Международная валютная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является исследование современной международной валютной системы, ее эволюции, структуры и происходящих в валютной системе процессов. Исследование предполагает постановку и решение следующих задач курсовой работы: 1. Раскрыть значение валюты в международных экономических отношениях и дать представление об особенностях и этапах развития мировой валютно-финансовой системы, а также о ведущей организации современной международной валютно-финансовой системы (МВФС) - Международном валютном фонде. 2. Показать значение валютного курса для оценки положения стран в МВФС, раскрыв причины, его колебаний в зависимости от политики правительства и конъюнктуры мирового рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение (черновик ).docx

— 130.44 Кб (Скачать файл)

К числу этих критериев, установленных Маастрихтским  договором, относятся: низкий уровень  инфляции, дефицит государственного бюджета (не более 3 процентов), соответствующий  размер учетной ставки, стабильность национальной валюты. Полностью соответствующие  этим критериям государства составили  первую группу, которая и образует валютный союз. К концу 90-х годов  таким критериям отвечали Германия и Люксембург, а также в значительной степени Ирландия, Австрия, Финляндия. Фактически ими стали 11 государств ЕС. Исключение составили Великобритания, Греция, Дания, Швеция, которые сами не видят для себя возможности  сразу вступить в ЕВС. В 1998 г. был  создан Европейский центральный  банк и развернута так называемая европейская система центральных  банков. На втором этапе (1999-2001 гг.) Европейский  центральный банк, как первый шаг, будет использовать единую валюту - ЕВРО в операциях по валютному  обмену. Коммерческие банки и финансовые организации также будут пользоваться ею на валютных рынках. Во Франкфурте, где базируется Европейский центральный  банк, первая тендерная операция в  ЕВРО состоится 4 января 1999 года. Следующим  шагом этого этапа (2002-2003 гг.) будет  произведена замена национальных монет  и купюр новыми европейскими денежными  единицами ЕВРО. Новая единая валюта поступит в наличное обращение. Соответствующие  изменения будут вноситься в  системы расчетов, осуществляющихся в национальной валюте. На первых порах (в течение 6 месяцев) новая валюта будет в ходу одновременно с национальными  валютами. В конце этого периода  национальные деньги, согласно плану, "утратят статус платежного средства". На этом (третьем) этапе все банковские счета на пространстве Европейского валютно-экономического союза будут  конвертируемы в европейскую  валюту, если это уже не произойдет раньше по собственной инициативе. Единая европейская валюта, полагают экономисты, имеет все шансы быть одной из самых мощных в мире. Она должна стать важным фактором стабильности ЕС, облегчив борьбу с инфляцией, повысив конкурентоспособность товаров и услуг 15 государств ЕС в сражении за рынки с США и Японией. Появление ЕВРО должно повлечь за собой рост объема всех сделок, связанных с ценными бумагами. В настоящее время европейские финансовые рынки из-за своей разобщенности в состоянии привлечь лишь незначительную часть мировых инвестиций. Такая ситуация не соответствует реальной финансовой и экономической мощи ЕС. Введение же единой валюты повысит интерес инвесторов всего мира к ЕС. Введение ЕВРО должно привести к тому, что рынок этой валюты сразу же превратится в важнейший в мире валютный рынок, а сама единая валюта сможет занять место доллара на европейском рынке капиталов. Переход к ЕВРО должен внести кардинальные перемены в финансовую ситуацию всего мира. Единая европейская валюта сможет на равных соперничать с долларом и иеной. Банки, как правило, могут рассчитывать на резкое увеличение объема сделок и рост прибылей, которые они получат на финансовых рынках благодаря дальнейшей интернационализации инвестиций. Новая денежная единица позволит также ликвидировать значительные расходы, связанные с переводом одной валюты в другую, которые по некоторым оценкам составляют от 40 до 50 млрд. долл. в год. Например, француз, совершающий поездку по 10-12 западноевропейским странам с 2 тыс. долларов, почти половину этой суммы потеряет при обмене одной валюты на другую. В то же время появление ЕВРО и, соответственно, твердая фиксация паритетов между всеми европейскими денежными единицами приведут к тому, что биржевые спекулянты не смогут больше играть на обесценивании одной европейской валюты по отношению к другой. С появлением ЕВРО исчезнут и операции, в основе которых лежит разница в учетных ставках, которые выровняются внутри ЕС. Правительства ряда европейских стран - членов ЕС уже объявили о финансовых операциях с использованием ЕВРО. Так, Франция обнародовала план выпуска первых в Европе индексированных облигаций, стоимость которых будет выражена в ЕВРО. Кроме того, Франция заявила о намерении перевести все государственные долги в ЕВРО с января 1999 года. 

