Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 16:26, курсовая работа
Разработка единой, научно обоснованной методики определения социальных нормативов расходования бюджетных средств, учитывающей инфляционные процессы, различие потребностей в социальных расходах, обеспечит объективность в определении размеров минимального бюджета. Вместе с тем, необходимо использовать регулирующие налоги не только как инструмент вертикального, но и горизонтального выравнивания доходов соответствующих бюджетов, что позволит уменьшить потребность в трансфертах и других видах межбюджетной помощи.
Введение 3
I. Местные бюджеты 5
1.1. Понятие и функции местных бюджетов ________________________________5
1.2. Права и обязанности органов местного самоуправления 6
II. Доходная и расходная часть местных бюджетов
2.1. Источники доходов местных бюджетов
2.2. Собственные доходы местных бюджетов, местные налоги
2.3. Расходы местных бюджетов
2.4. Регулирующие доходы местных бюджетов
III. Бюджетный процесс в городе Талдыкорган
3.1. Бюджет города Талдыкорган на 2008 год
IV. Проблемы местного самоуправления
4.1. Финансовые проблемы развития регионов
4.2.Основы сбалансированности местных бюджетов
Заключение
Список использованной литературы
Существующая система регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации государственых и местных налогов.
Тенденции развития экономики города Талдыкорган за последние годы свидетельствуют о наличии стабилизирующих факторов. Наметилось снижение темпов роста потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению, уровня инфляции – показателя, характеризующего стабильность действующей экономической системы. Так, если индекс потребительских цен за 2007 г. составил 141,5%, то за 2008 г. – 118,7%. В течение всего прошедшего года индекс потребительских цен постепенно снижался.
Сформировалась положительная динамика промышленного производства, обусловленная прежде всего ростом физических объемов, развитием процессов, импортозамещения, относительным сокращением производственных издержек.
Если за 2007 г. индекс физического объема составлял 11,9%, то за 2008 г. индекс физического объема составил 118,6%. Кроме роста объема товарной продукции в сопоставимых ценах, происходит увеличение объема отгруженной продукции по сравнению с произведенной, что говорит об уменьшении остатков готовой продукции на складах.
Индекс цен производителей промышленной продукции за год составил 130,6%, по инвестициям в основной капитал – 135,6%, тарифам на грузовые перевозки – 120,4%.
Таблица 1.
Макроэкономические показатели
социально-экономического положения города.
январь – декабрь 2008 г. |
в % к соответствующему периоду | ||
январю – декабрю 2007 г. |
декабрю 2007 г. | ||
Экономические индикаторы Объем промышленной продукции, млн рублей в том числе: потребительские товары, из них, пищевые Ввод в действие жилых домов, тыс.кв.м. Розничный товарооборот по всем каналам реализации, тыс.тг. Грузооборот предприятий транспорта, тыс. т/км. |
6599,3
2303,5 1882,5
109,2
5589,1
419,5 |
159,0
155,2 150,3
82,3
115,4
97,2 |
135,7
148,1 129,3
116,7 |
Социальные индикаторы Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, рублей Реальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (без выплат социального характера) Численность официально зарегистрированных безработных на конец отчетного периода, человек Индекс потребительских цен на товары и услуги |
1655,6
2417
101,6* |
141,2
115,5
63,6
122,3 |
131,9
111,1
118,7 |
* - декабрь к ноябрю
В течение 2008 г. на территории г. Талдыкорган завершено конкурсное производство 263 предприятий, т.е. процедура банкротства завершена и предприятия ликвидированы. В то же время на территории города за прошедший год образовалось 605 новых предприятий.
Общая характеристика предприятий и организаций.
По данным Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования число зарегистрированных субъектов города Талдыкорган, включая предприятия, объединения, их филиалы и другие обособленные подразделения, составило на 1 января 2009 г. 8807 единиц. Наибольшее число самостоятельных предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании (42,5%), промышленности (12,8%), строительстве (10,7%).
Распределение зарегистрированных предприятий по организационно-правовым формам и формам собственности представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение зарегистрированных предприятий города
по организационно-правовым формам и формам собственности
Наименование организационно-правовой формы, формы собственности |
01.01.2008 г. |
01.01.2009 г. |
Всего единиц |
8241 |
8807 |
По организационно-правовым формам в том числе: юридические лица, в том числе: коммерческие организации, из них: государственные предприятия муниципальные предприятия
акционерные общества и некоммерческие организации филиалы, представительства и другие обособленные подразделения юридических лиц |
7861
6641
122 169 6150 1420
380 |
8455
6781
98 160 6523 1674
352 |
По формам собственности государственная собственность муниципальная собственность частная собственность собственность обществ, объединений, организаций прочие формы собственности |
464 455 6054 802 466 |
471 492 6439 932 473 |
Распределение общего числа зарегистрированных предприятий по формам собственности на 1 января 2009 года представлено в диаграмме.
Наибольший удельный вес (73,1%) среди зарегистрированных предприятий составляют предприятия с частной формой собственности.
Производственный потенциал экономики характеризуется высокой степенью физического и морального износа основных фондов. Администрация города, идя навстречу нуждам предприятий, законсервировала в 2008 году основные фонды 11 предприятия на сумме 769 тыс. тенге., таким образом предоставив льготы по налогу на имущество в сумме 15,4 тыс. тенге.
В течение года 9 предприятий расконсервировали свои основные фонды на сумму 9,4 тыс. тенге., вовлекая их в процесс производства.
В 2009 году администрацией города ужесточен подход к разрешению консервации основных фондов, и сумма законсервированного имущества 42 предприятий составила 391,7 тыс. тенге.
