка влияния данной части экономики на общее социально-экономическое положение страны, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

Содержание

Введение................................................................................................................ 2

1 Малое предпринимательство: роль и перспективы развития..............4

1.1 Понятие, сущность и цели предпринимательства...................................4

1.2.Налогообложение малого бизнеса в 2010 году........................................11

1.3. Конкурентоспособность малого бизнеса.................................................12

1.4. Перспективы развития малого бизнеса на современном этапе............13

2. Анализ развития малого и среднего бизнеса в РБ…………………….17

2.1. Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса………17

3. Проблемы малого бизнеса и пути решения..............................................24

Заключение ........................................................................................................27

Список используемой литературы ……………………………....................28

Вложенные файлы: 1 файл

Малое предпринимательство роль и перспективы развития.docx

— 58.87 Кб (Скачать файл)

В-пятых, слабость действия механизма государственной  поддержки малого предпринимательства. 
 
 
 

2. Анализ развития малого и среднего бизнеса в РБ

2.1. Анализ современного  состояния малого  и среднего бизнеса

    По  данным статистического регистра в республике на 1.04.2010 г. было зарегистрировано около 149,0 тысяч предприятий малого бизнеса, что на 0,9 % выше, чем на 1.03.2010 года. Из зарегистрированных 72% предприятий являлись действующими, т.е. осуществляли или потенциально могли осуществлять экономическую деятельность, 49,4 тысячи предприятий (46,1% из числа действующих) были активными в марте 2010 года.

    Большинство активных предприятий (36,4%) специализируются на торговле, ремонте автомобилей, бытовых  изделий и предметов личного  пользования, т.к. этот вид деятельности наиболее доступен предприятиям малого бизнеса. Промышленной деятельностью  было занято 13,4 % активных предприятий, из которых наибольшее количество приходится на обрабатывающую промышленность (89,2% от общего количества промышленных предприятий).

    В региональном разрезе наибольшее количество активных предприятий приходится на г. Стерлитамак (25,5%) и г. Нефтекамск (10,7%), а также Туймазы (7,8%)

    Численность занятых на предприятиях малого бизнеса  на1,04,2010 г. по расчетным данным составила 455,2 тыс. человек. Более 26,4% всех занятых прихдится на предприятия малого бизнеса, относящиеся к торговле; ремонту автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, промышленности – 16,4% и строительства – 17,6%.

    Выпуск  товаров за март 2010 г. составил 41904,9 млн.р. По расчетным данным около 30,2% общего выпуска получено предприятиями малого бизнеса, осуществляющими свою деятельность в сфере строительства, торговли; ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования .921,3%) и промышленности (17,4%).

    В сфере сельского хозяйства малый  бизнес характеризуется развитием  крестьянских (фермерских) хозяйств. По состоянию на 1 апреля 2010 года в республике зарегистрировано более 183,3 тысяч хозяйств, из которых 82,0% являлись  действующими.

    Малый бизнес также характеризуется и  развитием индивидуального предпринимательства  в республике. К индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. По данным Министерства Финансов Республики Башкортостан на 1 января 2010 года в республике зарегистрировано более

    321,8 тысяч индивидуальных предпринимателей (без фермерских хозяйств), из  которых 77,0% являлись действующими.

     Малое предпринимательство в  РБ развивается недостаточно интенсивно, отстает по конкурентоспособности и степени развития от западных рыночных экономик, и еще не заполняет потребительские ниши на многие предметы первой необходимости, которые вынужденно заменяются товарами иностранного производства. На сегодняшний день отечественные и зарубежные предприниматели решают совершенно разные проблемы. Если обратиться к социологическим опросам, в Америке бизнесменов волнуют сугубо предпринимательские проблемы: получение прибыли, управление и поддержание роста бизнеса, регулирование притока денег, новые технологии. Вопрос о состоянии экономики стоит на 5-м месте в списке важнейших вопросов, доступ к капиталу - на 11-м, коррупция и инфляция не были отмечены вообще4. В РБ наблюдается совершенно иная картина.

   На  протяжении последних лет не теряет своей актуальности проблема налогообложения субъектов малого бизнеса. И это несмотря на попытки внести определенные изменения в сторону улучшения налогового законодательства по отношению к субъектам малого бизнеса. Необходимо отметить, что в налоговое законодательство постоянно вносятся различного рода изменения и дополнения, порой ставящие в жесткие условия выживания субъектов малого предпринимательства. Внесение постоянных корректировок в налоговое законодательство меняет процедуры, ставки, порядок расчета и срок уплаты отдельных показателей; вводит новые формы отчетности. Так, по расчетам Центра малого и среднего бизнеса Института экономических исследований на начало 2009 года со дня принятия Закона РБ «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года в него внесено 32 изменения и дополнения, в том числе в 2004 году - семь. Каждое изменение влечет за собой принятие различных инструкций и положений. Таким образом, налоговое законодательство менялось каждые 2 месяца.