 

 

 

2.2     Международный валютный фонд. Участники Бреттон-Вудской конференции были убеждены в том, что сокращение объема международной торговли на протяжении периода, последовавшего после Первой мировой войны, можно в какой- то степени отнести на счет конкурентного снижения обменного курса национальных валют, которое затрудняло процесс международной коммерческой деятельности.

Для того чтобы сформировать международную  валютную систему, которая содействовала  бы развитию международной торговли в послевоенный период, в соответствии с положениями Бреттон-Вудского соглашения было предусмотрено создание Международного валютного фонда, МВФ (International Monetary Fund, IMF). Задача этого фонда заключалась в осуществлении контроля над функционированием международной валютной системы. В ст. 1 Соглашения об учреждении Международного валютного фонда определены цели этой  организации:

1) поддержка  международного сотрудничества  в сфере валютных отношений;

2) содействие  увеличению объема международной  торговли и ее сбалансированному  развитию;

3) обеспечение  стабильности обменного курса  валют, согласование валютных  курсов между членами МВФ, устранение  возможностей конкурентного снижения  обменного курса национальных  валют;

4) содействие  созданию многосторонней системы  платежей;

5) оказание  финансовой помощи странам —  членам МВФ на устранение диспропорции  платежного баланса;

6) сокращение  длительности и уменьшение степени  неустойчивости баланса международных  платежей стран — членов МВФ.

Членом  Международного валютного фонда  может стать любая страна, выразившая свое согласие с нормами и положениями  МВФ. В августе 2003 г. 184 страны входили  в состав Международного валютного  фонда. Для того чтобы получить членство в МВФ, страна должна выплатить взнос, который называется квотой (quota), — частично в золоте и частично в национальной валюте страны. Размер квоты отображает прежде всего роль экономики страны в мировой экономике.

С другой стороны, решение о принятии страны в члены МВФ может основываться в определенной степени и на политических соображениях. Размер квоты имеет  большое значение по следующим причинам.

1. Размер  квоты определяет право страны  на участие в голосовании по  вопросам, решаемым в рамках Международного  валютного фонда. В настоящее  время Соединенные Штаты Америки  контролируют 17% голосов в МВФ.  На долю ФРГ и Японии приходится  по 6% голосов; далее следуют Франция  (5%), Великобритания (5%) и Саудовская  Аравия (3%).

2. Квота  страны образует часть ее государственных  резервов в иностранной валюте 

3. Размер  квоты определяет возможности  страны в плане получения кредитов  от Международного валютного  фонда. Каждая страна — член  МВФ имеет безусловное право  брать у фонда кредиты в  размере до 25% своей квоты. Политика  Международного валютного фонда  предусматривает дополнительные  квоты на предоставление кредитов  тем странам, которые дают свое  согласие на введение МВФ ограничений  на их экономическую политику (так называемая ≪обусловленность займов МВФ≫ — ≪IMF conditionality≫). Например, в ответ на предоставление Международным валютным фондом кредита на сумму $21 млрд во время азиатского валютного кризиса Южная Корея взяла на себя обязательство осуществить ряд важнейших экономических реформ, в том числе разрешить иностранным банкам принять на себя управление корейскими банками, закрыть неплатежеспособные торговые банки, устранить протекционизм правительства страны по отношению к так называемым ≪chaebol≫ (крупным семейным конгломератам), а также снизить таможенные тарифы на многие товары.