Коллективы промышленных предприятий и организаций города в 2008 году произвели товаров народного потребления с учетом алкогольных напитков и пива на 2303,5 тыс. тенге., что более, чем в 1,5 раза выше прошлогоднего в действующих ценах.
Администрацией города в 2008 году сформирован за счет средств городского бюджета страховой инвестиционный фонд для субъектов малого предпринимательства, из которого выданы ссуды предпринимателям на создание салона красоты (100 тыс.тг.) и на строительство остановочного комплекса (50 тыс.тг.), а также оказана материальная помощь в сумме 20 тыс.тг. производителям.
Принят ряд программ и положений, направленных на поддержание и стабилизацию экономики города: программа развития и поддержки малого предпринимательства, развития общественных работ, трудоустройства несовершеннолетних граждан в летний период, положение о размещении муниципального заказа.
В 2008 году было проведено 19 конкурсов по размещению муниципального заказа, заключены договора на сумму 431,4 тыс. тг. Это позволило сэкономить 11,0 тыс. тг. бюджетных средств.
Противоречивые тенденции в реальном секторе экономики сопровождаются возрастанием стоимости жизни. К концу 2008 года прожиточный минимум в среднем на душу населения превысил 796 тг., что на 3,8 % больше прошлогоднего.
Аномальной является
и структура бюджета
К сожалению, по-прежнему, большинство предприятий города испытывают острый недостаток оборотных средств, проблемы с выплатой заработной платы, велика взаимная задолженность.
Общая кредиторская задолженность на конец 2008 года достигла 8421,5 тыс. тг., что к уровню прошлого года составит 113,9%, в том числе просроченная 3912,7 тыс. тг. Из общего объема кредиторской задолженности 55% приходится на задолженность поставщикам. Задолженность по полученным кредитам и займам достигла 736,8 тыс. тг.
Дебиторская задолженность сложилась в размере 4714,1 тыс. тг., что к уровню прошлого года составит 104,1%, в том числе просроченная – 2170,4 тыс. тг. Задолженность покупателей составила 3695,2 тыс. тг.
По-прежнему высока доля убыточных предприятий, 32,3% предприятий сработали с отрицательными показателями. Доля убыточных предприятий в общем числе предприятий и их финансовый результат характеризуется данными таблиц 3 и 4.
Таблица 3.
Объем полученной прибыли по отдельным отраслям экономики
Балансовая прибыль, тыс.тг. |
Январь-декабрь 2008 г. в % к январю-декабрю 2007 г. |
Доля предприятий, получивших убыток, в % | |
Всего по г.Талдыкорган |
1114,0 |
112,6 |
32,3 |
Промышленность |
-40,2 |
- |
32,3 |
Транспорт и связь |
1000,8 |
187,4 |
39,6 |
Строительство |
22,3 |
41,8 |
30,8 |
Торговля и общепит |
16,0 |
69,5 |
32,3 |
Таблица 4.
Январь-декабрь 2007 г. |
Январь-июнь 2008 г. |
Январь – декабрь 2009 г. | ||||
Число убыточных в % к общему количеству предприятий в отрасли |
Сумма убытка |
Число убыточных в % к общему количеству предприятий в отрасли |
Сумма убытка |
Число убыточных в % к общему количеству предприятий в отрасли |
Сумма убытка | |
Промышленность |
34,0 |
97,6 |
29,5 |
63,2 |
32,3 |
406,7 |
Строительство |
39,4 |
26,0 |
40,6 |
18,7 |
30,8 |
33,1 |
Транспорт и связь |
43,5 |
38,4 |
42,6 |
17,3 |
39, |
20,4 |
Торговля и общепит |
32,4 |
18,6 |
31,7 |
8,1 |
32,3 |
12,7 |
К концу 2008 года снизилась просроченная задолженность предприятий города по выдаче средств на заработную плату со 101 тыс.тг. на начало года (121 предприятие) до 88,9 тыс.тг. (98 предприятий) на конец года. Полностью погашена задолженность по учреждениям образования и здравоохранения.
Несмотря на рост налоговых платежей, недоимка в бюджеты всех уровней остается высокой и составляет на 01.01.2009 г. 1,3 млн.тг., в том числе 373,6 тыс. тг. в городской бюджет.
Анализ социально- экономического развития города за предыдущие годы помогает разработать прогноз развития экономики и социальной сферы города на будущий год. Это является предварительным этапом формирования проекта бюджета города.
Разработка прогноза экономического и социального развития является основой для составления проекта бюджета. На основе анализа социально-экономического развития с учетом данных сводного финансового баланса, отчетных данных об исполнении городского бюджета в срок до 1 августа разрабатывается предварительный этап прогноза и целевые программы.
Основные показатели прогноза экономического и социального развития г. Талдыкорган представлены в таблице 1 приложения 1.
Указанные показатели использованы при прогнозировании доходов и расходов городского бюджета.
Главой администрации города в срок до 10 июля принимается решение о начале работы по составлению проекта бюджета города, т.е. эта работа начинается за 6 месяцев до начала следующего финансового года.
Отраслевые управления и отделы, бюджетные учреждения представляют в финансовое управление города расчеты, сметы, программы и заявки на плановые ассигнования из городского бюджета в срок до 1 августа. Администрация города в срок до 15 августа представляет основные проектировки по бюджету в областное финансовое управление для рассмотрения. В случае, когда в показатели городского бюджета вносятся изменения и уточнения или они отклоняются, то в десятидневный срок составляются протоколы об имеющихся разногласиях, которые должны содержать обоснования имеющихся разногласий.
Финансовым управлением совместно с администрацией готовится бюджетное послание в городской Акимат в срок до 1 ноября, которое предварительно обсуждается на коллегии при главе администрации и расширенных совещаниях.
Бюджетное послание включает
в себя основные показатели прогноза
социально-экономического развития города,
основные направления бюджетно-