Муниципальные (местные) финансы и их место в финансовой системе страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

Местные финансы являются основой экономического процесса местного самоуправления и наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам власти, объектами муниципальной собственности, служат базой для решения проблем эффективного функционирования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования, исполняют практически все конституционные права граждан проживающих на территории муниципального образования. Таким образом, актуальность исследования, посвященного проблемам муниципальных финансов неоспорима.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Сущность и виды местных финансов ………………………. 5
Глава 2 Содержание муниципальных финансов ……………………. 10
Глава 3 Особенности организации муниципальных финансов……... 13
3.1. Бюджет муниципального образования (местный бюджет)…….. 16
3.2. Бюджет муниципального внебюджетного фонда………………. 19
Глава 4. Местный бюджет как ключевое звено в системе местных
финансов……………………………………………………………….. 20
4.1. Основные статьи доходов бюджета……………………………… 20
4.2. Основные статьи расходов бюджета……………………………... 26
Заключение……………………………………………………………... 29
Список литературы…………………………………………………….. 31
Приложение 1…………………………………………………………... 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по финансам.docx

— 69.28 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.- Примерная функциональная структура расходов местных бюджетов за 2009г. (%)

 

Статьи расходов

По видам бюджетов

Всего

 
 

городов областного подчинения

районов

городов районного подчинения

поселковых

сельских

по местным органам  власти

 

Местное самоуправление

3,9

7,3

4,6

6,8

12,1

5,3

 

Правоохранительная деятельность

1,6

1,2

1,6

0,5

0,2

1,4

 

Отраслевые расходы

7,1

8,2

2,1

1,3

1,4

7,0

 

Жилищно-коммунальное хозяйство

34,6

23,8

37,8

28,0

10,4

30,3

 

Образование

24,6

29,3

36,5

45,4

56,6

28,1

 

Культура, искусство и  кинематография

1,6

3,0

1,5

2,5

8,1

2,3

 

Здравоохранение и физическая культура

15,8

14,8

10,9

9,8

8,8

15,0

 

Социальная политика

5,4

7,6

3,2

1,7

1,7

5,7

 

Прочие расходы

5,4

4,8

1,8

4,0

0,7

4,9

 

Итого расходов без бюджетных  ссуд

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 
               

Из функциональной структуры  расходов местных бюджетов за 2009г. видно, что наибольшее значение в РФ уделяется  жилищно-коммунальному хозяйству  т.к. на его финансирование уходит 30,3 % местного бюджета. На втором месте  по значимости находится образование - 28,1 %, на третьем- здравоохранение и  физическая культура - 15,0 %. Если внимательнее посмотреть на данные таблицы, то можно  заметить, что наименьшее значение уделяется правоохранительной деятельности, это связано с финансированием  данного вида деятельности из федерального бюджета.

 

Заключение

Проведенное исследование позволяет  сделать следующие основные выводы.

Самоуправление на любом  уровне эффективно только в том случае, если оно опирается на солидную финансовую и экономическую основу. Реализация задач местного самоуправления требует  высокой степени самостоятельности  материально-финансовой базы. Для полнокровного  развития местного самоуправления и  совершенствования его финансовой деятельности органы местного самоуправления обладают собственной компетенцией.

Финансы местного самоуправления состоят из отдельных, но взаимосвязанных  звеньев, совокупность которых образует финансовую систему муниципального образования. За счет многозвенности достигается  гибкость и эффективность финансовой системы.

Объективная необходимость  денежных отношений обусловливает  наличие специальной финансовой деятельности органов местного самоуправления, которая имеет свой объект и функции.

Основные денежные средства местного самоуправления концентрируются  в соответствующем местном бюджете. Реализация законодательно закрепленного  права каждого муниципального образования  на самостоятельность немыслима  без наличия собственного бюджета  и прав по его составлению, утверждению  и исполнению без вмешательства  извне.

Обеспечение самостоятельности  бюджета муниципального образования  в целях выполнения задач и  функций местного сообщества обуславливает  наличие у органов местного самоуправления компетенции в сфере налогообложения. Налоговая компетенция данных органов  касается как местных налогов, так  и налогов других уровней. Развитие финансовой деятельности местных сообществ  предполагает расширение налоговой  компетенции органов местного самоуправления. Местные налоги являются публичной  категорией, отличаются от государственных, имеют собственную классификацию  и образуют систему.