МВФ выразил  свое согласие предоставить Индонезии  кредит в размере $10 млрд в ответ на обещание ограничить монополию государственных компаний в отрасли продуктов питания, а также реформировать банковскую систему и устранить торговые барьеры, ограничивающие импорт товаров. Международный валютный фонд также потребовал от правительства Индонезии отказаться от своей доли в некоторых компаниях, что привело к продаже акций РТ Astra International одному из сингапурских консорциумов.

Местные политические деятели и группы, объединенные особыми  интересами, часто выражают резкий протест против навязывания таких  условий со стороны МВФ. По их мнению, иностранные компании, действуя через  МВФ, пользуются временными проблемами страны, чтобы добиться благоприятных  для себя изменений. В связи с  этим может сложиться достаточно неприятная Ситуация. Например, в 1998 г. МВФ потребовал от Индонезии осуществления  некоторых жестких мер, которые  привели к повышению цен и  увеличению безработицы в стране. В результате в Индонезии разгорелись  массовые беспорядки, а президент  Сухарто, так долго занимавший этот пост, вынужден был подать в отставку.

Международный валютный фонд (International Monetary Fund (IMF)), созданный в 1945 г. по решению конференции в Бреттон-Вудсе, начал осуществлять операции с 1946 г. Он является межправительственной организацией, специализированным учреждением ООН, сочетающим в своей деятельности регулирующие, консультативные и финансово-кредитные функции. В центре внимания МВФ - проблемы мониторинга валютной политики стран - членов фонда, которых в настоящее время насчитывается 181. Штаб-квартира Фонда расположена в Вашингтоне.

МВФ является институциональной основой  современной МВФС. Каждое государство, вступая в эту организа-цию, осуществляет определенный денежный взнос - под-писную квоту, которая подлежит пересмотру каждое пя-тилетие. Размер квоты (выраженной в СДР) соответствует доли страны в мировом ВВП и определяет количество го-лосов, которое закрепляется за ней в Фонде, выступаю-щем, с точки зрения экономики, как международное акцио-нерное общество. Распределение голосов означает на сегод-няшний день преобладание нескольких государств: 17,7% голосов приходится на США, по 5,5% - на Германию и Японию, по 4,9% - на Великобританию и Францию, 3,4% - на Саудовскую Аравию, 3,1% - на Италию, 2,9% - на Россию. Структура МВФ включает Советуправ-ляющих - высший орган, состоящий из представителей стран - членов фонда и их заместителей, назначаемых сво-ими государствами на пять лет. Обычно в этом качестве выступают министры финансов или главы центральных бан-ков. Форма работы Совета - ежегодные сессии Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные эконо-мические отношения М, 2000. С. 197..

Вся текущая деятельность МВФ направляется Испол-нительным советом, которому Совет управляющих впра-ве передать решение любых вопросов, кроме отдельных, наиболее важных (например, прием новых членов, пере-смотр размера квот и т. п.). Исполнительный совет включа-ет в свой состав директора-распорядителя и 24 директора-исполнителя. Он проводит свои заседания не менее трех раз в неделю. Кроме названных элементов Фонд имеет в своей структуре ряд других органов: Временный комитет, Комитет по развитию и Комитет по статистике пла-тежных балансов, в компетенцию которых входит осуще-ствление специфических функций.

