Налоги как основной источник доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет, как главное средство мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоев населения. Для формирования бюджета используются налоговые и неналоговые источники доходов. Доходы бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. В Республике Беларусь налоговые поступления составляют основную часть доходов бюджета.

Содержание

Введение……………………………………….……………………………….4
Основная часть…………………………………….………………..………..6
1. Понятие, классификация, элементы налога..…………………………..6
1.1 Понятие налога………………………………………………………..6
1.2 Элементы налоговой системы………………………………….…….8
1.3 Классификация налогов……………………………………………..10
2. Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе……14
3. Налоговая политика Республики Беларусь в 2011 году……………...30
Заключение….…………………………………………………………….…38
Список использованных источников……………………………….………40

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги как основной источник доходов гос. бюджета.docx

— 79.34 Кб (Скачать файл)

гербовый сбор;

оффшорный сбор;

консульский сбор;

экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям  национальных парков и заповедников;

государственная пошлина;

регистрационные и лицензионные сборы;

патентные пошлины.

б) местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:

налог с розничных продаж;

налог за услуги;

налог на рекламу;

сборы с пользователей.

По видам плательщиков:

а) взимаемые с юридических лиц,

б) взимаемые с физических лиц.

По способу изъятия:

а) прямые – направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, в которые в свою очередь входят:

реальные – взимаются  с отдельных видов имущества  налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика.

личные – это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые  с источников дохода или по декларации, при исчислении которых принимается  во внимание финансовое положение налогоплательщика. К ним относятся:

б)  косвенные – это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:

акциз – налог с оборота, взимаемый  со  стоимости товаров  массового производства,

 налог на добавленную  стоимость, который является частью  вновь созданной  стоимости,

таможенная пошлина –  косвенный налог на импортные  или экспортные товары, поступающие  в доход бюджета государства.

По объекту обложения:

а) платежи, уплачиваемые из выручки от реализации:

  • НДС,
  • Акцизы,
  • Платежи по общему нормативу 3,9% (сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд),
  • Налог на продажу в розничной торговле,
  • Налог с продаж автомобильного топлива,
  • Таможенные сборы.

б) платежи, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:

  • единый платеж от фонда оплаты труда,
  • отчисления в Фонд социальной защиты населения,
  • платежи за землю,
  • экологический налог,
  • отчисления в центральные инновационные фонды,
  • сбор на содержание и размещение отходов,
  • государственная пошлина.

в) платежи, уплачиваемые из прибыли:

  • налог на недвижимость,
  • налог на доходы,
  • налог на прибыль,
  • транспортный сбор,
  • сбор на содержание и развитие инфраструктуры города.

г) сборы, относимые юридическими лицами на финансовый результат:

оффшорный сбор – объектом налогообложения является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной  зоне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе.

В условиях рыночных отношений  налоговая система является одним  из важнейших экономических регуляторов. Налоги - основная форма доходов  государства. Налог взимается для  покрытия общественно полезных потребностей всего общества, а не конкретного  налогоплательщика.

Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах  налогообложения, с учетом разработанных  налоговой практикой других стран  принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного  периода не все они легли в  основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

В основу налоговой системы  Республики Беларусь положены следующие  принципы:

· однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;

· оптимальное сочетание  прямых и косвенных налогов;

· одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;

· установленный порядок  введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;

· четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в  основу которой положена компетенция  соответствующей власти;

· обоснование и точное распределение налоговых доходов  между бюджетами разных уровней;

· стабильность ставок налога в течение довольно длительного  периода и простота исчисления платежа.

В Республике Беларусь разработан налоговый кодекс (НК РБ), который  является единым систематизированным  сводом законов государства, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин, где отражены основные принципы налогообложения Республики Беларусь, и в соответствии с которым осуществляются налоговые платежи в бюджет:

Подоходный налог  с физических лиц

Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в  течение календарного года:

физическими лицами, признаваемыми  налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами;

физическими лицами, не признаваемыми  налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ.

Есть несколько видов  дохода, не облагаемого этим налогом (стоимость путевок, за исключением  туристических, в санаторно-курортные  и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов; все виды социальных пособий; средства, вырученные от продажи  личного имущества (недвижимость –  раз в пять лет и автотранспортные средства – раз в год); доходы от продажи продукции, произведенной на приусадебных участках и др.).

Подоходный налог с  физических лиц взимается по ставке 12 процентов.

Плательщики при наличии  оснований могут воспользоваться  стандартными, социальными и другими  налоговыми вычетами.