   В существующих условиях налогообложения  ни одно предприятие не сможет модернизировать оборудование, надеяться на инвестиции и выпускать конкурентоспособную продукцию. Если подобная налоговая политика по отношению к малому предпринимательству будет продолжаться и в дальнейшем, то, наверняка, оно будет процветать только в сферах с быстрой оборачиваемостью капитала.

   Несмотря  на то, что в Плане мероприятий  по реализации Программы действий Правительства РБ на 2000-2005 годы предусматривалось законодательное закрепление запрета на изменение налоговых ставок в течение бюджетного года, в 2004 году были изменены ставки четырех налогов. Так, в соответствии с Законом РБ «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РБ «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 31 марта 2004 года изменены ставки по подоходному налогу с физических лиц, по земельному налогу и налогу на транспортные средства. Разумеется, вследствие внесения постоянных изменений предпринимателям очень сложно ориентироваться в налоговом законодательстве, не допускать его нарушений по «незнанию». Во избежание различных проблем предпринимателю необходимо держать в штате высококвалифицированного бухгалтера, что не всегда возможно, так как заработная плата профессионального бухгалтера составляет от 300 долл. в месяц и выше. В основном предприниматель, как правило, сам ведет текущую бухгалтерскую работу, а для сдачи квартальной и годовой отчетности привлекает профессионального бухгалтера и аудиторов.

   Налоговая политика по отношению к предпринимателям носит сугубо фискальный, а не стимулирующий характер и предполагает максимальное изъятие средств предприятия, что практически лишает предпринимателей прибыли -основной мотивации их деятельности. В среднем каждое малое предприятие перечисляет в бюджет свыше 50% дохода, а более чем у 40% малых предприятий доля отчислений в бюджет превышает 61%. К примеру, в западных странах считается оптимальным изъятие из прибыли 33-35%

   В РБ сфера торгово-посреднической деятельности и материального производства облагаются одинаковыми ставками налогов. Хотя эти виды деятельности имеют различную специфику функционирования. Между тем в развитых странах предусмотрено льготное налогообложение малых предприятий в зависимости от вида осуществляемой деятельности и объема получаемой прибыли.

   По  существу Китай благодаря именно гибкой политике налогообложения. частного сектора добился высоких результатов  в сфере материального производства. Безусловно, нестабильное налоговое законодательство, высокие ставки налогов не стимулируют отечественных предпринимателей заниматься производством.

   Согласно  опросам Центра малого и среднего бизнеса РГП «Институт экономических исследований» наиболее острой проблемой для предпринимателей, сосредоточенных в малом бизнесе, является затрудненный доступ к банковским кредитам. Предпринимателям затруднен доступ к банковским кредитам из-за высоких процентных ставок, краткосрочности кредитования, отсутствия высоколиквидного залогового обеспечения.

   Процентная  ставка по кредитам составляет в среднем 20-25%, кредит выдается на 6-24 месяцев. Особые трудности с получением кредита испытывают начинающие предприниматели, нуждающиеся в дополнительных инвестициях для основания и развития бизнеса. Это вызвано нежеланием банков, вкладывать деньги в предприятия, не приносящие стабильного дохода и деятельность которых на первых порах связана с риском банкротства. Многие отечественные банки требуют погашения кредита с первого месяца, что является затруднительным для сферы материального производства. Поэтому кредиты доступны торгово-посредническим предприятиям, имеющим короткий оборот капитала. Существующие условия кредитования неприемлемы для малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере материального производства, так как кругооборот производственного капитала намного дольше, и для того, чтобы возвратить кредит, необходимо как минимум 3-5 лет. В связи с этим банковским структурам требуется пересмотреть условия кредитования субъектов малого предпринимательства5.

   Для обеспечения возвратности выдаваемого  субъектами малого предпринимательства  кредита используется залог. Залог  базируется на наличии реального  обеспечения: материальных ценностей  расчетных документов, ценных бумаг, валютных ценностей. Причем в качестве залога могут выступать лишь такие  ценности, которые обладают способностью к быстрой реализации.