Источниками финансирования МВФ, кроме  членских взносов, являются займы у  наиболее развитых стран мира (так  называемая "группа 10", к которой  с 1984 г. присоеди-нилась Швейцария), которые производятся в соответствии с заключенным в 1962 г. Генеральным соглашением о зай-мах. В настоящее время собственный капитал МВФ дости-гает 290 млрд долл. Важнейшая функция Фонда - кредитование правительств на льготных условиях по различным взаимосогласованным средне- и долгосрочным программам с целью содействия в выравнивании платежных балансов и поддержания валютного курса. Кредиты предоставляются как из собственных, так и привлеченных средств Фонда в виде траншей или долей, составляющих 25% квоты соответствующего члена МВФ. Комиссионный сбор установлен в размере 0,5% от объема кредита, а процентная ставка формируется с учетом ставок по аналогичным кредитам на открытом рынке и колеблется в пределах 6-8% годовых, что существенно ниже уровня многих коммерческих бан-ков. В зависимости от условий предоставления кредиты МВФ бывают:

* в размере до 25% квоты (так  называемой резервной доли). Как  правило, такой кредит предоставляется  сроком на 1 год, с возможностью  продления до 4-5 лет;

* в расширенном варианте - до 300% национальной квоты (обычно в  течение трех лет),

* в виде компенсационных или  экстренных выплат из специальных  фондов;

* в форме финансирования буферных (сырьевых) за-пасов;

* через Фонд структурной перестройки,  созданный в 1987 г. для стран  с низким уровнем душевого  дохода

Использование страной ресурсов МВФ  сопровождает-ся принятием ею на себя весьма жестких обязательств в области макроэкономического регулирования экономикой, и, прежде всего, проведения валютно-финансовой полити-ки, согласованной и патронируемой этой организацией. Стандартный механизм кредитования предусматривает заимство-вание (покупку) нуждающимся правительством у Фонда определенной суммы иностранной валюты либо СДР в об-мен на эквивалентное количество национальной валюты, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке дан-ной страны. В свою очередь, возврат кредитов для стран с неконвертируемыми валютами состоит в обратном их выку-пе с расчетом в СКВ. Международный валютный фонд ока-зывает также техническое содействие своим членам и за-нимается подготовкой кадров через Институт МВФ в Ва-шингтоне со специализацией по финансовому анализу, ста-тистике и бухучету. Большой интерес для экономистов представляют обзоры, доклады и периодические издания Фонда.

Россия стала членом МВФ в 1992 г. За прошедшие годы суммарный объем  кредитов, полученных нашей страной  по линии Фонда, достиг более 12 млрд долл. Финансовый кри-зис 17 августа 1998 г. серьезно подорвал кредитную репута-цию России в МВФ, что значительно затруднило развитие сотрудничества с этой организацией.

 

 

 

3. Стоимость валюты и валютный курс

3.1. Основные характеристики валютного курса

Национальные денежные единицы  прирав-ниваются друг к другу в определенных пропорциях. Соотноше-ние между двумя валютами (своеобразная «цена» одной валюты, выраженная в денежных единицах другой страны),которое ус-танавливается в законодательном порядке или складывается на рынке под влиянием спроса и предложения, называется валютным курсам.

Курс национальной валюты может  выражаться в денежной единице другой страны, том или ином наборе валют («валютной корзине») или в международных  счетных единицах.

Формирование валютного курса  испытывает на себе воздей-ствие многочисленных факторов. Общей его основой является покупательная способность валюты, в которой отражаются сред-ние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Однако его конкретная величина зависит также от темпа ин-фляции, разницы в уровнях процентных ставок, состояния пла-тежного баланса. Большое влияние на валютный курс оказывают деятельность валютных спекулянтов и валютные интервенции (вмешательство центрального банка в операции на валютном рынке). В отдельные моменты резко возрастает значение такого фактора, как степень доверия к национальной и иностранной валюте. Весьма сильное воздействие нередко оказывают ожида-ния тех или иных изменений в экономической политике страны. В условиях переходной экономики России для формирования ва-лютного курса имеет значение и неодинаковая вовлеченность раз-личных сфер народного хозяйства в мирохозяйственные связи.

Информация о работе Международная валютная система