При определении размера  налоговой базы плательщик имеет  право на получение следующих  стандартных налоговых вычетов:

в размере 292 тыс. рублей за каждый месяц года в отношении доходов, не превышающих 1766 тыс. рублей в месяц;

в размере 81 тыс. рублей на каждого  ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца за каждый месяц  года;

в размере 410 тыс. рублей за каждый месяц года следующие категории  плательщиков: ветераны различных войн, инвалиды I и II групп всех видов инвалидности.

Плательщик имеет право  на получение социального налогового вычета:

в сумме, уплаченной им в  течение года за свое обучение или  обучение члена семьи в учреждениях  образования Республики Беларусь при  получении первого высшего или  среднего специального образования;

в сумме, не превышающей четырех  базовых величин (140 тыс. рублей) за каждый месяц налогового периода, уплаченной в качестве страховых взносов  по договорам добровольного страхования  жизни и дополнительной пенсии, заключенным  на срок не менее пяти лет, а также  по договорам добровольного страхования  медицинских расходов.

Налог на прибыль

Плательщиками налога на прибыль  являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические  лица и международные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества, хозяйственные  группы.

Налогооблагаемая прибыль  определяется как общая сумма  прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов  от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Ставка налога на прибыль  составляет 24 процента.

Налоговые льготы в виде снижения ставок налога установлены  в законодательном порядке для:

организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в  стоимостном выражении в общем  объеме их производства составляет не менее 50 процентов (уплачивают налог  по ставке 10 процентов);

организаций, включенных в  перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в части прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных  товаров (работ, услуг) собственного производства (ставка налога уменьшается на 50 процентов);

организаций, получающих прибыль  от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся  на территории Республики Беларусь, либо их части (ставка налога уменьшается  на 50 процентов).

От налога на прибыль освобождаются:

прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений производственного  назначения и жилищного строительства, а также полученных и использованных на эти цели кредитов банков, займов нерезидентов Республики Беларусь, оформленных  в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь;

организации, в которых  более 50 процентов от списочной численности  в среднем за период составляют инвалиды;

организации, осуществляющие эксплуатацию объектов придорожного сервиса  в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов;

другие организации, указанные  законодательством.

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

Налогом на доходы облагаются доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Ставки налога составляют по:

плате за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг - 6 процентов;

по доходам от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления - 10 процентов;

дивидендам и доходам  от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся  на территории Республики Беларусь, либо их части - 12 процентов;

другим доходам - 15 процентов.

Налог на добавленную  стоимость

Плательщиками налога на добавленную  стоимость (НДС) признаются юридические  лица Республики Беларусь, иностранные  юридические лица и международные  организации, простые товарищества, хозяйственные группы, индивидуальные предприниматели, а также организации  и физические лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В Республике Беларусь действует  зачетный метод исчисления НДС. Сумма  налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разность между общей суммой налога, исчисленной  по итогам налогового периода и суммами  налоговых вычетов. Если сумма налоговых  вычетов превышает общую сумму  налога, плательщик налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых  вычетов и общей суммой налога подлежит вычету в следующем налоговом  периоде.

Не признаются объектом налогообложения  НДС:

суммы, полученные уполномоченными  органами за совершаемые юридически значимые действия при предоставлении организациям и физическим лицам  определенных прав (государственная  пошлина, патентные пошлины, консульский  сбор, гербовый сбор), платежи в бюджет либо в государственные внебюджетные фонды;

перечисляемые в доход  бюджета суммы арендной платы, полученные от сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) предприятия в целом  как имущественного комплекса, находящегося в государственной собственности;

средства, полученные в результате отчуждения в установленном законодательством  порядке находящегося в государственной  собственности имущества;

выбытие имущества в связи  с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, авария, стихийное бедствие, дорожно-транспортное происшествие);

отчуждение имущества  по решению суда в порядке взыскания  налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов  за совершение административных правонарушений и (или) преступлений;

обороты по реализации долей  в уставных фондах организаций.

Налог на добавленную стоимость  взимается по следующим ставкам:

0 процентов: товары, помещенные  под таможенную процедуру экспорта, а также вывезенные в государства-члены  таможенного союза; работы (услуги) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иные подобные работы (услуги), непосредственно связанные с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемые транспортные услуги, включая транзитные перевозки, а также экспортируемые работы по производству товаров из давальческого сырья (материалов); работы (услуги) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемые для иностранных организаций или физических лиц.

Информация о работе Налоги как основной источник доходов бюджета