   К проблемам залогового обеспечения  субъектов малого бизнеса относятся: занижение экспертами банков оценочной стоимости залогового имущества; отсутствие у предпринимателей ликвидного с точки зрения банков, залогового имущества; недостаточный для обеспечения запрашиваемой суммы кредита размер залога или полное его отсутствие; оформление документов на арест залога. На сегодняшний день проблема обеспечения кредита залогом является одним из наиболее серьезных препятствий для предпринимателей в процессе получения кредита. Оценка залога проводится экспертной комиссией банков-эмитентов. Как показывает практика, оценочная стоимость закладываемого имущества составляет от 50 до 85% ее рыночной стоимости. При этом залог должен на 125-150% покрывать сумму кредита.

   Отечественные банки не рискуют принимать в  качестве залогового обеспечения интеллектуальную собственность и научно-технические разработки малых инновационных предприятий. Пока в РБ не развит рынок венчурного капитала. Широко применяемые за рубежом разнообразные формы финансовой поддержки малого бизнеса - лизинг, факторинг, франчайзинг, венчурное финансирование, общества взаимного кредитования и страхования еще не получили распространения или находятся на стадии развития. В результате чего предприниматели, не имея гарантий стабильного существования бизнеса в будущем, занимаются в основном краткосрочными коммерческими сделками. Опыт многих развитых стран для решения проблемы залогового обеспечения банковских кредитов диктует необходимость развития самокредитования субъектов малого бизнеса на основе кредитных товариществ и союзов.

    Ничто не затрудняет стабильное и эффективное  функционирование предприятия как отсутствие систематической, надежной и полной информации, всесторонне характеризующей конъюнктуру рынка. Сегодня предприниматели вынуждены пользоваться отрывочными данными, почерпнутыми из рекламных материалов. Информация, предоставляемая органами государственной статистики платная и ограниченная. Неудивительно поэтому, что малый бизнес такой информацией не располагает. В этой связи требуется создание на республиканском и региональном уровне информационных и маркетинговых центров, банков информации, которые должны быть обеспечены инструктивными и методическими материалами. Информационные центры будут концентрировать сведения о реквизитах предприятий и организаций, динамике цен, сроках проведения выставок, ярмарок и аукционов.

     Недостаточная развитость инфраструктуры поддержки  малого бизнеса, способствующей успешной деятельности предпринимателей, является одной из главных проблем, препятствующих развитию предпринимательской деятельности в республике. В Государственной программе поддержки и развития малого предпринимательства на 2008-2009 годы были запланированы мероприятия по развитию инфраструктуры поддержи малого бизнеса. Однако из-за недостаточного бюджетного финансирования не все они были реализованы.

     В РБ первые меры по развитию малого бизнеса сначала в форме кооперативов, а затем - малых предприятий были предприняты в конце 80-х годов. Они заключались в правовом разрешении этих форм предпринимательства, в организационной поддержке со стороны органов власти и в освобождении от налогообложения на первые два года деятельности. Все это дало определенный импульс для их развития  

  В 2010 году, как и в предыдущие годы, сохранялись достаточно высокие и устойчивые темпы роста экономики. Причем в 2010 году экономика развивалась более ускоренными темпами, чем в 2009 году.

  ВВП в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 9,4%, а кумулятивный экономический рост, произошедший после финансового кризиса 1998 года, составил 63,9% 6 

  По  оценке Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан,  в 2010 году производство валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с 2009 годом увеличилось на 10,6%.7 (см. приложение 3, табл.1)

  В 2010 году наблюдалась положительная динамика во всех сферах экономики. Рост объемов промышленного производства в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 7%. Наиболее ускоренные темпы развития в реальном секторе демонстрировала обрабатывающая промышленность, где рост производства составил 7,3%. Объем производства в горнодобывающей промышленности вырос на 7%. Прирост объема валовой продукции сельского хозяйства в 2007 году к 2006 году составил 7%.

  Существенный  вклад в рост экономики внесли строительство и услуги. За 2010 год объем строительных работ увеличился  по сравнению с 2009 годом в 1,2 раза. Услуги транспорта в 2010 году возросли по сравнению с 2009 годом на 5%, услуги связи -  на 20,4%.

  Наблюдалась высокая динамика инвестиций в основной капитал. В 2010 году относительно 2009 года объем инвестиций в основной капитал увеличился на 10,6%.

  Уровень инфляции в среднем за 2010 год сложился на уровне 8,6%, что на 1,0% превысило среднегодовой показатель 2009 года (7,6%) и незначительно (на 0,1%) - верхнюю границу запланированного на 2007 год коридора 6,9–8,5% в соответствии с прогнозом

Информация о работе Малое предпринимательство. Роль и развитие