Острая потребность местного самоуправления в дополнительных финансовых средствах продиктовала необходимость  осуществления кредитной компетенции  путем выпуска муниципальных  ценных бумаг.

Правоотношения по муниципальному кредиту имеют свой состав, объект и субъектов. Компетенция органов  самоуправления муниципального образования  в сфере кредита осуществляется представительным и исполнительным органом соответственно. Таким образом, для осуществления самостоятельной финансовой деятельности органы местного самоуправления наделены законодательством и иными нормативными актами определенной компетенцией. Однако, практически каждое полномочие в сфере финансов является дискуссионным, сложным и неустойчивым, требующим четкой правовой регламентации. Реализация финансовой деятельности городских органов самоуправления предполагает создание четкой системы финансово-правовых актов. Система правового регулирования рассматриваемого объекта включает в себя три уровня - федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Правовая основа финансовой деятельности органов местного самоуправления весьма обширна, в некоторых случаях громоздка и отличается нестабильностью.

Множественность и разнонаправленность  интересов групп, включенных в планово-бюджетный  процесс на местном уровне, превращает его в процесс политический, на каждой стадии которого необходима апробация  результатов политическими институтами, в первую очередь органами представительной власти. Нужна жесткая законодательная  регламентация бюджетного процесса, следовательно, возникает необходимость  в принятии целого ряда нормативных  актов.

При возникновении бюджетного дефицита муниципальные органы власти могут воспользоваться не только муниципальным кредитом, но и субвенциями  из фондов компенсаций. Субвенции в  последнее время стали наиболее распространенной формой выделения  денежных средств. Это связано с  тем, что в отличие от субсидий, дотаций и трансфертов они  выделяются на определенные цели, и, следовательно, их использование легче контролировать.

Средства в помощь региональным и местным бюджетам могут быть выделены несколькими способами.

- метод ликвидации разрывов  в нижестоящих бюджетах -- это  средства, образующиеся за счет  отчисления определенного процента  от налогов, закрепленных за  вышестоящим бюджетом.

- следующим методом восполнения  бюджетного дефицита являются  дотации.

- в случае зависимости  территориальных бюджетов от  сезонных колебаний могут быть  использованы бюджетные ссуды,  которые предоставляются вышестоящими  бюджетами.

 

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.» № 131 -ФЗ // Российская газета. 08.10.2003. №202. Ст. 2.

3. Пансков В.Г. О некоторых особенностях развития местного самоуправления в России// Финансы, 2005, № 3.

4. Чудаков А., «Местное самоуправление и управление за рубежом (некоторые вопросы теории)», 2007 г., № 4.

5. Василий Матеюк. Межбюджетные отношения// Муниципальная власть,2005. №5

6. Баранова Л.Г. и др. Бюджетная система Российской Федерации /..- М., 2006. - 324 с.

7. Грязнова А. Г., Маркина Е. В. Финансы: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2012. - 496 с.: ил.

8. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 256 с.

9. Литовченко. В. П. Финансы: Учебник. -- 2-е изд., перераб. и испр. -- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. -- 588 с.

10. Нешитой А. С. Финансы: Учебник. -- 6-е изд., перераб. и доп. -- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. -- 512 с. 242-245,269-280

11. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по Ф59 экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105) / Под ред. Г.Б. Поляка. -- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 703 с.

12. Поляк Г.Б. Финансы: учебник для студентов вузов, -- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 762с.

13. Поляк Г.Б., Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061000 «Государственное и муниципальное управление», 060400 «Финансы и кредит» /-- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 319 с.

14. Романовский M.B. и др Финансы, денежное обращение и кредит : учебник. -- М.: Юрайт-Издат, 2007. - 543 с.

15. Родионова В.М. Финансы . - М.:Финансы и статистика, 2007.- 297 с.

16. http://www minfin.ru

17. http://www.roskazna.ru

18. http://www.gks.ru.

 

Приложение 1

рис.1 Схема бюджетного устройства в Российской Федерации



Информация о работе Муниципальные (местные) финансы и их место в финансовой системе страны