Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 00:38, курсовая работа
Местные финансы являются основой экономического процесса местного самоуправления и наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам власти, объектами муниципальной собственности, служат базой для решения проблем эффективного функционирования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования, исполняют практически все конституционные права граждан проживающих на территории муниципального образования. Таким образом, актуальность исследования, посвященного проблемам муниципальных финансов неоспорима.
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Сущность и виды местных финансов ………………………. 5
Глава 2 Содержание муниципальных финансов ……………………. 10
Глава 3 Особенности организации муниципальных финансов……... 13
3.1. Бюджет муниципального образования (местный бюджет)…….. 16
3.2. Бюджет муниципального внебюджетного фонда………………. 19
Глава 4. Местный бюджет как ключевое звено в системе местных
финансов……………………………………………………………….. 20
4.1. Основные статьи доходов бюджета……………………………… 20
4.2. Основные статьи расходов бюджета……………………………... 26
Заключение……………………………………………………………... 29
Список литературы…………………………………………………….. 31
Приложение 1…………………………………………………………... 33
В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).
В-пятых, концентрируя часть
финансовых ресурсов в местных бюджетах,
органы представительной и исполнительной
власти, могут централизованно
В-шестых, финансовые органы
муниципалитетов могут через
местные бюджеты оказывать
Экономическая сущность местных
бюджетов проявляется в их назначении.
Они выполняют следующие
(1) формирование денежных
фондов, являющихся финансовым
(2) распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
(3) контроль за финансово-
Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов может еще больше возрасти при определенных условиях. Такими условиями могут быть наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.
Глава 2. Содержание муниципальных финансов
Особое положение в финансовой системе принадлежит государственным и муниципальным (местным)1 финансам, что обусловлено их специфическим назначением — обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.
Согласно Конституции РФ равноправными субъектами РФ являются области и входящие в их состав автономные округа. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких областей и автономных округов осуществляется в условиях разграничении полномочий не только с федеральным центром, но и между самими субъектами РФ. При этом перечень доходов и пропорции их зачисления в бюджеты указанных субъектов РФ могут регулироваться федеральными законами и договорами (соглашениями) между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти области.
Федеральный закон от 06.10.2003
№ 131-ФЭ «Об общих принципах
Принцип равноправия субъектов РФ, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ, не предусматривает различий в объеме и составе полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения. В соответствии с федеральным законодательством для всех субъектов РФ устанавливаются единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единая методика расчета межбюджетных трансфертов.
В свою очередь для муниципальных образований законодательство РФ предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Наделение муниципального образования особым статусом обусловлено:
1 В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понятия «муниципальные» и «местные» используются в одном значении и в равной мере применимы при характеристике организации местного самоуправления в РФ.
концентрацией в границах
муниципального образования объектов
государственной безопасности, для которых
установлен особый режим функционирования
и охраны государственной тайны (статус
закрытого административно-
Формирование и использование финансовых ресурсов органон государственной власти и местного самоуправления осуществляется в форме различных фондов денежных средств: бюджетов и внебюджетных фондов.
Бюджеты формируются органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления для финансового обеспечения всех возложенных на них задач и функций. С помощью средств бюджетов осуществляется регулирование экономических и социальных процессов, развитие научно-технического прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др. Таким образом, бюджет выступает формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных потребностей общества.
Формирование внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного самоуправления в значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий. Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансирование таких мероприятий за счет специальных источников, используемых по целевому назначению. За счет средств внебюджетных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные мероприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономических, экологических потребностей общества.
Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления — это доходы, поступления и денежные накопления находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.
Муниципальные доходы — денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в бюджеты органов местного самоуправления и муниципальные внебюджетные фонды.
Вместе с тем в Российской Федерации, также как и во многих других государствах, формирование муниципальных внебюджетных фондов запрещается, поэтому муниципальные доходы включают только доходы бюджетов органов местного самоуправления.
В Российской Федерации муниципальные доходы образуются посредством мобилизации налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений. В условиях рыночной экономики формирование преобладающей части государственных и муниципальных финансовых ресурсом обеспечивается с помощью налогов.
В Российской Федерации с целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем финансовом рынке в формах муниципальных займов и возмездное отчуждение определенных видов муниципального имущества. Право органов местного самоуправления на внешние заимствования не предусматривается.
Муниципальные расходы — это денежные средства, направляемые из бюджетов органов местного самоуправления и муниципальных внебюджетных фондов на решение вопросов местного значения.
С учетом того, что в Российской Федерации формирование муниципальных внебюджетных фондов не допускается, в составе муниципальных расходов выделяются только расходы бюджетов органов местного самоуправления. В свою очередь необходимость в муниципальных расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). Многообразие видов муниципальных расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых органами местного самоуправления на том или ином этапе развития.
Глава 3. Особенности организации муниципальных финансов
Основная задача организации
муниципальных финансов — обеспечение
органов местного самоуправления финансовыми
ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного
решения вопросов местного значения. Согласно
ст. 9 Европейской Хартии местного самоуправления
органы местного самоуправления имеют
право на обладание достаточными собственными
финансовыми ресурсами, которыми они могут
свободно распоряжаться при осуществлении
своих функций. Финансовые средства органов
местного самоуправления должны быть
соразмерны их полномочиям. Формирование
стабильной финансовой базы органов местного
самоуправления является важнейшим направлением
финансовой политики государства. Принадлежность
финансовых ресурсов органам местного
самоуправления — один из содержательных
признаков муниципальных финансов. Мировая
практика административно-
Зарубежный опыт свидетельствует о многообразии подходов к определению территориальной организации местного самоуправления, когда правами местного самоуправления наделяются различные территориальные образования (города, поселки, сельские населенные пункты, общины и т. п.; районы, округа, кантоны и др.). В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальными образованиями являются поселения, городские округа, муниципальные районы и внутригородские территории городов федерального значения. При
1 Местное сообщество - объединение граждан, связанных совместным проживанием на определенной территории, как правило, в границах населенного пункта; основная территориальная единица местного самоуправления.
этом перечень территориальных единиц, в пределах которых реализуется местное самоуправление, и видов муниципальных образований определен как исчерпывающий и подлежит изменению и дополнению только в рамках федерального законодательства.
Многообразие видов
Необходимость разделения государственных и муниципальных финансов продиктована обособленным положением органов местного самоуправления в системе органов власти. В своей деятельности органы местного самоуправления обеспечивают реализацию права граждан на самостоятельное и под свою ответственность решение всех вопросов местного значения, определенных федеральным законодательством.
Статья 12 Конституции РФ гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это предусматривает, что органы местного самоуправления имеют право на формирование собственных финансовых ресурсов и самостоятельный выбор направлений и форм использования денежных средств. Запрет на произвольное отчуждение финансовых ресурсов органов местного самоуправления дополняется гарантией передачи органам местного самоуправления дополнительных финансовых ресурсов в порядке обеспечения делегируемых им государственных полномочий.
Информация о работе Муниципальные (местные) финансы и их место в финансовой системе страны